Год в кино имени Стивена Кинга
В 2025-м мы увидели аж шесть фильмов и сериалов, снятых по прозе короля ужасов. Технически адаптировали романы не только самого Стивена Кинга, но и Ричарда Бахмана — под таким псевдонимом писатель публиковал часть произведений.
Настасья Горбачевская посмотрела все экранизации и составила рейтинг от худшей к лучшей: на последней строчке оказался «Бегущий человек» Эдгара Райта с Гленом Пауэллом в главной роли.
Пеннивайз, выходи! Все экранизации прозы Стивена Кинга 2025 года — от худшей к лучшей
Сложно объяснить, почему так сложилось и какие обстоятельства сыграли решающую роль, но факт остается фактом: 2025-й — год, густонаселенный кинговской прозой. Технически адаптировали романы не только самого Кинга, но и Ричарда Бахмана — часть книг автора была опубликована под псевдонимом. До этого лидером по количеству экранизаций был 2017 год, который подарил публике четыре полных метра и два сериала (от «Оно» до «Мистера Мерседеса»). Позволяем уходящему году сравнять счет, с одним небольшим допущением.
Не хочется верить в досадное поражение, но приходится: роман «Бегущий человек», изданный под псевдонимом Ричард Бахман, во второй раз добрался до больших экранов. В 1980-е с гнусными корпорациями в альтернативном мире будущего боролся железный Арни в обтягивающем трико. В 2025-м роман-антиутопия ожил под патронажем британского выдумщика и хулигана Эдгара Райта, который множество раз радовал публику дерзкими и оригинальными фильмами о дружбе и бунте, который сложно унять («Армагеддец»).
Игра на выживание в дистопическом мире будущего формально сохраняет ключевые элементы оригинала: око телевидения, экшен не на жизнь, а на смерть, и корпорация зла, терзающая рабочий класс. Вот только искренне включаться в злоключения трудяги Бена Ричардса не получается. Несмотря на харизму Глена Пауэлла и кредиты доверия Райту, вышла довольно безжизненная студийная подделка, которая нарративно близка первоисточнику (за исключением финала!), но совершенно растеряла яростное обаяние и лютую динамику повествования — книжку невозможно отложить, пока не доберёшься до самого финала.
Впрочем, нельзя не отметить, что совпадение настораживает: именно в 2025 году увидели большие экраны две самые протестные книги Ричарда Бахмана — автора куда более бескомпромиссного и ожесточённого, чем сам Стивен Кинг.
По большому счету, особенно с позиции кинокритической, впору заклеймить экранизацию «Института» проходным сериалом, который был призван помочь публике скоротать деньки в ожидании финала «Очень странных дел». Сюжеты действительно пересекаются: роман повествует о загадочном НИИ, где ученые терзают детей со сверхспособностями (телепатией и телекинезом) ради дел государственной важности. Кинг и правда вдохновился хитом Netflix при написании, но сделал упор не на приключения, а на прогнившую бюрократическую систему и критику власти на местах. Признаться честно, экранизация слишком долго шла до экранов — «Институт» был опубликован ещё до ковида, а значит, в другой жизни.
И все же, несмотря на все пробоины в бюджетах платформы MGM+ и в стройности драматургии, «Институт» — довольно честная сай-фай-бэшка, которая не претендует на лавры и размах премиального телевидения, а позволяет рядовой книге Кинга переродиться в паранормальную беллетристику на малом экране. При этом актёрский состав подростков в проекте (Джо Фриман, Вигго Ханвельт и др.) будто бы сердечнее, чем в хедлайнере HBO «Добро пожаловать в Дерри», а потому за побегом из учреждения подопытных подростков следишь с куда большим напряжением, чем за новым сражением детворы с клоуном. Да и Мэрри-Луиз Паркер создала образ довольно отталкивающей и убедительной протагонистки — главврача НИИ.
Необязательное обаяние проекта сработало: несмотря на то что события, описанные в романе, полностью экранизированы в первом сезоне, шоу официально продлили.
Рискнем предположить, что сериал «Оно: Добро пожаловать в Дерри» все же пострадал от гнёта собственных амбиций. Премиальные ТВ-проекты HBO накладывают серьёзный отпечаток ожиданий — зрители требуют злободневных шоу с блестящей драматургией («Чернобыль», «Белый Лотос»). Вот и возвращение Пеннивайза в Дерри пытается охватить все пласты формального успеха: ретро-эстетика 50-х годов, нездоровый социальный климат и нарывы общества вроде расизма, смерть родителей и ментальные заболевания подростков: посреди всего этого безобразия обнажает зубы Танцующий клоун, который питается детскими страхами и выходит на дежурство в канализации раз в 27 лет.
