Парейдолии. Так ли страшны? Кто их малюет?

 Помните, я писал о забавных случаях навязчивых состояний? А ещё о страшных. Например, одной женщине увеличили антидепрессант. Любой препарат такого рода, даже лучший, даёт побочные эффекты, и вот в пятнах на кафеле она видит весьма неприятные физиономии ведьм, морды агрессивных приматов. Нет, это не галлюцинации. И лица ведьм, и морды бабуинов - всё это там было, просто без опьянения пациентка их бы не разглядела. Это как алкоголь для некоторых поэтов и художников - в некотором смысле допинг для творчества.
 Пациентку сняли с этих антидепрессантов, но остались впечатления. Она никак не могла воспринимать пятна как раньше - в виде пятен. И это первое свойство парейдолии.
! Увидев парейдолию раз, очень сложно заставить себя снова её не видеть.

 Зрительными парейдолиями называются феномены психики, когда у человека (и у некоторых обезьян) появляется видение фантастических изображений в деталях объектов повседневной жизни. А так как в деталях кроется и дьявол, люди беспокоятся или откровенно боятся. Ещё больше пугает то, что видятся в основном лица или звериные морды! Человек или боится "нечисти" или задаётся вопросом "Не схожу ли я с ума?".

 Откровенно признаюсь, что часто вижу парейдолии, причём почти всегда это лица. Раньше я на это внимания не обращал. Подумаешь, Великобритания с Ирландией на карте мира похожи на морду (или лицо, как там у птиц?) совы. Но как-то раз, уже достаточно давно, я принимал селектру. Именно тогда я был удивлён расстройствам зрения, которому сопутствовало "появление" реалистичных лиц на потолке: бородатого Чессмастера и красивой женщины вроде Ани Лорак. Но вот селектры нет в моём организме, а забыть "портреты" почему-то не удаётся. Теперь у меня появилась способность видеть лица везде: на кафеле туалета притаился Голлум, лица есть на комариной сетке и на непротертом мониторе компьютера. Иду по лесу - деревья часто превращаются в энтов. Порой я находил парейдолии даже в компьютерных играх! Конечно, несколько лет было не по себе. Я понимал, что это не галлюцинации, просто я, художник от слова "ху..лиган", превратился с какого-то Сальвадора Дали, регулярно балующегося абсентом. Я зациклился. Закрытые глаза не спасали. Наоборот! Простые парейдолические рожицы находились в пятнах света, к тому же могло спонтанно свизуализироваться что-то типа символа старой и злой группы "Onyx".
 Я даже во снах видел эти лица в пятнах, а с просыпанием они могли быть остатками снов. Там они были такими же как наяву, но один раз ожили, и это окончательно "добило" меня. Лишь закрывая глаза и затемняя их ладонями я уходил в чёрное и свободное от лиц пространство. Хорошо, что мы живём в век информации...

 Психическая иллюзия, зрительная или слуховая - это, конечно, про неврозы. В любом учебнике вам скажут, что нет ничего страшного если в темноте висящее пальто мы на секунду принимаем за грабителя, а незнакомый голос вдалеке за голос своего ребёнка. Но стоит только прочитать про парейдолические иллюзии, как всё становится куда серьёзнее. Почему?

