Индейские бани Северной Америки

От средневековых высокотехнологичных бань Востока вернемся к более примитивным и древним паровым баням, существовавшим со времен Каменного века. В мировой культуре баня всегда была сакральным местом еще со времен язычества. Североамериканские индейцы использовали (и используют) паровую баню инипи (на языке племени Сиу – «дом камней») в своих магических ритуалах очищения и поклонения силам мира еще тысячелетия назад. Индейцы с помощью инипи очищают тело, ум, сердце и душу. Церемония инипи помогает очистить мышление от препонов, освободить эмоции от груза прошлого и соединиться с Великим Духом в глубине своего сердца.  Паровая баня традиционно используется для ритуальной очистки перед  важной церемонией Танца Солнца. По преданию, сам Великий Дух Маниту живет в камнях инипи. При нагревании камней Маниту выходит в виде пара, наполняет организм человека и уносит злых духов, боль и болезнь. Затем Маниту возвращается в камни.

В древнем мире баня была важнейшим местом почитания языческих богов, а каменка являлась своеобразным алтарем.

Свод инипи символизирует утробу Матери-Земли, или панцирь черепахи. Горячие камни в центре («деды») символизируют центр Земли. Посещение инипи символизирует возвращение в материнскую утробу и повторное рождение в обновлении. Преимущественно очистительным ритуалом инипи пользуются мужчины.  По мнению индейцев некоторых племен, женщины и так неплохо очищают себя каждый месяц.

Магический очистительный ритуал в индейской паровой бане инипи проходит в полной темноте и символизирует ритуальную смерть и ритуальное возрождение мира, времени и человека.

По преданию, с помощью самой первой инипи индейское мифическое божество Каменный Мальчик возродил пять своих дядей, убитых уродливой старой ведьмой.
Ритуал посещения инипи может быть частью большого магического ритуала Танец Солнца. Во время ритуала инипи на камни в бане плещут травяные и грибные настои, которые могут вызывать измененные состояния сознания для облегчения диалога с духами.

Пар в инипи получается при поливании  нагретых вулканических камней, распложенных  в яме по центру полога (шалаша) из шкур и одеял на деревянном каркасе из тонких стволов вербы или ивы. Вход инипи обращен на восток.
Банная церемония состоит из нескольких (от 4-х)   «раундов» с отдыхом по 10 минут между заходами в парную. Полная продолжительность церемонии может составлять 4 – 5 часов (или как велят духи).
Вначале в инипи входят женщины, двигаются по ходу солнца и усаживаются на северной стороне лицом на юг. Затем входят мужчины и усаживаются на кедровые бревна в южной части лицом на север. После входит старший и за ним вносят «дедов» - первые пять раскаленных камней. Первый из них кладут в центр, а остальные камни раскладывают по сторонам света. Затем вносят еще 7 камней, чтобы общее количество камней равнялось дюжине.

В каждый перерыв в инипи вносятся по 12 новых раскаленных камней. Руководитель церемонии плещет на камни воду и  травяные настои (возможно, на основе «лианы духов» или «лианы мертвых» – айяуаски). Одновременно участники могут раскурить трубку с индейским травяным табаком. Банная церемония сопровождается пением, молитвами и ударами в бубен. Снаружи инипи во время церемонии охраняют суровые «псы – воины».
В первом раунде банной церемонии участники молятся за себя и за женские аспекты жизни. Во втором раунде – возносят молитвы за близких, и за мужские аспекты жизни. Третий раунд предназначен для исцеления всех участвующих в церемонии, а последний – для вознесения благодарности духам за помощь. Каждый может задать духам через старейшину любые вопросы.  Старейшине принято преподносить небольшие пожертвования в виде табака или съестного.

