Лао Цзы. Поэма о вечной тайне. Глава 13
13.
Люди постоянно воюют, борются за правое дело, например, за «человеколюбие» и «справедливость». Пытаются искоренить преступность, но увы.
В 18-м и 19-м чжанах Лао Цзы смеется над бесполезностью лозунгов борьбы за самое дорогое, ведь никакие призывы не могут из человека сделать мудрого:
19 чжан
Если упразднить мудрецов и признать бесполезность знаний,
Польза народа возрастет во сто крат.
Если покончить с добродетелью и забыть о справедливости,
Люди смогут вернуться к почитанию старших и взаимной любви.
Если покончить с лукавством и отбросить корысть,
Воры и разбойники исчезнут сами собой.
Эти три высказывания
Демонстрируют, что слова бесполезны.
И потому, добавлю еще кое-то на эту же тему:
Смотри на все сердцем, храни бесхитростную простоту,
Меньше пекись о личной выгоде, умаляй свои желания.
Андрей Арсеньевич Тарковский говорил, что суть искусства – это молитва. Человек молится с надеждой, это порыв из человеческого в нечеловеческое, ибо только там могут быть ответы. Есть и другой тип произведений, где молитва является формой благодарности за полученный ответ. Именно такова поэма Лао Цзы. Дао Дэ Цзин – это аллилуйя красоте и правде жизни. Ответы получены, имена им «ясность» и «у-вэй». И они слагают бессмертные строки. Ясность незамысловато показывает, что есть что, а у-вэй повторяет: «слова бесполезны… поэтому, почему бы нам об этом не поговорить?». Поэма являет совершенно иной смысл, который видится бессмысленным для обыденного ума, занятого борьбой и выживанием, этот смысл – красота, она же – истина, блаженство.
Здесь предлагается любоваться красотой «просто так», а не чтобы продать ее подороже. И Лао Цзы подчеркивает: «только так можно всю полноту своей выгоды узнать» (7 чжан). Любуясь просто так красотой, ты красотой являешься. Конечно, ты ею никогда не перестаешь быть, вот только не замечаешь. А в этом вся суть. Жизнь человека устроена так, что незаметное для него не существует. Богач, который зарыл в подвале дома клад и забыл про него, вынужден побираться. Бытие без смысла и цели, не озабоченное отжатием максимальной выгоды из всего, что попадется под руку – это жизнь богача, расточающего несметные сокровища, которые не убывают. Имя этим сокровищам: истина-блаженство-красота. Конечно, всё это вместе называется любовь. Но это не та любовь, что изображают в фильмах. Если перефразировать первые строки поэмы Лао Цзы, можно сказать:
Любовь любая, что воспета сторис,
Не есть любовь, которой нет конца.
В самом деле, сам формат сторис говорит за себя: «Нет времени рассусоливать, нужно ухватить самое главное!». Конечно, пытаться утолить вечный голод, заглатывая образы-слова, так себе занятие. Бесперспективное.
Но глупость гонит вновь железною пятой несметные стада, спешащие на праздник. Один лишь мудрый – такой тихий, такой спокойный. Набегался. Устал. Пошел искать в другой место и нашел. И вот, теперь наслаждается обретенным чудом. Волшебством бездонного неба, что очистилось от батальонов туч тревоги мутного ума, сведенного судорогой страха выживания. Еще бы! Ведь «то, что телу придет конец, это – несомненно» (16 чжан). Вот и приходится людям «стремиться накапливать еще и еще», желать веселья беспробудного. Потому что только в момент наивысшего удовольствия открывается маленькое окошко в покровах туч, в которое виден край чистого неба и золотой свет. Едва успев открыться, чудесное окно захлопывается, и человек, не успев напиться этим светом, кричит, как раненый вампир и хочет вновь – туда, еще, еще, еще!
20 чжан
Когда перестаешь гоняться за знаниями, пропадают омраченность и тоска.
Только так обнаруживает себя основа, незыблемая, как гора,
Как долго будешь ее избегать?
Пытаясь улучшить, делаем только хуже,
Как можно это отрицать?
То, чего боятся люди,
Нельзя не бояться, -
О, тщета! Нет тебе ни конца, ни края!
А люди хотят веселиться еще и еще,
Так, словно наступил день Великого Жертвоприношения,
Словно опять пришел Новый Год.
Один лишь я – такой тихий, такой спокойный,
Словно то, что еще не появилось на свет.
Я – словно младенец, который еще не умеет смеяться.
Утративший всё,
Подобно страннику, которому некуда возвращаться.
Все вокруг стремятся накапливать еще и еще,
Один лишь я ни за что не цепляюсь.
Мое сердце – сердце неуча,
Искреннее и простое.
Люди живут в мире понятном и очевидном,
Лишь я один существую в туманно неведомом.
Люди стремятся вникнуть во все и понять,
Один лишь я живу с незнанием один на один.
Никуда не спешу, безмятежен, как море,
Поднимаясь, как ветер лечу, не имея остановок в пути!
Люди ищут во всем смысл и причину,
Один лишь я живу, забавляясь, подобно невежественному дикарю.
Лишь я один отличаюсь от других тем,
Что превыше всего ценю корень жизни, мать всего живого.
...
Свидетельство о публикации №225121701165