 Титанами психиатрии, Ясперсом и Крепелиным, в своё время было сделано очень много. Так много, что они построили фундамент для современной науки на рубеже 19 и 20-х веков. То стоит ли интересоваться фундаментом не разглядев здание?
Карл Ясперс выводит опасные критерии парейдолии - навязчивость и развитие при разглядывании. Белогривые лошадки и слоник в облаках в таком случае всё же безобидная игра воображения, а вот серьёзный диагноз:
 Пациент К. Ясперса рассказывает: «На всех деревьях и кустарниках я видел вместо обычных сорок смутные очертания каких-то глядевших на меня карикатурных фигур, пузатых человечков с тонкими кривыми ножками и длинными толстыми носами, а иногда и слоников с длинными шевелящимися хоботами. Земля, казалось, кишела ящерицами, лягушками и жабами, иногда внушительных размеров. Меня окружала самая разнообразная живность, самые разнообразные порождения ада. Деревья и кусты приобретали зловещий, пугающий вид. Бывало, на каждом кустарнике, на деревьях и стеблях камыша сидело по девичьей фигурке. Девичьи лица обольстительно улыбались мне с облаков, а когда ветер шевелил ветви, они манили меня к себе. Шум ветра был их шепотом».
 Но кто были его пациенты? В те времена только изучалась шизофрения, названная сначала ранней деменцией, ещё не развилась пограничная психиатрия психопатий и неврозов. А вот делирий, в том числе "белая горячка" были исследованы хорошо, были осмотрены тысячи пациентов. Я уж не говорю о том, что в европейском высшем обществе было модно покурить гашиша, нередко с "фантастическими" последствиями:
 Писатель Готье рассказывает: " Передо мной вдруг появилась какая-то загадочная личность с крючковатым, похожим на клюв хищной птицы носом. У человека были большие, непрерывно слезившиеся зелёные глаза, которые он вытирал гигантским носовым платком..." Это галлюцинация дополнения, на самом деле в салоне стоял обыкновенный человек. И далее ... " .. я подошел к зеркалу и увидел, что дурные предчувствия меня не обманули: со стороны меня можно было принять за яванского или индийского идола. Лоб стал чрезмерно высоким, нос как длинная ветка дерева свисал мне на грудь...".
 Вернёмся к "белой горячке". Алкогольный делирий развивается постепенно, ему предшествует инициальная стадия, длящаяся порой целые сутки. В это время больного посещают парейдолии и галлюцинации с закрытым глазами, содержание изменённого восприятия часто становится пугающим. Но,
! Есть одна особенность такой парейдолии - она движется.
 Метко сказал один видеоблогер: "Плохо, конечно, когда с похмелья увидели медведя в узорах занавески, но куда хуже, если он вам подмигнул". А вот пример из классики медицины:
"  ...пациент увидел несколько «гурий» вместо узоров ковра. Затем гурии зашевелились, выступили за поверхность ковра, отделились от него и прошли, танцуя, по комнате. Само "лицо" здесь имеет мало значения, оно может быть и реальным рисунком, как в схожем случае:
"Пациент увидел, как изображение К. Маркса «ожило», задвигалось, улыбнулось и выдвинулось вперед из плоскости портрета".

А что же шизофреники?
 При любой форме шизофрении вероятность увидеть парейдолии выше чем в норме, но разница не значительна. Однако есть один "враг шизофреника", это псевдо-парейдолии. Почему псевдо? Как и псевдогаллюцинации, они всегда имеют характер сделанности, то есть больной точно знает кем это было послано и зачем, в рамках его же бреда. Псевдо-парейдолия - опасный спутник некоторых обострений у шизофреников. Феномен псевдо-парейдолии открыл русский учёный-шизофреник Кандинский, работающий в конце 19-го века, но этим открытием он сильно опередил своё время.
! Итак, если вы точно не знаете, что это за знак и почему он вам послан - это не псевдо-парейдолия.
 
  Теперь я уже не боялся парейдолии как симптома. Однако они пугали сами по себе. Как на зло, красотка Лорак была в своём роде одна. Чаще всего я почему-то видел, а точнее находил чертей. "Чёрт" понятие размытое, я называю так все неприятные фантастические морды-лица. Чуть меньше мне встречались лица людей, обязательно мужского пола и злые. Остальное не пугало - это были примитивные смайлики.
 Я ли такой один? Представьте себе, не рядовой чёрт, а дьявол бывал парейдолией в самые разные периоды истории. Известной является, например, иллюзия Лютера, который в горячем богословском споре увидел в складках одежды оппонента фигуру притаившегося дьявола. Его же лицо найдено людьми: в волосах Елизаветы Второй на канадской купюре 1954 года, в одежде персонажа картины Воспера, в дыму теракта 11 сентября. С другой стороны, одна верующая женщина нашла лик Девы Марии на "насущном хлебе", точнее на подгоревшем тосте; парейдолию "Лицо Иисуса" на лаваше в Индии замечают тысячи паломников.
 Не соответствуют ли парейдолии эмоциям и ожиданиям как персонажи осознанных снов или псевдогаллюцинации у шизофреников? Это станет понятнее, если вспомнить учение психолога-самородка Вадима Зеланда. Реальность - та же модель, что и сновидение, разве что только существуют раздражители органов чувств. Но иногда вера становится сильнее импульсов от объектов. По Зеланду можно поверить в телепатию настолько, что и ложка на столе сдвинется, но только в восприятии практика. Если под влиянием настроя саму реальность можно менять, то чего же стоит просто найти в ней что-то подходящее? :) Прочитал это первым - сообщи автору и получи 1000 проза-баллов.
 Мне было пять с половиной лет, шла Новогодняя декада.
- Смотри, снеговик к тебе повернулся. - Сказал разыгрывающим голосом папа.
Но вера ребёнка творит чудеся: я обернулся и увидел простенькое лицо снеговика, оно исчезло, когда я появился снова.
 Пару раз в жизни я слышал то ли парейдолии, то ли галлюцинации когда кайфовал от любимой музыки. Пребывая в лёгком экстазе я ожидаю вокала певца, и ожидание это вызывало голос - тихий и примитивный. Голос пел тот же текст, что исполнитель и точно ложился на музыку.
 Недавно я гостил у художницы Беллы Шифер. В её замечательной квартире есть "лягушачья комната", похожая на музей всего что связанно с лягушками. Я был удивлён, и удивился ещё больше когда стал находить мордочки лягушек в местах, где раньше были только неприятные лица.
 В другой раз племяшка показала мне Гравити фоллз, мультик с загадками, который смотреть нужно очень внимательно. Героя-гнома я вскоре нашел в воде раковины. Да,
 ! Эмоции и ожидания влияют на парейдолии.