У индейцев Навахо известен более длительный целительный ритуал с использованием паровой бани, который называется: церемония 9-ти дневных песнопений, ночные песнопения или ебичай [Curtis E.S., 1907]. Такая индейская церемония проводится с религиозными и целительскими целями. Четыре дня курса  (2 – 5-й дни) включают ежедневное утреннее применение бани для того, чтобы исцеляемый хорошенько пропотел. В первый день строится хоган – церемониальный вигвам из бревен, который засыпается поверх землей. Готовятся кеданы – палочки с перьями индейки, которые втыкаются в церемониальную пищу. Пациент входит в  хоган, и начинаются ритуалы его излечения, сопровождаемые песнопениями и применением лекарственных средств. Все 9 дней церемонии пациент ночует в хогане.

Начиная со второго дня, пациент проходит через ритуальную баню очищения. Для этого к востоку от хогана вырывают неглубокую яму, которую наполняют горячими углями и золой из очага в хогане и костров.  Поверх яма устилается ветками и стеблями растений. Затем все ложе опрыскивается водой. Пациент укладывается на ветви и укрывается одеялами. Вокруг него на землю раскладывается священная еда – подношение для богов, а в землю втыкаются палочки-кеданы.  Целители начинают ритуальное пение и поют все время, пока пациент потеет под одеялами. Символически эта церемония напоминает похороны, погружение в пекло, встречу с богами и повторное возрождение.

Вместо укрытия одеялами над углями и золой может строиться и каркасная инипи, укрытая тяжелыми одеялами. Целитель время от времени высвобождает пациента из земляной бани и дает ему  необходимые лекарства.

В индейском племени Ерок, представители которого до сих пор проживают по берегам реки Кламат в Орегоне и Северной Калифорнии, существует традиция устройства бань-полуземлянок, известных на Руси, и не совсем типичных для Северной Америки (не считая Аляску, где используют бани – землянки).  Интересно, что индейское племя Ерок обитает по соседству с землями бывшей Русской Америки (округ Сонома). Известно, что русские колонисты активно использовали труд местных индейцев на полях. Таким образом, возможное проникновение русской культуры в быт индейцев привело к использованию индейцами нехарактерных для них видов бань, который так напоминают русские бани-влазни, существовавшие с языческих времен. 

Паровые бани были важной частью каждого индейского поселения племени Ерок.  Бани представляют собой землянки, накрытые двускатной кровлей с очень узким полукруглым входом  с радиусом не более 60 см. В банях проводились различные ритуалы инициации, переходов из одних социальных статусов в другие, целительские ритуалы. Также бани использовали для сна мужчин и мальчиков в холодную погоду – в каждую помещалось по семь индейцев. Изнутри все помещение было обшито тесом из красной сосны. Пол также был застелен тесом. Внутри располагался каменный очаг (яма, выложенная камнями) и священный столб. Интересно, что в русских ритуальных языческих банях-влазнях также обязательно присутствовал священный столб. Из-за контакта дерева с почвой и влагой дерево быстро гнило, и индейцы  каждые 6 лет обновляли свои ритуальные бани, проводя церемонии, в которых воздавали дань уважения своим баням. Топили бани по-черному - еловыми ветками, дававшими густой ароматный дым.
У другого индейского племени Северной Калифорнии – Хупа, бани были сделаны из каменно-земляной кладки из крупных камней, перекрытой двускатной кровлей из соснового теса, как и у индейцев племени Ерок.

Индейцы использовали для устройства паровых бань геотермальные источники.

На Аляске и Алеутских островах индейская (алеутская) баня существует еще и в виде землянок – как полностью заглубленных, так и полузаглубленных со срубами. По преданиям алеутов, бани-полуземлянки был заимствованы ими у русских колонистов Русско-Американской компании, построившей на Аляске более 17 поселений с русским населением численностью около 500 человек.

Алеут с лыковым мочалом во рту у входа в землянку  - паровую баню. Фотография из архива библиотеки штата Аляска.
Важно! Алеутская паровая баня существует в двух видах: традиционная каркасная инипи, как у индейцев континентальной Северной Америки, так и в виде бань-землянок и полуземлянок.                По всей видимости, бани-полуземлянки были позаимствованы алеутами у русских колонистов конца XVIII – начала XIX веков. Паровые бани полуземлянки просуществовали на Аляске до середины XX века. Обычай парится в бане со своеобразным «респиратором» из лыкового мочала  не встречается в других регионах Америки. Вполне вероятно, что этот обычай представляет собой сохраненный алеутами древний русский способ защиты легких от повреждающего действия горячего пара в бане.

