Искра
– Приветствую вас, будущие светила образования, прошу, присаживайтесь - преподаватель держал в руках книгу.
– Поднимите руки те, кто прочитал пьесу Шекспира "Гамлет" - примерно треть аудитории подняли руки.
– Кто смотрел экранизацию? - подняли руки все остальные – хорошо, будем считать, что все выполнили домашнее задание. Первый вопрос: что должен был сделать Гамлет, чтобы этой трагедии не произошло?
Кто желает ответить?
Руку подняла девушка.
– Прошу, Виктория отвечай.
– У него была возможность уехать в Англию сразу.
– Верно, присаживайся, ещё версии есть? На этот раз руку поднял парень. Аркадий Геннадьевич жестом дал разрешение на ответ.
– Он мог сразу убить Клавдия.
– Тоже вариант, спасибо присаживайся. Ещё? - педагог вопросительно осмотрел аудиторию. Руку никто не поднял – Хорошо. Мартын, хочу услышать тво; мнение.
Марчик встал.
– Ничего. Он сделал вс; как нужно.
– Интересное мнение. А как же так? Можно было предотвратить столько смертей, Клавдий и Гертруда продолжили бы править. Эльсинор процветает, все счастливы.
– Это не так - ответил Мартын.
– Почему?
– Потому что Гамлет, ценой собственной жизни разорвал порочный круг королевских убийств, который продолжался несколько поколений. К тому же народ был не доволен правлением Клавдия и предпочёл бы видеть на престоле именно Гамлета, на это есть отсылки в произведении.
– Замечательно! Присаживайся Мартын - Аркадий Геннадьевич похлопал в ладоши, весь класс его поддержал – Возможно я вас удивлю, но Клавдий не был полноправным правителем. На момент происходивших событий, он являлся "исполняющим обязанности", но не королём. Принц Гамлет являлся наследником престола, что значит был прямым конкурентом своего дяди. Соответственно и трагедия произошла на почве борьбы за власть.
– Почему Клавдий не был корол;м на тот момент? - выкрикнул кто-то из класса.
– Вопрос хороший, но его придётся задать ещё раз - парень, который выкрикнул, поднял руку – хорошо Артем, встань и задай свой вопрос. Артем повторил вопрос.
Тогда Аркадий Геннадьевич ответил: "Потому что вопрос наследия трона должна была решать делегация послов из Англии во главе с принцем Фортинбрасом. Скорее всего их голос был бы отдан в пользу Гамлета. Поэтому побег в Англию для принца был неприемлем, а убийство Клавдия отбросило бы тень на его репутацию. Если бы принц Гамлет уехал в Англию, то его дядя стал бы королём, чего, по мнению Гамлета он не достоин. Если бы принц убил Клавдия сразу, то он сам стал бы недостойным трона, так как не имел бы доказательств того, что именно Клавдий убил его отца. Следовательно трон бы занял Фортинбрас".
Марчик поднял руку.
– Есть вопросы молодой человек? - спросил Аркадий Геннадьевич.
– Скорее дополнение.
– Прошу, вставай, дополняй.
– Реакция Клавдия на выступление артистов, в подкорректированной Гамлетом пьесе, стала шикарным доказательством вины "исполняющего обязанности", которую засвидетельствовал весь двор. От сюда дуэль с Лаэртом и его, смазанный ядом клинок и отравленное пить;, которое выпила Гертруда. Я думаю, Гамлет имел все шансы доказать некомпетентность своего дяди делегации и взойти на престол.
– Именно! Отличное дополнение, благодарю Мартын, присаживайся. В пьесе ч;тко и тонко показано противостояние представителей жреческой власти и представителей эгоистично настроенных индивидуалистов. Почему я это сказал во множественном числе? Я имею ввиду представителей власти. Кто ответит?
– Разрешите? - спросил Арт;м, подняв руку.
– Пожалуйста.
– Я полагаю, что за спинами Гамлета и Клавдия стояли группы людей, каждая из которых заинтересованна в своём правителе.
– Совершенно верно! - на этот раз аплодисментами был награждён Артем – какая группа к кому относилась? Сможешь ответить?
