Нохчийн г1иллакхан куьзга

11 декабря 2025 года.
Очередное заседание комиссии по делам несовершеннолетних при  администрации  Ачхой-Мартановского муниципального района.
Рассматривается очередное дело,  «Травма  руки полученная ребенком  в возрасте 2-х лет, на дому».  Семья из села Янди.
После травмы прошло более 10 дней.  Следуя порядку  рассмотрения аналогичных ситуаций в   КДН, родители  были вызваны (приглашены) на  очередное заседание комиссии.
В зал заседания КДН  приглашается мама. Мама пришла на заседание с тем самым ребенком, который раннее получил травму.
Ранее травмированный, но уже здоровый  мальчик оказался до того  смышленым, что своей любознательностью и улыбкой очаровал всех членов комиссии.
Мама уселась за стол, прямо  напротив председательствующего заседанием, при этом усадив мальчика на свои коленки (далее назовем ее – Мама).
Оказывается в тот злополучный день,  когда мальчик получил травму, и их посещение приемного отделения  Районной больницы было зарегистрировано в журнале Приемной,  в дом Мамы пришли гости, и когда она вышла на крыльцо дома на их вызов, оставив ребенка у дверей,  мальчик который побежал навстречу гостям упал и получил травму руки.
Обычно заседания на КДН, у нас проходят в очень вежливой и деликатной форме, и на этот раз поговорив с Мамой о необходимости обеспечения особым вниманием детей раннего возраста, одна  из членов комиссии ( опять же, очень вежливо) обращаясь  к Маме говорит: « Вот видите, если  вы на тот момент держали бы ребенка за руку, может быть этого несчастного случая и не было». Мама в ответ на эти слова среагировала растерянно, и  повела себя как то неловко.
 Увидев растерянность  Мамы,  желая как то ее взбодрить, один из членов комиссии говорит: «Не волнуйтесь пожалуйста. Мы понимаем и ментальную сторону вашего поведения на тот момент.  В числе гостей  могли бы оказаться   взрослые, или же  те, перед которыми Вы по чеченским  обычаям не могли держать ребенка возле себя, и тем более за руку».
После этих слов Мама ребенка стала оглядывать всех членов комиссии, и увидел сидевшего в дали одного из членов Комиссии, который  был родом из с. Янди,  т.е. односельчанином  Мамы, она моментально  спустила с колен мальчика  на пол со словами «Ваша къинт1иера валалахь суна, со хьо гуш 1аш йацар хьуна», буквально «Дядя, простите меня пожалуйста, я   вас не заметила».
Наблюдавший  за всем этим, Председатель комиссии наклоняется к
рядом сидевшему  своему коллеге по комиссии, и говорит: «Дела а доьхьа дац, Нохчийн г1иллакхе кхочуш х1умма а», буквально следующее: «Во имя Всевышнего клянусь, что нет на этом свете  ничего красивого, этичного и святого, чем  чеченские обычаи», после чего, он (председатель) обращаясь к Маме говорит: «Уважаемая Мама. Есть законы и нормативно-правовые  правила которым мы должны следовать  очень строго, но я клянусь  Вам всем чем можно на этом свете, если даже весь мир  сегодня ополчился бы против Вас, то и в этом случае я  выбрал бы  Вашу сторону, хотя бы за Ваше почтение к нашим обычаям и традициям. Берегите детей, и постарайтесь  в дальнейшем быть более внимательными к ним. Вы можете идти».
Она ушла оставив в наших сердцах веру в будущность ее ребенка, ведь она  имея честь настоящей чеченки, непременно  воспитает своего сына в духе чеченских  нравов,  традиций и обычаев.


Рецензии