Традиционно алеуты жили в юртах-землянках «бараборах» с пристройками - «жупанами», которые и использовались в качестве бань: «Живут в землянках, имеющих стены обитые досками; окна на верьху; оконницы делаются из кишок и пузырей разных животных, сшивая маленькие, или узкие части жильными нитками, а вход с исподи. Печей во оных нет, и огня не разводят, по тому, что довольно оне теплы и без того: из таких же землянок и бани их состоят, в коих парятся травою и березовыми вениками. Жар в них производят каменьями, нажигаемыми в поварне, и в баню приносимыми; жар от них делается весьма великой, и никогда угару не бывает; париться они отменные охотники» [Шелехов Г.,1812].  «Правда, как мужчины, так и женщины большие охотники до бань, но они ходят в них только потеть, если же у кого голова слишком грязна, то он моет её мочой. Впрочем, платье надевают прежнее, как бы оно ни было запачкано» [Лисянский Ю.Ф.,1947].

«Здешняя барабора состоит из довольно большого продолговатого четырехугольного помещения, с квадратным отверстием фута в 3 (около метра) для входа и с одним окном на крыше, в которое выходит дым. Посередине вырывается небольшая яма, где разводится огонь для варки пищи, а по бокам отгораживаются досками небольшие места для разных домашних вещей. Это помещение служит двором, кухней и даже театром… К главному помещению пристраиваются ещё небольшие боковые строения, называемые жупанами. Каждый из них внутри имеет свой вход, или, лучше сказать, лазейку, в которую можно пройти не иначе, как нагнувшись и ползя на животе до тех пор, пока можно будет мало-помалу подняться на ноги. Наверху в самой крыше жупанов делается небольшое окно для света, которое, вместо оконницы, обтягивается сшитыми вместе кишками или пузырями. Вдоль стен, отступив от них на 3 фута (1 м), кладутся нетолстые брусья, отделяющие места для сна и сиденья; они же служат и вместо изголовья... Жупаны здесь нужны больше для зимы, так как, ввиду их малых размеров, бывают всегда теплы от многолюдия. В самое же холодное время они нагреваются горячими камнями. Они употребляются также иногда вместо бань...
Постройка барабор самая простая. Для этого вырывают четырёхугольную яму футов до 2 (около 0,6 м) глубиной и по углам вкапывают столбы вышиной футов около 4 (немного более 1 м), на которые кладут перекладины и довольно высокую крышу на стропилах. Стены обиваются стоячими досками снаружи. Крыша устилается довольно толстым слоем травы, а бока обмазываются землёй, так что всё строение с внешней стороны походит на какую-то кучу...
На Кадьяке жупан служит гостиной, баней, спальней, а иногда и могилой… [Лисянский Ю.Ф.,1947].

«У индейцев сих в употреблении некоторый род бани, которая есть не что иное, как подземная юрта; сбоку сделано отверстие, сквозь которое должно проползывать; сверху отдушина. Нагрев сию баню, забираются они в нее и играют. Игра у них совершенно та же, что у колош и у кадьякских алеут. Несколько палочек с метками, которые один мешает и прячет, а другой должен отгадывать» [Литке Ф.П.,1971]. Алеуты и эскимосы в основном пользуются суховоздушными вариантами бани – без пара [Groark K.P.,1997].

«Наружный вид юрты, в которой на острове Уналашке капитан – лейтенант Левашов зимовал», «внутренность той же юрты». Рисунки капитана-лейтенанта М.Д.  Левашова  в Уналяшке. 1768 год. Из «Атласа видов Камчатских и Алеутских островов, снятых капитан-лейтенантом Левашовым», СПб, 1771 г.
  Традиционное жилище алеутов имело вход сверху, так его не заваливало снегом. По описаниям русских путешественников в теплое время года алеуты-мужчины с утра поднимались на вершины своих домов и долго сидели, неподвижно смотря на океан с крыш своих домов.


Рецензии