– Я не знаю, группы же скрыты - сомневаясь ответил Арт;м.
– Вовсе не скрыты, присаживайся Арт;м, кто сможет ответить на этот вопрос? - Аркадий Геннадьевич всматривался в аудиторию, руку подняла Виктория. Отлично, Вика, отвечай.
– За Клавдием стоял почти весь двор Эльсинора, а за Гамлетом Горацио и народ. Теперь аплодисментов была удостоена Вика.
– Верно! Кто-нибудь желает внести дополнения?
Марчик поднял руку.
– Мартын.
– Фортинбрас с делегацией послов — это та самая, скрытая и влиятельная группа людей, которая стояла за спиной Гамлета.
– В яблочко - Аркадий Геннадьевич поднял вверх указательный палец – теперь мы выяснили, что жизнь подданных в государстве напрямую зависит от уровня развития и компетентности правителя. А зависит ли от этого сама власть?
– От личностных качеств правителя, сама власть не зависит, потому что власть – это мощный инструмент правления. А вот кто до этого инструмента доберётся, достойный или недостойный, тут скрыта вся соль.
-Спасибо Мартын, присаживайся. Могу добавить: если лишить правителя такого инструмента, например поменять местами директора и подчинённого, то сама власть как феномен, от этого не пострадает, а вот качество правления очень даже может. Вывод: от личностных качеств правителя, от уровня его развития и компетентности, напрямую зависит качество управления, как следствие жизнь внутри социума, а не сама власть. Поэтому и происходит борьба за власть, извечное противостояние добра и зла, за право подёргать рычаг давления на социум.
Марчик встал с места и начал аплодировать, через пару секунд вся аудитория аплодировала преподавателю стоя. Аркадий Геннадьевич, немного насладившись, жестом дал знак студентам занять свои места, все сели.
– Поиграем? - спросил преподаватель, после десятисекундной паузы.
– Да! - загудела аудитория.
– Все слышали про эксперимент "Третья волна", проведанный в 1967 году? Поднимите руки, те кто слышал о н;м. Пять человек подняли руки.
– Я фильм смотрел - выкрикнул один из ребят.
– Очень хорошо - сказал Аркадий Геннадьевич – мы с вами попробуем исправить ошибки того эксперимента, чтоб дров не наломать, для этого вам всем нужно подготовиться. Домашнее задание: изучите информацию касательно этого эксперимента, посмотрите фильмы, есть и художественный, есть документальный. На следующей лекции обсудим и вместе решим, как обыграть подобный сюжет с пользой для нас и для социума. В нашем случае вс; будет максимально прозрачно, но участие сугубо добровольное. Кто не согласен участвовать будет освобождён от лекций с "зачётом". Две трети от вашей группы и игра состоится, будет меньше продолжим занятия в обычном режиме.
– Я согласен - выкрикнул Арт;м.
– Не спешите, молодой человек, подготовьтесь. На следующей лекции обсудим все вопросы, с учётом мнения каждого из вас.
Виктория подняла руку.
– Говори Вика.
– Этот эксперимент был опасен тем, что учитель манипулировал учениками, а вы предлагаете повторить эксперимент в условиях максимальной прозрачности. В ч;м смысл?
– Отличный вопрос, а ответ кроется в теме нашего урока "Борьба за власть" и я предлагаю не повторить эксперимент, а на его основе провести свой. Смысл заключается в том, чтоб направить массовое сознание группы в позитивное русло. Рон Джонс сам не знал какой будет результат, а его ученики тем более. Я предлагаю досконально изучить тему и с холодным рассудком, вооружившись знанием и критическим мышлением, выбрать достойного лидера для нашего движения. Предвидя следующий вопрос, скажу сразу, моя кандидатура не в счёт.
Арт;м поднял руку.
– Говори Арт;м.
– В таком случае предлагаю свою кандидатуру.
– Как всегда спешишь - улыбаясь произнёс Аркадий Геннадьевич – голосование состоится на следующей лекции, коллектив учтёт твою позицию.
Один из парней в классе поднял руку.
– Говори Максим.