Роман Кинга является первоисточником лишь отчасти: в книге были так называемые главы-интерлюдии, в которых раскрывались история города Дерри и происхождение Пеннивайза. Сериал берется закрыть белые дыры и рассказать о том, что происходило за 27 лет до того, как знакомые нам «неудачники» встретились на реке Кендускиг. За производство шоу отвечает режиссер дилогии «Оно» Андрес Мускетти, который остается верен своим принципам и арсеналу жанровых пугалок: на арене Билл Скарсгард в гриме. По сути же «Дерри» выглядит такой же бэшкой, как и «Институт», но с насупленным бровями. В режиссёрском плане Мускетти не предлагает ничего нового, а драматургически лишь запутывает устройство вселенной: теперь Пеннивайза могут видеть и взрослые, а это подрывает не только основные принципы романа, но и подчёркнутую уязвимость детей перед безразличием родителей. В сериале есть много удачных эпизодов и находок, ещё больше фансервиса и родственных связей со знакомыми героями, но всё сводится к повторяющемуся клоунсплотейшену, а не к саге о дружбе и взрослении.
«Долгая прогулка» удивительно долго шла до экрана: роману, изданному ещё в 1979 году под псевдонимом Ричард Бахман, тоже пришлось подождать. Возможно, проза была первой в библиографии Кинга, но рукопись пылилась на полке до востребования. Формально и книга, и адаптация Фрэнсиса Лоуренса представляют собой антиутопию с игрой на выживание: юные мальчишки выходят на маршрут и должны шагать вперёд, пока не останется один самый выносливый ходок. На деле ощущение обречённости совсем парней волнует авторов куда больше, чем устройство полицейского государства в альтернативном таймлайне.
Режиссёр номерных «Голодных игр» и «Константина» отлично представляет соревнования подростков не на жизнь, а на смерть, но делает гибель идущих совершенно не кинематографической, а пугает реалистичностью и безжалостностью. А заодно и бессмысленностью шествия: маршрут бы не вышел таким трагичным без обстоятельств, которые держал в голове Кинг. Роман стал реакцией на войну во Вьетнаме и то, как толпы совсем молодых ребят отдавали свою жизнь за идею, которую не до конца понимали. Изменённый финал пусть и не дарит надежду, но добавляет их жертве осмысленности. В негласном соревновании за лучшую экранизацию Ричарда Бахмана 2025 года Лоуренс явно выиграл забег у Райта.
Меньше всего от автора печальных слоубернеров вроде «Февраля» Оза Перкинса можно было ожидать ироническую и едкую экранизацию небольшого рассказа Стивена Кинга, со временем вошедшего в сборник «Команда скелетов». Король Ужасов наделил мохнатую заводную игрушку силой злого рока — стоит повернуть ключик в спине обезьяны, и кто-то рядом умирает. Власть над чужими судьбами — большая сила или большая ответственность? Споры братьев-близнецов, которым зверь с механизмом достался по наследству от папы, длятся десятилетиями.
Перкинс делает будто все наоборот: из Тео Джеймса вытаскивает потенциал комедийного актера, а роковые удары мартышки выворачивает наизнанку: если не рикошет «Пункта назначения», то где-то рядом. И все же в параде сардонических и кинематографических расправ и Кинг, и Перкинс сходятся в общем ощущении, что взросление наступает в тот момент, когда ты понимаешь, что все когда-нибудь умрут. И вроде бы «Обезьяна» и сильно отходит от текста оригинала, и хоррор-не-хоррор, и не самый заметный фильм уходящего года, но в то же время союз киноязыка и прозы получился настолько уникальным, что фильм явно обогатил присутствие Кинга на экранах.
В мире экранизаций кинговской прозы нашлась своя «Сентиментальная ценность», которая покорила зрителей за пределами фандома писателя. Формально премьера «Жизни Чака» состоялась еще в прошлом году на фестивале в Торонто, но добрался до кинотеатров во всем мире фильм лишь этим летом. Майк Флэнеган — один из главных союзников Стивена Кинга на экране: в этот раз режиссёр снял не привычный хоррор с комом горечи, застрявшим в горле (вроде «Игры Джеральда»), а ультимативно поддерживающее, психотерапевтическое и трогательное кино. «Жизнь Чака» почти сразу после выхода стали сравнивать с «Зеленой милей» — эффект согревающего воздействия и сладко-горького прощания идет в комплекте.
Сюжет сложно объяснить или пересказать, не нарушив хрупкий баланс композиции из трех актов: в первом весь мир рушится, а повсюду появляются билборды с благодарностью никому не известному Чаку (Том Хиддлстон), во втором и третьем узнаем больше об этом хорошем парне. Рассказ из сборника «И будет кровь» перенесен на экран почти дословно и все равно выглядит удивительно кинематографично, даже с закадровым голосом (хворь всех экранизаций). «Жизнь Чака» уже заняла место в списках лучших адаптаций прозы Кинга, и это точно тот фильм, который захочется взять с собой из 2025 года.
