Шедевры града Петра. Угол Главного штаба

    Шедевр – Великого Петра великий град,
Которым мир весь наслаждаться  у Невы прекрасной
Рад!
______
   Откуда у Главного штаба взялся острый угол?
В Петербурге есть явления, которые на первый взгляд кажутся необъяснимыми, но, на самом деле, ответ на вопрос «Почему так?» лежит на поверхности.
   Сегодня объясняем, почему у здания Главного штаба такая странная форма. Это сейчас Дворцовая площадь имеет строгий парадный облик, ничего лишнего, стройные линии Главного штаба четко очерчивают ее границы, а с другой стороны - Эрмитаж, богато украшенная императорская резиденция.
   А почти весь XVIII век это была не самая ухоженная площадка рядом с Зимним дворцом в его многочисленных версиях.
Напротив царского дома стояли здания, где жили купцы и послы иностранных государств. Все это выглядело не слишком аккуратно с визуальной точки зрения.
Оформление ансамбля Дворцовой площади началось во времена Екатерины Второй, когда Фельтен выстроил единым фасадом здания напротив. Если подойти со стороны Мойки к площади, то кажется, что здание Главного штаба состоит из одной тонкой стены с окнами. На самом деле, это острый угол, какого нет ни у одного из петербургских строений.
    И появился он ещё при Екатерине. Росси просто встроил свой Главный штаб в схему расположения старых построек.
Оформлявший екатерининскую Дворцовую Фельтен мог этого странного угла и избежать. В таких случаях обычно специально скругляют угол здания, это классический принцип. Но Фельтен решил пойти на поводу у среды (прежде всего, природной - Мойку ведь никуда не перенести) и намеренно сделал силуэт здания таким грубым. И это неспроста.
     Считается, что Петербург был первым городом в Европе, где изначально применялась геометрическая строгость планировки улиц (вспомните линии на Васильевском острове). Кривизна береговой линии значения, по сути, не имела: перспектива попросту обрывалась, никаких намеренных спрямлений или закруглений.
С другой стороны, в 1730-е годы в городскую постройку оказалась встроенной и другая перспектива, римская лучевая –
Невский, Вознесенский, Гороховая, Дворцовая и Адмиралтейство. Это единственный в истории мировой архитектуры пример пересечения двух систем. Угол Главного штаба получился именно от столкновения этих систем. Росси только подчеркнул эту борьбу двух архитектурных сред и необходимость встраивать новый архитектурный ансамбль в старый формат.
   Источник: kudas.ru/article/42812


Рецензии