 Но почему лица?
Я так подумал, и практически сразу нашел ответ. Не только лица - все возможные символы: буквы и цифры, звёзды, геометрические фигуры и кресты. Но на это мы обращаем меньше внимания, разве что если кто-то из нас, скажем, зациклен на нумерологии. В мозгу, где-то на границе со зрительной затылочной долей есть центры обработки символов. В левом полушарии это как правило обработка букв и всего что с ними связанно, а правый участок отвечает за древний язык лица. Не правда ли всё просто? Мимика лица - древнейший, во многом общий язык со множеством понятий. Кстати, уже доказано, что "фас" автомобилей тоже обрабатывается на участке лиц!
 Конечно, европейская культура со множеством смайликов, мультяшек и рекламных талисманов добавляет подсознательную готовность видеть простые физиономии где угодно.
 Преобладающие мужские лица в парейдолии -  отражение культуры европейца, где женщина ассоциируется с изяществом и макияжем, с украшениями и длинными волосами. Простые грубые "лица" могут принадлежать только мужчине. Так, как не бывает смайликов и энтов - женщин, так многие не понимают, почему снеговик это баба.

Нормально ли это?
Наконец спросил я себя. Мне часто вспоминаются работы Фрейда и Юнга о жизни и творчестве Леонардо да Винчи. Философы детально рассматривали гениальность художника, каждый согласно своему учению, Юнг критиковал Фрейда... И всё это вокруг одного идеала, всё для того чтобы найти ту самую эталонную психику. Между тем известно, что Леонардо прекрасно замечал парейдолии. Он пишет:
«Если посмотреть на стены, покрытые различными пятнами или сложенные из разных камней, когда собираешься придумать какую-нибудь сцену, то можно увидеть в ней сходство с различными пейзажами, украшенными горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и грядами холмов. Можно увидеть сражения водолазов, и фигуры в быстром движении, и странные выражения лиц, и диковинные костюмы, и бесконечное количество вещей, которые затем можно вести к отдельным и хорошо продуманным формам".
 Да, странные выражения лиц...

 Может быть, это склонность писать портреты? Тогда такое видение может быть полезно многим художникам, мечтающим когда-нибудь написать современную Джоконду.
 А есть ли ещё какое-нибудь полезное видение, которое поможет в жизни?
 Оказывается, сколько угодно, ведь, как гласит одна китайская притча, если старательно смотреть только на красные предметы, вряд ли заметишь все остальные. У удачливых людей, кстати, существует особое видение успешного человека, что доказывает одно исследование Ричарда Вайсмана, изучающего свойства "везунчиков" и "неудачников". Вайзман провел интересный эксперимент, который показал кардинальное различие в мышлении тех и других. Участникам группы выдали по одинаковой газете и предложили посчитать, сколько в ней иллюстраций. Итоги. «Везунчики» справились за несколько секунд, а «неудачники» считали картинки около двух минут. Секрет вот в чём. На второй странице была крупная надпись: «Больше не считай, здесь 43 картинки». Наблюдательные «везунчики» сразу её заметили, а те, кто считал себя неудачниками, не обратили внимания и продолжили дисциплинированно считать.Более того, первые заметили ещё одну интересную надпись: «Скажи, что видел меня, и получишь 250 долларов». Так что они не только быстро справились с заданием, но ещё и заработали. Вторые же просто досчитали иллюстрации до конца.
 У первых просто было видение удачи, которого желаю и вам, дорогие читатели.


Рецензии