Текст: Настасья Горбачевская
МОИ КИНОМИРЫ
Кинофильмы, оказавшие на автора этих строк решающее влияние при принятии решения запустить независимую кинокомпанию "Вещий Олег", включающую студии спортивного и комедийного кино.
ПЛАН 9.АТАКА ИЗ ОТКРЫТОГО КОСМОСА (реж. Эд Вуд); ТРАКТОРИСТЫ; ТЕГЕРАН-43; И НА КАМНЯХ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ; ЗЕЛЁНЫЙ ФУРГОН; РУССКИЙ ТРАНЗИТ; СПРУТ; ИГЛА; БРАТ 1, 2; ОХОТА ЗА КРАСНЫМ ОКТЯБРЁМ; КОМАНДИР "СЧАСТЛИВОЙ ЩУКИ"; КРАСНАЯ ЖАРА; ЛЕОН; МИСТЕР И МИССИС СМИТ; НИКИТА; СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ; УБОЙНЫЙ ОТДЕЛ; ВИЗИТ К МИНОТАВРУ; СОННАЯ ЛОЩИНА; ГОРЕЦ; ЧУЖИЕ-2; ВСПОМНИТЬ ВСЁ; ХИЩНИК; БЕГУЩИЙ ЧЕЛОВЕК; ЗОЛОТАЯ ПУЛЯ; ВОСХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ; ПЕРЕВОДЧИЦА; АПОКАЛИПСИС (фильм Мела Гибсона); 1612; МОНГОЛ; ЗАГОВОР; ЛИКВИДАЦИЯ; АПОСТОЛ; ОРУЖЕЙНЫЙ БАРОН; КОКАИН (Дж.Депп); МОНСТР; ТОТ, КТО ГАСИТ СВЕТ; МАНЬЧЖУРСКИЙ КАНДИДАТ; ГЛАЗА БЕЗ ЛИЦА; ВАЛЬКИРИЯ; V-ЗНАЧИТ ВЕНДЕТТА;ПЛОХОЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ;ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ; АВАТАР; ЗАГОВОР И УБИЙСТВО; НЕВИДИМАЯ ИМПЕРИЯ;ПРИЗРАК; ПСИХО; ХИЧКОК
Предки Рональда Рейгана были прослежены до X в. мастерами политической рекламы республиканской партии, руководство которой было уязвлено широко распространившимся в стране утверждениями о полной непригодности бывшего киноактёра Рейгана...
Подробнее о политической карьере актёра из вестернов Рональда
Рейгана читайте в книге о синематографе: СЪЕШЬТЕ БОТИНОК И СНИАЙТЕ КИНО
Репортажи Барона Олшеври (Николае Карпати) с международного кинофестиваля "Послание к Человеку".
Съёмка в сериале Нурбека Эгена "Фандорин. Азазель".
Ответ пресс-службы Минкультуры РФ по теме предложения кинокомпании "Вещий Олег" запретить прокат на территории России детективного кинофильма «Чижик-Пыжик возвращается»
vk.com/wall553665584_4464, proza.ru/2023/09/16/22
Книги о кино
ДА ЗДРАВСТВУЕТ КЛУНИ!
СЪЕШЬТЕ БОТИНОК И СНИМАЙТЕ КИНО
СОЛНЦЕПОЛИС. С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
ОДИССЕЯ. НОЧНАЯ СТРАНА
НАД ОБРЫВОМ
ОДНАЖДЫ В ГОЛЛИВУДЕ
Документальный фильм о мемориале ЧВК Вагнера, все эпизоды НАРОДНЫЙ МЕМОРИАЛ. МУЗЫКАНТЫ, КОТОРЫХ ЗНАЕТ ВЕСЬ МИР nikkarpati.livejournal.com/117450.html
Полностью фильм о полумарафоне 22 сентября 2024 года в Петербурге опубликован на странице в живом журнале nikkarpati.livejournal.com/126227.html
Дополнительные бонусные материалы в тг канале Партия Трезвая Россия
t.me/soberros
Петербург без чижика-пыжика
proza.ru/2023/09/16/22
Чижик-пыжик на ВДНХ
proza.ru/2023/12/20/98
Ответ пресс-службы Минкультуры РФ по теме предложения кинокомпании "Вещий Олег" запретить прокат на территории России детективного кинофильма «Чижик-Пыжик возвращается»
vk.com/wall553665584_4464
Просьба к коллегам по кинематографическому цеху России и стран мира: при использовании материалов указывать авторство независимой кинокомпании "Вещий Олег"
Свидетельство о публикации №225121701374