Финишная прямая 529 иап
Подвели годовые итоги, убедились в том, что, хотя Перестройка несёт большие изменения в стране и всё не в лучшую сторону, Вооружённые Силы держатся, задачи свои выполняют даже в таких непростых условиях. Личный состав занимается боевой подготовкой и успешно несёт Боевое Дежурство. Бытовые проблемы более или менее решаются. Проблемы с электричеством решаются в авиагородке включением собственного «электрообеспечивающего агрегата», продовольственные проблемы решаются выделением на семьи продовольственных пайков. Повышение цен компенсируется в последнее время приличным повышением денежного содержания. Жизнь вокруг складывается не просто, но «жить можно», тем более, что «вариантов нет».
По-прежнему наблюдали по телевизору, как национальные республики всё больше «удалялись» от прежнего Союза, проходили там постоянные митинги о какой-то независимости, стали в Республиках поговаривать о создании своих вооружённых сил. Стало нормой, когда офицеры, из полка или ОБАТО и ОБСРТО, родом из национальных республик, забирали личные дела и переводились в «свои республики».
Новый 1992 год начался, вроде, нормально. Первые месяцы регулярно проводились плановые полёты, неслось обычное Боевое Дежурство. Особых проблем с обеспечением и не было. Но ближе к весне появились перебои со снабжением авиационным керосином и прочими ГСМ. Стали реже планировать полёты, но на несении Боевого Дежурства это не отражалось. Думали, что перебои с обеспечением ГСМ, это временное явление. Но вскоре стало ясно, что не временное. Перерывы в полётах стали сказываться на подготовке лётчиков, появились недопустимые перерывы в полётах по видам подготовки, что сказывалось на готовности лётчиков к несению Боевого Дежурства. Отправили на аэродром Крымск, где проблем с проведением полётов не было, пару боевых Су-27 и спарку. По очереди лётчики отбывали в Крымск для выполнения там полётов, как говориться, – для «поддержания штанов».
ГСМ поступали в гудаутский гарнизон по железной дороге, а дорога к тому времени уже толком не работала. Где-то наверху командованием было принято интересное решение этой проблемы, - ГСМ стали доставлять по морю танкером. Аэродром расположен на берегу, вот к берегу подходил танкер, перебрасывали с него на берег шланги и качали керосин, бензин и прочее. Регулярность полётов, конечно, не восстановилась, но необходимый минимум тренировочных полётов был обеспечен.
Становилось похоже на то, что полк в Гудауте долго не задержится, - проблемы с обеспечением, местная обстановка всё больше накаляется.
14 августа 1992 года началась «война» между Грузией и Абхазией. Боевые действия начались на границе с Грузией в районе абхазского города Ткварчели. Грузия стала применять самолёты Су-25, вертолёты Ми-24 и Ми-8, они бомбили и обстреливали различные объекты на территории Абхазии, долетали и до Сухуми, а на Гагру летали морем или по предгорьям, обходили Гудауту.
Абхазы организовали вооружённые формирования, оказывали сопротивление грузинам, но силы было неравны, у грузин была и авиация, и бронетехника.
Потом за пару дней грузинские войска дошли и до Сухуми, абхазское правительство перебралось в Гудауту. В Сухуми установилась грузинская власть. Грузины морем переправили на плавучих кранах в Гагру бронетехнику, там тоже была установлена грузинская власть. Таким образом абхазская власть ограничивалась Гудаутским районом, а с востока и запада была грузинская. Сообщения с Россией по суше тоже не было.
Полку поступила «сверху» команда – «не вмешиваться». Учебно-тренировочные полёты прекратились, Боевое Дежурство продолжали нести. В небе Абхазии летали грузинские Су-25 и вертолёты. Вроде была договорённость, что грузины не приближаются и не трогают гудаутский аэродром и ещё пару российских частей на территории Абхазии, а наша авиация и вообще военные не вмешивается в абхазо-грузинский конфликт. Официально невмешательство грузин выдерживалось, но в эфире можно было слышать от грузинских лётчиков всяческие словесные угрозы в адрес российских лётчиков в Гудауте.
Пошли разговоры о перебазировании полка. А потом и поступила команда лётному составу перегонять самолёты в Крымск, лётчики отказались это делать до тех пор, пока не вывезут из Гудауты семьи. В полку сложилась какая-то замороженная обстановка, никто ничем не занимается, только каждое утро проводилось общее построение. Командир полка Игнатов на построения и не приходил, их проводил начальник штаба Халдин.
Соседний по гарнизону зенитно-ракетный полк был ещё в более замороженном состоянии, - их в самом начале абхазо-грузинской «войны», разоружили местные абхазы, изъяли всё стрелковое вооружение.
