Багават-гита. 13 Глава
1. Арджуна сказал:
О материи и Духе, а также о «Поле» и «Знающем поле» - хочу я узнать.
О мудрости и процессе её познания – хочу услышать от Тебя, о Кришна!
2. Высочайший сказал:
Это тело, именуется полем. Того, кто познал его, мудрые называют познавшим поле.
3. Познавший поле – познает также и Меня. Я познал все поля пребывая во всех полях. Мудростью называется знание поля и Познавшего поле – это Моё мнение.
4. Описание поля и его природы, как оно изменяется и откуда возникает, а также кто есть Знающий поле и каково его влияние – об этом, кратко, ты услышишь от Меня.
5. По-разному воспевали это мудрецы в разных гимнах и в вещих словах Брахма-сутры, исполненной разума.
6. Великие элементы1, личность, разум, а также Непроявленное, одиннадцать чувств и пять пастбищ чувств.
7. Желание, отвращение, радость, страдание, совокупность, признаки жизни, убеждения – всё это служит примером поля и его изменения.
8. Смирение, непритязательность, доброта, терпимость, простота, служение учителю, чистота, стойкость и самообладание.
9. Бесстрастное отношение к предметам чувств, отсутствие эгоизма, а также спокойное отношение к рождению, смерти, старости, болезням,
10. Отсутствие привязанности, в том числе, к сыну и дому, равновесие среди желанных и нежеланных событий.
11. Непоколебимая преданность Мне путем йоги, беспрестанное стремление к уединению, отсутствие привязанности среди людей,
12. Постоянство в духовном поиске, устремленность к постижению истинных знаний, философии – всё это мудрость. Остальное – неведение.
13. Теперь Я объясню тебе то, познаваемое, и ты ощутишь сладкий вкус вечного. Безначальный и Высочайший Брахман лежит за пределами причин и следствий.
14. Всюду имея руки и ноги; везде глаза головы и уста; Всеведущее То пребывает в мире, обнимая всё.
15. Всех чувств изначальный источник, не имеющий органов чувств; не связанный ни с чем и поддерживающий всё; а также не имеющий гун и пользующийся гунами.
16. Снаружи, а также внутри всех живых существ; Неподвижный а также непрерывно движущийся; вне материального видения и Непознаваемый; Близкий и одновременно невыразимо далекий – Тот.
17. Не разделенное среди живых существ, и всё же пребывающее порознь в каждом; Поддерживающее Жизнь - То; Поглощающее и Производящее;
18. Источник света во всех светящихся телах; То – за пределами тьмы; мудрость; мудростью постигаемая - Цель Мудрости; во всех сердцах Пребывающее;
19. Таковы поле, Мудрость и Предмет Мудрости в кратком изложении. Осознавший всё это Мой ученик Мою Суть постигает.
20. Знай также, что и Дух, и Материя одинаково не имеют начала;
знай также, что все изменения и все гуны возникают от Материи.
21. Материя является источником возникновения причин и следствий.
Дух является причиной восприятия радости и скорби.
22. Пребывая в Материи, Дух пользуется произведенными от Материи свойствами. Привязанность к гунам является причиной его хороших или плохих рождений.
Обозревающий, а также Разрешающий, Поддерживающий и Наслаждающийся, Великий Владыка и Высочайшее Я - так именуется в этом теле Высочайший Дух.
23. Кто таким образом знает Дух и Материю с её качествами, в каких бы условиях он не был, он не подлежит более рождению.
24. Некоторые созерцают Величайшее Я в своем я, соединяясь с ним посредством медитации; другие – посредством познания мудрости,
иные – посредством бескорыстной деятельности.
25. Другие, не знающие обо всём этом, но слыша от других – искренне поклоняются. Они также выходят за пределы пути смерти, благодаря услышанному.
26. Знай, что всё существующее, и подвижное, и непрерывно движущееся, есть соединение поля и Знающего Поле.
27. Величайший Господь, бессмертный во всех смертных существах равно пребывает. Кто так видит, тот видит истинно.
28. Кто видит Величайшего Господа, равно пребывающем всюду, тот контролирует свою Душу и вступает на Высочайший Путь.
29. Кто видит, что все действия совершаются Материей,
а Дух бездействует, тот видит истину.
30. Когда он понимает, что многообразие существ коренится в Едином, и исходит от Него, - тогда он достигает Безличного Высшего Непознаваемого Принципа Вселенной.
31. Не имея начала и не имея трёх свойств природы, бессмертное Высочайшее Я, хотя и пребывает в теле, но не действует, и не подлежит воздействию.
32. Как вездесущая пустота не подлежит воздействию из-за своей тонкости, так и Атман, пребывающий в теле, не подлежит воздействию.
33. Как единое солнце освещает всю землю, так и Владыка Поля озаряет все Поля.
34. Кто очами мудрости видит разницу между Полем и Познавшим Поле, и знает про освобождение живых существ от материи, тот идет к Всевышнему.
Так сказано в тринадцатой беседе между Шри-Кришной и Арджуной, именуемой
Йога распознавания между полем и Познавшим поле.
Свидетельство о публикации №225121600551