– Предлагаю кинуть жребий.
– Ты предлагаешь скинуть ответственность за выбор достойного лидера, с себя на его величество случай?
– Ответственность за выбор лежит только на мне?
– На каждом из вас, в особенности на том, кто будет выбран, потому что ему предстоит взять на себя ответственность за всех вас. Среди вас есть только один достойный лидер.
– И это я - выкрикнул Арт;м.
– Возможно - улыбнулся Аркадий Геннадьевич.
Марчик поднял руку.
– Говори Мартын.
– Эксперимент на следующей лекции может закончиться даже не начавшись - все студенты уставились на Марчика.
– Почему? - с любопытством спросил Аркадий Геннадьевич.
– Я думаю, что практически все отдали бы свой голос за вас, но вы исключили свою кандидатуру. А вдруг каждый проголосует сам за себя?
– Такой вариант вполне возможен. Но это будет успешное завершение эксперимента.
– Почему? - с удивлением спросил Мартын.
– Потому что вы не перегрыз;те друг другу глотки в борьбе за власть.
– Тогда какую роль вы будете играть в эксперименте?
– Роль советника и куратора.
– Вы будете участвовать в голосовании?
– Да - преподаватель с пониманием посмотрел на Марчика.
Вечером Марчик возвращался в свою комнату в общежитии в глубоких раздумьях: "Почему он исключил свою кандидатуру? Ведь на роль лидера он подходит лучше всех, что он хочет выяснить? Одни вопросы, ни одного ответа... ". В таких раздумьях парень закрылся в своей комнате и принялся освежать в памяти все материалы, которые касались того далёкого эксперимента. Марчик вздрогнул, когда в дверь постучали. На пороге стоял парень с соседней комнаты.
– Дружище привет. Помощь нужна. Мне родители холодильник отправили, я его один не смогу в комнату затащить, поможешь?
– Пошли.
Марчик помог соседу и собрался уходить, но тот его остановил.
– Дружище спасибо тебе большое, нужна будет помощь, обращайся, не откажу.
– Мне ничего не нужно, помоги кому-нибудь другому, если люди, даже незнакомые, будут друг другу помогать, глядишь и мир лучше станет - Марчик поднял руку на уровне лица, так, что четыре пальца слегка касались большого пальца и растопырил их, как будто пытался изобразить вспышку.
– Ясно - сосед смотрел на него как на дурачка.
Марчик развернулся и пош;л к себе в комнату и тут его осенило: "Если выберут меня, я точно знаю, что буду делать".
Настал день голосования. Аркадий Геннадьевич зашёл в аудиторию и в удивлении остановился. Весь класс стоял по стойке смирно, в ожидании дальнейших распоряжений.
– Присаживайтесь. Вижу все отлично подготовились к уроку, дисциплина, это действительно сила - Аркадий Геннадьевич, взял стикеры со своего стола и прошёлся по рядам аудитории, раздав каждому по листочку – Предлагаю каждому записать имя и фамилию кандидата, я тоже отдам свой голос за одного из вас, подумайте хорошенько, как закончите, поднимайте руки.
Через минуту руки подняли все. Преподаватель снова прош;лся по рядам и собрал все стикеры.
– 5 голосов в пользу Арт;ма. 7 голосов в пользу Виктории. 3 голоса в пользу Максима и 16 голосов в пользу Мартына. Поприветствуем нашего Лидера.
Мартын, пройди к доске пожалуйста. На время игры ты займёшь моё место - Аркадий Геннадьевич занял место Марчика.
Марчик встал по стойке смирно. Преподаватель тоже поднялся, за ним весь класс. Марчик показал жест, который показывал соседу в общежитии, все в аудитории ответили тем же приветствием.
– Присаживайтесь. Пару дней назад со мной произошёл интересный случай, я помог соседу поднять холодильник в комнату, за что он меня хотел отблагодарить, но я не принял его благодарность, вместо этого предложил ему, помочь кому-нибудь другому и показал этот знак. Сейчас я вам предлагаю сделать этот жест нашим приветствием. А организацию назвать "Искра". Искра – это маленькая часть чего-то более мощного и значительного, частью чего мы и являемся.