Вскоре привезли лётчиков из Крымска, тех пару дней угощали местным вином, они тоже не были готовы перегонять самолёты, да ещё и полковые техники отказывались готовить самолёты к вылету. Тогда прилетел начальник авиации армии Мухамедьяров, сначала уговаривал, потом стал угрожать трибуналом. В конце концов самолёты крымские лётчики перегнали в Крымск.
В Гудауте военная обстановка, железная дорога не работает, автобусы не холят, отдыхающие не могут выехать. В гарнизон был переброшен из Кировобада парашютно-десантный полк, заняли оборону авиагородка и аэродрома. Начали прибывать в Гудауту Ил-76 и Ан-12, стали вывозить отдыхающих, на КПП гарнизон собирались толпы отдыхающих, составляли списки на отправление по разным «направлениям». Всё это регулировали десантники, много проблем, шуму, скандалов.
Когда вывезли основную массу отдыхающих, начали, наконец, Ил-76 вывозить из гарнизона полковое имущество в Астрахань, оказывается перебазирование запланировано туда. Затем, наконец, стали вывозить из городка семьи и даже некоторое домашнее имущество. Тоже с проблемами, но дело двигалось. Организовано было Дежурное Звено из состава крымского полка, гудаутский полк окончательно покинул Гудауту. Гудаутские лётчики в итоге перед новым 1993 годом перегнали свои самолёты из Крымска в Астрахань.
Таким образом, с конца 1992 года аэродроме, можно сказать, автономно функционировало Дежурное Звено из состава полка из Крымска. А также базировалось несколько вертолётов Ми-24 и Ми-8 в дежурном режим
Наши несли «вроде как» Боевое Дежурство, а вокруг летали грузинские самолёты и вертолёты, бомбили и обстреливали абхазскую территорию и трогать их было нельзя. Но периодически поднимали один наш самолёт из ДЗ, напоминая о себе. Выполняли этакий контрольный облёт побережья и возвращались. По возвращении, выполняли над точкой пилотаж, как бы для тренировки. В одной из таких «тренировок» 11.11.1992 г. на выводе из петли не хватила высоты лётчику Снесарь. Это была первая потеря российского самолёта в абхазо-грузинском конфликте, в котором Россия и не участвовала.
С началом 1993 года 529 иап «окончательно и бесповоротно» располагался на аэродроме Астрахань, личный состав занимался обустройством своей жизни. Многие семьи изначально из Гудауты разъехались «по родителям» по всей России. Те, что прибыли в Астрахань были расселены по двум местным гарнизонным гостиницам, которые располагались здесь благодаря тому, что в них в прошлые годы селили прилетающие на стрельбы и наши экипажи, и из стран «соцлагеря». Кого-то поселили и в казарму. Домашние пожитки, что привезли из Гудауты выгрузили в спортзал.
Условий для выполнения полку нормальной лётной подготовки не было совсем. В Астрахани базировался ещё и 393 иап ПВО на МиГ-23 и здесь располагался 116 Учебный Центр Боевого Применения ВВС на МиГ-29.
Кстати, на аэродроме Гудаута 27.03. 93 г. разбился ещё один Су-27 из состава Дежурного Звена – лётчик Шипко ночью зацепил крылом за склон горы.
Начались всевозможные реорганизации в российских Вооружённых Силах и в Авиации в том числе, в результате чего основной «костяк» самолётов и личного состава 529 иап «влился» в местный полк и образовался новый 209 иап. Остальной личный состав полка был «распределён» по разным Армиям и Округам и вскоре покинул безвозвратно негостеприимную Астрахань. Весной 1993 года фактически 529 иап уже не существовало.
Так прекратил своё существование 529 иап и здесь будет уместно вспомнить историю этого истребительного авиационного полка.
Был он создан во время Великой Отечественной Войны 01.09.1941 года на аэродроме Возжаевка в Амурской области, понятно, что для защиты Дальнего Востока от Японии. На вооружении были самолёты И-16. В течении войны на вооружение поступали истребители Як-7б, Ла-5 и Як-9. Базировался 529 иап весь период войны на территории Приморья и даже немного поучаствовал на Як-9 в боевых действиях с японцами в 1945 году.
С 1945 года по 1960 год полк базировался на аэродроме Хомутово на Сахалине. За это время полк поочередно осваивал уже реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17. С 1960 по 1968 год полк базировался на аэродроме Урелики (Бухта Провидения) на Чукотке, нёс там на границе с США Боевое Дежурство на Миг-17ПФ и на МиГ-19 с 1967 года. С 1968 года 529 иап базировался на аэродроме Угольные Копи (Анадырь), уже на Як-28П.
В 1982 году полк перебазировался на аэродром Гудаута, где в 1987 году перевооружился на Су-27. Ну, а дальше 1992 год, Астрахань и всё «остальное».
05.12.2025 – Севастополь.
Свидетельство о публикации №225121600711