Крыса

КРЫСА.

Умирал старый Нуртай. Два дня назад почувствовал себя плохо и слёг. Собралась вся семья. Из райцентра приехали две дочери без мужей и внук. Оглядел их старик, и стало ему больно.
- Неужели это моя семья? – подумал Нуртай.
Сколько он себя помнил, всегда хотел большую дружную семью. Чтобы было шумно и весело.
- Где это всё? –  вздохнул старик.
Вспомнил он отца, погибшего на фронте, мать с ее грубыми от бесконечной работы руками и вечно слезящимися глазами. Тяжело ей было после смерти мужа. Но что могла, она дала своим детям – двум сыновьям и дочери. Непосильная ноша надорвала сердце матери, когда Нуртаю исполнилось 19 лет. Брат и сестрёнка умерли 10 лет назад.
Вспомнил, как ходил в вечернюю школу. Как они с одноклассниками распивали бутылочку перед уроками.
- Нуртай! Ты почему такой красный? – строго спрашивал учитель.
- Так это! Только что из бани, Сергей Гаврилыч! – отшучивался Нуртай с последней парты.
- Ты смотри, на веник сильно не налегай, - хитро улыбался учитель.
Да, было время!
Вспомнилась жена – Марал. Как он был очарован её красотой! Как был влюблен в неё! Но её отец чуть ли не пинками выгнал горе жениха, когда тот пришел свататься. И тогда влюбленные решили бежать. Отец сильно злился поначалу. Но после рождения внука простил молодых и принял в семью. Только Нуртай так и не смог простить тестя, и срывался на жене. Обижал её сильно.
Жена молчала. Родила ему пятерых детей, а потом запила. Да и сам он частенько напивался. И в пьяном угаре творил всякое. Закончилось всё одним жарким июльским днём – Марал пьяная ушла в степь и умерла там. Искали её пять дней. А когда нашли, только тогда Нуртай понял, кого потерял.
- Эх, - тяжело вздохнул старик.
Их первенец, Марат, погиб сразу после армии. Он был шофёр. Попал в аварию. Врачи сказали, что смерть была мгновенной. На похоронах кто-то сказал:
- Хороший был человек. Настоящий. Только сильно торопился жить.
Эти слова на всю жизнь больно впились в сердце Нуртая.
Второй сын оказался совсем непутёвый. Много пил и был убит в уличной драке. В то время Нуртай работал в ПродСнабе экспедитором и на обратном пути всегда привозил бочку пива, которым сам и торговал. Он  и научил сына пить.
- Бать, а если заметят? – спросил как-то юный Амантай, увидев, как отец наливает себе из бочки трёхлитровую банку пива.
- Не заметят! Банку пива из бочки, банку воды в бочку! Вот мой девиз, - засмеялся отец, - запомни сынок, ничто так не утоляет жажду, как кружка холодного, свежего пива.
Так Амантай и утолил свою жажду жизни.
Младший сын, самый любимый, связался с дурной компанией и сгинул в лагерях. Остались две дочери, которые откровенно не любили отца, хоть он и старался им помогать всем, чем мог. Когда пришло время выдавать замуж старшую, Нуртай отдал молодым все деньги, которые копил на машину. Всю жизнь он хотел купить «Ниву», но так и не сложилось.
С внуками он почти не общался. Отказался жить с дочерьми, когда здоровье стало ухудшаться.
- Я всю жизнь прожил здесь и никуда не поеду. Не надо мне сопли вытирать, - отрезал тогда Нуртай.
На том и решили.
- Дедушка, вы пить хотите? – обратился внук.
- А чего ты такой грустный? Я же ещё не умер, - пошутил старик.
Внук растерялся.
- Как его зовут? Не могу вспомнить его имя! – подумал Нуртай.
Он не боялся смерти. Долгие годы он ждал её, но она всё не приходила и не приходила. За что бог его наказывает? За что он видит как умирают его родные и близкие, а он всё живёт и живёт?
Много о чём думал Нуртай эти два дня. И снова вспомнил ту крысу, которая долгие годы не давала ему покоя, о которой за всю жизнь никому так и не рассказал.
Случилось это, когда Нуртаю было 11 лет. У них была корова, и они с братом помогали матери по хозяйству. В тот год было нашествие крыс, да ещё и зима выдалась необычайно суровой.
Вечером Нуртай пошёл в сарай почистить и покормить скотину. Убирая ясли, чтобы наложить корове свежего сена, мальчик сильно подкинул мякину на дне яслей и на пол высыпались пять пищащих розовых комочков.
- Крысиное гнездо, - сразу сообразил он.
Крысята были слепые, еле шевелились, только тоненько и жалобно пищали. Нуртай не раздумывая, взял лопату и замер. На пороге сидела мать-крыса. Парень оробел. Свинцовая тяжесть легла на плечи и сковала тело. Выступил холодный пот. Крыса не шевелилась и пристально смотрела.
- Что она думала тогда? Понимала ли, что я собираюсь сделать? – каждый раз спрашивал себя Нуртай, вспоминая этот случай.
Казалось, что они простояли так вечность. Но внезапно мозг мальчика пронзила мысль:
- Это крысы. Они вырастут, и будут вредить. Их надо убить.
Лопата тяжело опускалась, перерубая пополам пищащие комочки, пока не стало совсем тихо. И в этот момент Нуртай почувствовал ужас. На глаза навернулись слёзы. Он медленно повернул голову в сторону дверного проёма. Крыса наблюдала за его преступлением. Наблюдала и осуждала. Осуждала и грозила отомстить. Парень ясно прочитал в её глазах:
- Ты за это ответишь!
Они ещё немного постояли и крыса торопливо убежала. После этого случая, Нуртай стал бояться темноты.
- Сакен, - проговорил старик, вспомнив имя внука.
- Да, дедушка, - отозвался Сакен.
- Если она придёт, не подпускай её ко мне! Не подпускай! – пробормотал старик.
- Кого, дедушка? Кого не подпускать? – не понял внук.
- Прости. Прости. Прости меня, – повторял в бреду старик. Это были его последние слова.

2025 год



Рецензии