Багават-гита. 14 Глава

Глава 14

1. Высочайший сказал:
И снова Я возвещу тебе высочайшую мудрость, познав которую, все мудрецы достигали наивысшего совершенства.

2. Кто нашел убежище в этой мудрости, тот приобщился к Моей Природе, и уже не родится даже при сотворении вселенной и распад вселенной не затронет его.

3. Я оживляю вселенную, своей жизненной энергией. Отсюда происходит рождение всех живых существ.

4. В каких бы лонах не рождались живые существа, Брахман – их Высшее Лоно. Я же – производящий их Отец.

5. Саттва, раджас и тамас – таковы гуны рождающиеся от Материи. Они крепко привязывают к телу Неразрушимого Обитателя тела.

6. Из этих свойств, гармония (саттва) по своей незапятнанной чистоте, - очищает и освящает. Она приводит к радости и мудрости.

7. Знай, что страсть (раджас) - источник материальных привязанностей и желаний, сковывает Обитающего в теле влечением к материальной деятельности.

8. Невежество (тамас) – порождает неведение и вводит в заблуждение Обитающего в теле, связывая его небрежностью, беспечностью и ленью.

9. Гармония привязывает к блаженству. Страсть – привязывает к деятельности. Невежество – уничтожает мудрость и приковывает к беспечности.

10. Когда побеждены страсть (раджас) и невежество (тамас) – торжествует гармония (саттва). Когда побеждены гармония и невежество – побеждает страсть. Когда побеждены страсть и гармония – воцаряется невежество.

11. Когда свет мудрости излучается из всех врат тела, тогда можно знать – возрастает саттва.

12. Жадность, порывы и стремления, жажда деятельности, бесконтрольное удовлетворение желаний – все эти качества рождаются при возрастании раджаса.

13. Темнота, лень, беспечность, а также невежество – все они рождаются при возрастании тамаса.

14. Если в час смерти в воплощенном преобладает саттва – тогда он вступает в чистые миры обладателей высших знаний.

15. Если преобладает раджас – он рождается среди привязанных к материальной деятельности. Умирающий в состоянии тамаса – вновь родится среди неразумных.

16. Говорится, что плод праведности - гармония и чистота.
Воистину, плод страсти - есть страдание.
Плод невежества – тьма и бессмысленность.

17. От саттвы рождается мудрость. От раджаса – жадность.
Безумие, беспечность и глупость происходят от тамаса.

18. Пребывающие в гармонии – поднимаются наверх.
Страстные – остаются на среднем уровне.
Невежественные опускаются вниз, под тяжестью худших качеств.

19. Когда прозревший не видит иных причин деятельности кроме трёх свойств природы, и познает То, Высочайшее, тогда он приходит ко Мне.

20. Когда обитающий в теле поднимается над тремя гунами, порожденными миром материи, - тогда он освобождается от рождений, смерти, старости и скорби, и вкушает нектар наслаждений.

21. Арджуна сказал:
Как отличить того, кто поднялся над тремя свойствами?
Каково его поведение и как он освобождается от этих трёх свойств?

22. Высочайший сказал:
Кто не боится света, привязанностей и ошибок, когда они есть, и не стремится к ним, когда они уходят,

23. Кто уравновешен и спокоен при деятельности гун, и, понимая, что гуны действуют, наблюдает, не вовлеченный, как бы со стороны,

24. Уравновешенный в радости и скорби, уверенный в себе,
для кого ком земли, камень или золото – равны;
спокойный в приятном и неприятном, одинаково принимающий похвалу и упрёки,

25. Уравновешенный в чести и бесчестии, равный с другом и недругом,
отказавшийся от материальных пристрастий, -
о таком говорят, что он поднялся над тремя гунами.

26. Кто служит Мне, не уклоняясь с пути ученичества,
тот, поднявшись над тремя свойствами, достигает Брахмана (Мира Духа).

27. Брахман, Неразрушимый и Бессмертный – это Я, и здесь основа бесконечного блаженства.

Так сказано в четырнадцатой беседе между Шри-Кришной и Арджуной, именуемой
Йога освобождения от трёх свойств.


Рецензии