Весь класс встал и начал аплодировать, кроме одного.
– Арт;м, какие-то проблемы? - спросил Марчик.
– Ты уверен, что ты сможешь быть нашим лидером?
– Время покажет. А голосовал я за тебя и мой голос мог стать решающим. Раз вышло так, что избрали меня, я хотя бы попытаюсь. Как было объявлено ранее Аркадием Геннадьевичем: участие в проекте — дело добровольное. Можешь остаться и следовать правилам, а можешь и уйти, тебя никто не держит - Марчик указал на дверь.
Арт;м поднялся с места и покинул помещение, хлопнув дверью.
– Чем мы будем заниматься? - задала вопрос Виктория.
– Сначала нужно поднять руку, когда будет разрешено, встать и задать вопрос. Если вы отвечаете, то коротко и лаконично - Марчик обращался ко всем студентам и не обращал никакого внимания на Викторию.
Вика подняла руку.
– Да, Вика есть вопросы?
– Чем нам предстоит заниматься? - спросила Вика, встав с места.
– Мы будем заниматься волонтёрской деятельностью, на добровольных началах. Всем, кому мы помогаем нужно будет говорить: "Как я помогаю тебе, так и ты помоги кому-нибудь другому". После показывать человеку наше приветствие.
Аркадий Геннадьевич поднял руку.
– Слушаю вас Аркадий Геннадьевич.
– Как нам называть своего лидера?
– Товарищ Ведунов, любое обращение начинать с этого.
Класс загудел.
– Тишина! - приказным тоном крикнул Марчик – Условия все знают, если более трети группы выйдет за дверь, игра закончится.
Студенты успокоились, за дверь никто не вышел.
– Что ж, продолжим - Марчик пош;л по рядам аудитории, из-за спины каждого смотрел на стол и проходил дальше, пока не обошёл всех – с этого момента, на своих местах сидим с ровными спинами, ноги согнуты в коленях на 90°, ступни полностью касаются пола. На столе только листочек и ручка.
Как ни странно все студенты подчинились, но искоса посматривали на своего преподавателя, который сидел на месте Марчика, с каменным лицом и в той же позе, как приказал новоявленный лидер.
– Максим, хорошо рисуешь.
– Да, так себе, баловство.
– Повторяю, любое обращение ко мне начинаем со слова "товарищ" - Марчик в упор посмотрел на Максима.
Максим поднял руку.
– Да, Максим.
– Товарищ Ведунов, рисунки меня успокаивают.
– Максим, я хочу тебя попросить нарисовать логотип нашей организации, справишься?
– Товарищ Ведунов, конечно!
– Кто сил;н в компьютере?
Руку поднял парень.
– Вадим, сможешь создать сайт "Искра"?
– Да, товарищ Ведунов.
– Наша сила единстве, дисциплине и в действии! Попрошу всех встать.
Весь класс поднялся.
– Повторяйте за мной. Левой, правой - Марчик начал громко топать по полу – Мы единый организм! Наша сила в единстве! Дисциплина нам поможет! Мы действуем как единое целое! - все студенты и преподаватель, скандировали и топали вместе с Марчиком, в аудитории стало ужасно шумно. Повторив лозунги 10 раз, Марчик остановился и осмотрел класс.
– Предлагаю единый стиль одежды, на учёбу и на наши общие сборы. Ч;рные спортивные костюмы надеюсь у всех есть? Поднимите руки у кого есть костюм.
Весь класс поднял руки.
Виктория продолжила держать руку, после, как все опустили.
– Да Вика, говори.
– Товарищ Ведунов, мы же все будем как гопники из подворотни.
– Зато делать мы будем диаметрально противоположные вещи, мы будем помогать людям и нести им добро и свет. "Чёрные призраки" распространяют свет по городу.
Класс наградил Марчика одобрительными аплодисментами.
– Задание к следующей лекции: делать добрые дела, но так, как мы договаривались. Потом всё обсудим. Аркадий Геннадьевич, я могу закончить на сегодня?
