Мета-навык наблюдать
Идея Словаря — Игорь Леонардович Викентьев https://vk.com/id197687890
Автор статьи — Ксения Александровна Калугина https://vk.com/kaluginaksa
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МЕТА-НАВЫК «НАБЛЮДАТЬ»
«Для великого ума нет пустяковых вещей».
Цитата Шерлока Холмса. Артур Конан Дойл. Повесть «Этюд в багровых тонах»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
НАБЛЮДАТЬ — рассматривать, примечать, внимательно следить за кем-либо или чем-либо, изучать, исследовать.
ПРИРОДНОЕ УМЕНИЕ:
Дети учатся наблюдать с самого раннего возраста, например, когда следят за движениями матери. Так начинается первое знакомство с Реальностью.
Дети растут, и новых предметов, людей, явлений становится всё больше. И навык наблюдать приходится совершенствовать.
ПРИМЕР ПРО ШИМПАНЗЕ:
«Другая самка, Бори, страдала от инфекции ушей, которую мы попытались лечить антибиотиками. Во время этой процедуры она начала махать руками в сторону стола, на котором ничего не было, кроме маленького пластикового зеркала. Потребовалось некоторое время, чтобы мы поняли, чего она хочет, но, как только мы вручили ей зеркало, она подобрала соломинку и установила зеркало под таким углом, который позволял ей чистить ухо и наблюдать за процессом в зеркале».
Отрывок из книги: Франс де Вааль «Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?», «Альпина нон-фикшн», цит. по https://antropogenez.ru/article/937/ (Дата обращения 16.12.25)
ПЕРВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ДЕТСТВЕ:
Если ребенка обучать, что обычное внешнее наблюдение превращается в склонность изучать и исследовать. Если НЕ обучать, то Интеллектуальный навык — наблюдать — качественно, увы, НЕ сформируется...
Можно дома самостоятельно наблюдать явления природы, животных, людей, растения; делать фотографии, зарисовки, словесные описания и т.д.
ПРИМЕР УПРАЖНЕНИЯ:
«Рецепт «НЕ СКУЧАЙ» [...]
Сначала средний круг внимания: разглядывайте соседей, помещение, в котором находитесь. Затем перейдите на малый круг внимания: прислушайтесь к своему организму, к разным частям тела. Потом переключитесь на большой круг внимания».
Куклачёв Ю.Д., Куклачёва Е.Ю. Духовная кулинария: полезные советы и упражнения от Юрия Куклачёва https://vikent.ru/author/767/ «Планета доброты», 2025, стр. 10.
В начальных классах в школьных предметах — природоведение, окружающий мир — появляются Дневники наблюдений.
Однако, кажется, старшеклассники таких дневников наблюдений уже не ведут... А наблюдать нужно, и не только для того, чтобы просто познакомиться с окружающим миром, но и для того, чтобы освоить новую профессию.
КАК НЕ НАДО УЧИТЬ НАБЛЮДАТЬ:
1. Один раз, наскоро,
2. Давать сразу много объектов для наблюдения,
3. Выбирать Объект(ы), которые НЕ меняются,
4. Бросать наблюдение и т.д.
ПРИМЕР ПРО САКУРУ:
«... рассмотрим многолетний ряд фенологических дат цветения сакуры в Японии за последние 220 лет. [...] Можно подсчитать, что за последние 220 лет деревья стали цвести на 12 дней раньше (0.055·220).
Фенология (методика наблюдений) / Д. В. Тишин, Н. А. Чижикова. — Казань: Казанский федеральный университет, 2022, Стр. 26.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ:
1. Есть ЧТО наблюдать?
2. Что-то вмешивается в Объект наблюдения?
3. Что или кто мешает Вам наблюдать?
4. Получается ли наблюдать за самим собой как бы со стороны?
5. Можете ли пересказать наблюдаемое?
6. Есть НЕнаблюдаемые Объекты?
7. Готовы ли Вы к случайным изменениям и подсказкам?
8. А что делается ПОСЛЕ наблюдения?
ПОЧЕМУ ПРИХОДИТСЯ ТАК ДОЛГО НАБЛЮДАТЬ?
1) Наблюдение — это важная часть обучения на этапе подражания и копирования.
И, кстати, когда обучение закончено, наблюдение только мешает.
