Время собирать камни. Самарканд. Площадь Регистан
А в 9 часов вечера, когда начинают опускаться сумерки, автобусом нашу группу доставили на главную площадь древнего города — Регистан (буквальный перевод – «песчаное место»). В этом центре города сливаются шесть радиальных улиц, образуя торговый, административно-политический и культурный центр. Здесь взлетели ввысь голубые минареты трёх медресе (на верхнем фото слева).
Начало комплекса было положено строительством в 1420 году медресе Улугбека, которое находится в левой части площади.
Медресе Шердор (1619-1631 г.г.) расположено напротив медресе Улугбека и представляет собой как бы зеркальное его отражение. Примечательной особенностью является мозаичное изображение на тимпанах медресе знаков зодиака в виде льва и лани на фоне солнца — облика человека. Отсюда и название Шердор – львиное (нижнее фото слева).
С севера (в центре верхнего фото слева) площадь Регистан замыкает медресе Тиллякари (1646-1661 г.г.), название которого происходит от пышной богатой отделки золотом ханаки-мечети (в переводе – «золочёное»).
Три здания, три великана, где нашли выражения великие достижения архитектурного искусства XV-XVI в.в., сформировали величественный ансамбль.
Нет, не зря нас привезли на Регистан к позднему вечеру. С наступлением сумерек на площади началось светомузыкальное представление. В различных точках на зданиях установлены многочисленные громкоговорители и двести цветных прожекторов.
Начинается представление величественно поставленным голосом (аж мурашки по коже) от имени главной площади: «Я Регистан! Я обращаюсь к вам, потомки...»
Далее медресе как бы оживают и ведут между собой разговор о древней истории Самарканда. Звук записан по 16 каналам, что создаёт явственный стереоэффект. В зависимости от содержания текста меняется направление на источник звука и подсветка, окрашивая в различные цвета стены древних храмов, ведущих между собой мудрую беседу (второе от левого края фото).
Много непонятного для нас, не знающих истории и культуры этого края, но эффект от спектакля потрясающий.
Для интуристов имеется дубликат фонограммы на английском языке. Для них же предназначен передний ряд скамей, застеленный мягкими покрывалами. Нам на первые ряд садиться не разрешили, хотя места были свободными! Потому что мы русские. И на голых скамейках перебьёмся, как-нибудь...
Чтобы осмотреть красоты медресе изнутри и снаружи, сделать фотоснимки, просто погулять по прилегающему скверу с фонтаном довелось побывать на Регистане ещё раз.
Уникальность медресе заключается не только в архитектуре строений и не поддающимся описанию великолепии декора (см. образец на фото справа). После осмотра возникает удивительное ощущение голубизны окружающего мира: и прозрачную бескрайность неба, и нежную глазурь горных озёр, и бирюзу куфических надписей — всё соединило в себе совершенство медресе Регистана.
Прогуливаясь вокруг медресе Улугбека, у северной стены нашёл обломок изразца, неизвестно откуда взявшийся и неизвестно как сумевший здесь сохраниться (второе фото справа). Вообще-то я втайне рассчитывал найти что-нибудь похожее на обломок конструкции здания. Но такая удача!
Поливные изразцы азиатских культовых строений поражают обилием и насыщенностью цвета. Вот и этот крошечный осколок медресе размером всего 50 х 40 миллиметров вместил в себя краски в четыре цвета – белый, голубой, синий и чёрный! Просто какое-то чудо!
Самый драгоценный камень для моей коллекции из путешествия в Среднюю Азию.
Это XV век !
Александр Соханский
декабрь 2025 года
П Р И М Е Ч А Н И Я
* Воспроизведение текста авторской публикации «Странствия по Союзу. Восток – дело тонкое» http://proza.ru/2022/01/28/734
** Фотогафии 2 и 4 из фотопутеводителя «Туристские центры Узбекистана». Идательство «Планета», 1984
Свидетельство о публикации №225121600407