– Товарищ Ведунов, решать вам, мы полностью в вашем распоряжении - без тени сомнения ответил преподаватель.
– На сегодня всё товарищи.
Группа разошлась, а Марчик остался в аудитории.
– Мартын, а почему ты не уходишь? - спросил Аркадий Геннадьевич.
– Хочу поговорить с вами.
– Что тебя беспокоит?
– Я уже давно знаю об этом эксперименте и о других подобных, ставить такие эксперименты, мягко сказать, не этично. С ваших слов я понял, что вы собираетесь сколотить команду и мотивировать е; на добрые поступки, но теми же методами, что и Рон Джонс. Я правильно понял?
– Да, ты всё правильно понял. Тебя беспокоит этическая сторона вопроса и это правильно. Но заметь, ты не заставляешь однокурсников доносить друг на друга, ты не заставляешь вербовать адептов вне группы. У нас нет цели показать суть тоталитарного режима.
– Но Рон Джонс сделал из учеников безликую массу, за которую принимает решения лидер. Я не хочу со своими однокурсниками делать тоже самое.
– Понимаю. Поэтому существует совет, в котором учитывается мнение каждого, а лидер существует для того, чтобы выбрать оптимальное мнение либо сформулировать сво;, на основе всех высказанных.
– Тема нашего занятия "Борьба за власть", но я не увидел практически никакого сопротивления, поэтому не могу уловить суть эксперимента.
– Ты выпроводил конкурента. В первом раунде ты победил. Чем не борьба?
– Вы считаете будет и второй раунд?
– Он уже ид;т, Арт;м из тех, кто не сда;тся без боя.
– Но я не собирался с ним воевать.
– Тебе и не придётся.
– То есть как?
– Ты добровольно откажешься от власти и передашь бразды правления ему. Но для этого нужно дождаться удобного момента.
– А такой момент наступит?
– Обязательно.
– Как вы об этом можете знать? К тому же кто за него проголосует?
– Мартын, давай не будем торопить события. Просто продолжай делать сво; дело и внимательно следи за тем, что происходит вокруг.
– Хорошо, Аркадий Геннадьевич. Я начинаю понимать ход ваших мыслей. Думаю, передать власть Арт;му не лишено смысла, по крайней мере в рамках эксперимента.
– Ты проницательный и умный парень, у тебя всё получится.
Марчик вышел из аудитории и тут же зашёл обратно.
– Вы были правы Аркадий Геннадьевич - Марчик положил ему на стол лист с надписью: "Здесь промывают мозги нацистам!"
– Дождись лекции, ничего не предпринимай, кроме того, что запланировал.
– Понял, Аркадий Геннадьевич.
Прошло 2 дня с начала игры. Марчик ходил на уч;бу, на тренировки и параллельно выполнял, то о ч;м договаривался с группой. По наблюдениям Марчика в колледже произошли изменения: с каждым днём всё больше студентов, которые не имеют отношения к эксперименту, в коридорах приветствовали его жестом "Искры", другие смотрели на него с презрением, третьи обзывали "фюрер". Некоторые подходили к нему с вопросом как вступить в организацию "Искра". В общем и "Искра" и е; лидер не страдали от отсутствия внимания.
Сегодня, на третий день было особенно интересно. "Люди в ч;рном" появлялись ото всюду и обменивались приветствиями. Проходя мимо стенда, Марчик остановился, его внимание привлекло интересное объявление: "Сегодня, в 10-00, в актовом зале, состоится открытый урок по предмету "Философия". Ждём всех желающих". От такого объявления Марчику стало не по себе: "Вот это поворот. Настал момент, о котором говорил Аркадий Геннадьевич. Ну, да ладно, прорв;мся". Марчик взглянул на часы и направился в сторону актового зала. Он открыл дверь и первое, что ему пришло в голову, закрыть дверь и убежать. Но парень пересилил себя и вошёл. В зале был аншлаг. Все зрители стояли по стойке смирно, люди, находящиеся на сцене тоже.
– Товарищ Ведунов, пройдите пожалуйста к нам, аплодисменты друзья - сказал Аркадий Геннадьевич в микрофон.
Марчик ш;л к сцене под овации.