ПРИМЕР ПРО АКТЁРА:
«Единственный путь для изучения этой теории, который я вижу, — это стать перед зеркалом и, глядя на фотографии Дюшена, упражнять мышцы своего лица. Актер стал перед зеркалом и старается придать лицу выражение хотя бы, например, презрения. Положим, мускулы надлежащим образом сократились, но все же лицо его не передает вполне этого чувства. Почему? Да потому, что мышцы-то выражают презрение, а глаза — внимание, с каким он наблюдает за собой в зеркало. Естественно, что, оставаясь недоволен этим неполным впечатлением и обвиняя в том свои ни в чем не повинные мускулы, он все более и более сокращает их и впадает в карикатуру...»
Ленский А.П. Статьи. Письма. Заметки. М.: Языки славянской культуры, 2002, стр. 85.
2) Навык наблюдать — сложный, комплексный, включает другие навыки: видеть Разницу, замечать изменение и динамику, отделять наблюдаемое от НЕнужного, фиксировать наблюдаемое.
ПРИМЕР В КАРТИНКЕ:
https://vk.com/wall-35285306_702415 (прислал И.Л. Викентьев)
3) Навык наблюдать — профессиональный навык!
То есть, если Вы поменяли профессию, то придётся учиться заново, потому что в каждой профессиональной области свои правила, своя методика обучения наблюдению, своя методика наблюдения.
Наблюдать нужно, чтобы познавать природу и общество, строить взаимоотношения с другими людьми, контролировать себя и свое развитие, проверять гипотезы, проводить эксперименты, тестировать интеллектуальные продукты, пополнять базы данных, искать Подсказки для решения и т.д.
ПРИМЕР ИЗ АСТРОНОМИИ:
«Ломоносов как раз открыл атмосферу Венеры. Он не должен был в свой маленький телескоп её увидеть. Венера проходила на фоне солнца. Это бывает раз в 150 лет. Вот как раз на старость Ломоносова это пришлось. Масса астрономов, квалифицированных, большие телескопы, в этот момент смотрели на Венеру. Ломоносов был уже не очень здоровый, не очень молодой. Он сидел у себя в кабинете в Питере, открыл окошко, выставил маленькую подзорную трубу и в какой-то момент, когда Венера на краю солнечного диска была, увидел, что тоненький ободочек световой её так освещает. Взял и статью написал [...] Теперь Это эффект Ломоносова».
Сурдин В.Г. Ломоносов открыл атмосферу Венеры. Познавач https://vkvideo.ru/clip-218069819_456239321 (Дата обращения 16.12.2025)
Ферштейн? или ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ:
1. Почему иногда полезно вмешиваться в Наблюдаемое?
2. Что наблюдают специалисты, когда говорят, что им подсказывает «профессиональная интуиция»?
3. Какие Профессии выросли на ошибках наблюдателей?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕМЫ ОНЛАЙН-КУРСА VIKENT.RU:
О связи мышления и наблюдения... https://vikent.ru/enc/1910/
Выдвижение гипотезы — нечто большее, чем обобщение наглядных фактов... https://vikent.ru/enc/2270/
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ С ПРОЕКТА VIKENT.RU И РЯДОМ:
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СИСТЕМ по И.Л. Викентьеву. Часть II https://youtu.be/3X_PxiuJPcI?t=5065
https://vk.com/video-97091082_456239303
Эксперименты и наблюдения https://vikent.ru/enc-list/category/225/
Монтессори Мария https://vikent.ru/author/54/
Зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому https://vikent.ru/enc/4/
Принцип неопределённости Вернера Гейзенберга https://vikent.ru/enc/1628/
Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия? (мысли о методике научной работы) https://livrezon.com/shop/product/kak-delautsya-otkritiya
ВАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:
I-я онлайн-конференция:
«Креативные / Интеллектуальные навыки & #МЕТАнавыки», 25 января 2026
Организатор: Калугина Ксения Александровна vk.com/kaluginaksa
Сообщество в ВК: vk.com/kit_online_navyki
Сайт: кит.online/ Бесплатно.
#Навыканаблюдения #Развитиенавыканаблюдения #Метанавык #Интеллектальныйнавык #Профессиональныйнавык #Конкурентоспособность
Свидетельство о публикации №225121701202