Учим вместе Основы Сольфеджио. 1
дается не всем,
а лишь небольшой части
из всех.
Это легко объяснить.
Музыкальные способности,
язык музыки
не являются для человека
чем-то жизненно необходимым.
Не знание этого языка,
чаще всего,
ничуть не мешает
почти ничему:
ни трудовой,
ни общественной,
ни даже семейной жизни
отдельного гражданина!
Для семейное жизни
не знание музыки
даже полезно:
меньше дома —
лишних звуков,
гамм и экзерсисов!
И, тем не менее,
люди тянутся к звукам,
любят петь,
ценят красивые мелодии,
новые,
не избитые звучания,
хотят научиться
отличать Прекрасное
от Безобразного!
Это последнее,
наверное,
и есть
самое Первое,
чему должна
учить Музыка!
...Итак, начинаем!
Давай, вначале,
попробуем понять,
чего ты хочешь!
Не стоит тратить
время и силы на то,
что ты никогда
делать не будешь,
так как тебе
это не нравится
и для жизни этого
не надо!
Начнем
с самого скромного,
с малого:
с кирпичика,
из которого
построено все здание:
с Полутона!
Из него
всё хорошее:
и Моцарт,
и Шуберт,
и Шопен!
Точнее сказать,
с него,
с Полутона, думаю,
начинали
и они тоже!
Научись
отличать Полутон
от Целого тона.
Это сама важная наука!
Давай договоримся
называть Полутон
"единицей жалобы".
У Мусоргского,
в плаче Юродивого,
звучит эта жалоба:
"Ая, Ая, Ая..." .
"Грустно мне,
пожалей меня!" —
говоришь ты,
обычно используя
Полутон!
А тот,
кому ты жалуешься,
отвечает тебе,
тоже привычно:
"АГА!",
Используя
Целый Тон!
Давай тогда
назовем его
Тоном Согласия?!
Согласна?!
"АГА!
Плохо тебе!
Но все-таки,
сочувствуя,
не могу
понять тебя
до конца,
до твоего
грустного Полутона,
потому что
мне же не больно!"
Итак,
Целый Тон
сообщает нам
о подтверждении,
утверждении,
спокойном отношении,
равномерном движении,
не о шажке,
а о шаге!!!
...Теперь нам надо
научиться
очень точно
различать
оба
Главных
Кирпичика Музыки:
Полутон!
И Тон!
Для этого ты должна
найти свой диапазон,
ту высоту звуков,
на которой
тебе удобно петь.
Именно тебе!
Потому что учиться
петь за других...
Ну, какой в этом смысл?!
Найди свой голос
с помощью камертона,
клавиш пианино,
другого инструмента!
А главное,
прислушиваясь к себе!
Надо, чтобы ты пела
своим голосом,
не форсируя,
не вылезая из кожи:
Искусство есть приятность!
Для Себя и для Других!
Ищи свой приятный голос!
Не пытайся его испортить,
поместив в чужой диапазон!
Пусть ты пока
поешь речитативом,
в диапазоне
всего нескольких тонов!
Но это — твой диапазон,
Это твои тоны!
Их слышишь Ты!
Они принадлежат Тебе!
...Теперь
двигай твою пару:
"полутон-тон" вверх и вниз,
в доступном тебе диапазоне:
выше, ниже!
Звуки
должны правильно
прозвучать
внутри тебя.
Послушай их
на инструменте!
Послушай себя!
Представь их,
не напевая,
без инструмента!
Спой их вслух,
в унисон с инструментом!
Спой их голосом,
без инструмента!
Проверь себя еще раз!
...Надо уметь
отличать
тон от полутона
на разной высоте
твоих звуков,
тех,
которые ты можешь
петь без напряжения!.
Это самое важное!
...Полутон
называют еще
малой секундой!
А Тон
большой секундой!
Несколько полутонов подряд
называют
хроматической гаммой.
Несколько тонов подряд
называются
цело-тонной гаммой
или гаммой Римского-Корсакова.
Такие однообразные ходы
музыке не свойственны.
Композиторы пользуются ими
как изобразительными средствами,
как художники красками,
для создания музыкальных образов.
Целый Тон рисует
равномерность,
твердую поступь,
уверенность,
неотвратимость события,
да много всего чего!
Про рисунок Полутона
ты уже знаешь!
...Нам остаются еще
несколько комбинаций,
сумм полутонов:
в другой раз,
мы изучим
интервал в три полутона
(малую терцию)
и в четыре полутона
(большую терцию).
...Занимайся каждое утро:
сделала
дыхательную гимнастику,
для голоса;
почитала стихотворение;
и берись за музыку!
Профессионал не тот,
кто получает
за каждый свой чих
деньги,
а тот, кто каждый день
делает свое скромное
любимое дело!
До следующего урока!
Свидетельство о публикации №225121600842