– Товарищ Ведунов, вот ваше место - Аркадий Геннадьевич указал на место за столом между ним и директором колледжа.
Марчик поприветствовал зал, зал ответил ему тем же.
– Сколько людей сейчас в зале? - спросил Марчик в микрофон, стоящий напротив него.
– 350 человек - ответил директор, также, воспользовавшись микрофоном.
– Присаживайтесь товарищи - сам Марчик и все присутствующие заняли свои места – 350 человек — это много. Это значит, что где-то, за пределами зала есть ещё 350 человек, которые благодарны вам за помощь и возможно, прямо сейчас они помогают ещё кому-нибудь. Товарищи мы делаем большое дело. Зал взорвался аплодисментами. На столе, рядом с микрофоном лежал тот самый лист с надписью: “Здесь промывают мозги нацистам". Марчик взял этот лист и вышел к зрителям, отдал его одному из студентов и попросил передавать листок по залу, а сам вернулся на место. Таким образом лист дош;л до автора, который не смог пропустить такое грандиозное мероприятие. Артём встал с места и прош;л к сцене, поднялся на не;, повернулся лицом к залу и разорвал листовку, затем собрался уходить.
– Артём остановись - парень подчинился – перед вами человек, который умеет признавать свои ошибки, к тому же у него имеется своё видение ситуации и амбиции касательно власти. Мой срок на должности лидера подходит к концу, поэтому хочу вам представить нового и достойного лидера "Искры": Товарищ Краснов, прошу любить и жаловать. Товарищ Краснов займите моё место. Марчик вышел изо стола и проводил Артёма на место, которое только что занимал сам.
Марчик выкинул фирменное приветствие и направился к выходу, за ним начали выходить все студенты.
– Мартын стой - крикнул Арт;м в микрофон – "Искра" имеет право на жизнь, а ты самый достойный лидер, я складываю с себя полномочия в твою пользу, прошу прощения за листовку если такое возможно, я желаю вступить в организацию.
Студенты заняли свои места, а Марчик снова поднялся на сцену и взял микрофон.
– Должность исполнительного директора тебя устроит? - спросил Марчик, смотря прямо в глаза Арт;му.
– Вполне - Арт;м протянул руку Марчику.
– Товарищ Ведунов, разрешите взять слово? - попросил Аркадий Геннадьевич.
– Пожалуйста, Аркадий Геннадьевич.
– Уважаемый директор, уважаемые студенты, все вы только что стали свидетелями, не побоюсь этого слова, цивилизованного разрешения конфликта, возникшего на почве борьбы за власть. "Борьба за власть" — это тема наших последних занятий, на которых и родился эксперимент игра. Мы с вами обыграли тему достойного лидера, его амбициозного конкурента, тему управляемого конфликта, также тему подчинения. Хочу всех вас поздравить с блестящим завершением эксперимента. Все цели, преследуемые нашей игрой достигнуты. Но именно в этот момент родилось нечто большее, чем просто игра. Родилась "Искра", которая обещает перерасти в пламя, не уничтожающее всё вокруг, а согревающее сердца огромного количества людей, дающее им надежду. Ведь все вы понимаете, что искру очень легко потушить, и чтобы этого не произошло, е; нужно поддерживать всем, действовать как единое целое во главе с достойным лидером, каким и является Мартын Ведунов. Проведём голосование: кто за то, чтобы "Искра" жила и развивалась, сохранив детскую чистоту, в которой была рождена? Поднимите руки.
Весь зал, в том числе директор и Аркадий Геннадьевич, проголосовали "За".
– Единогласно!!! - выкрикнул директор в свой микрофон – Сейчас произошёл беспрецедентный случай. За какие-то 3 дня, образовалась мощная организация, направленная на созидание. Я лично буду следить за тем, чтоб "Искра" росла и развивалась и оказывать в этом всяческое содействие, но именно в том курсе, который она держит сейчас. Иначе я приложу максимум усилий для её закрытия. Все согласны на такие условия!!!?
– Да Иван Андреевич!!!! - эхом раздалось по залу.
Свидетельство о публикации №225121600591