Чудесное обретение древнего лика

или О Коломенской иконе Божией Матери, именуемой Державной

Мало кому из людей далеких от церкви известен такой факт из истории села Коломенское, как явление Державной иконы Божией Матери русскому православному народу. Произошло оно 2(15) марта 1917 года. Об этом сообщил в своем октябрьском номере того же года журнал «Душеполезный собеседник». Вот краткая история сего примечательного события.
Явление Державной иконы Божией Матери в 1917 году нельзя назвать чудесным обновлением. Это, скорее было просто обнаружение старой иконы в подвале церкви Вознесения Господня. Неожиданно к отцу Николаю Лихачеву пришла крестьянка Евдокия Адрианова, проживавшая в деревне Перерва Боровицкого уезда Жирошкинской волости. Ей во сне уже несколько раз было указано идти в село Коломенское для обретения иконы Божией Матери.
Крестьянка не сразу поняла знамение, но во второй раз, после усердной молитвы о помощи и разъяснении сна, она увидела во сне белую церковь, а внутри ее узнала Царицу Небесную в виде величественной женщины, восседающей там. Однако лик Богородицы она не увидела, но догадалась сердцем, кто это был. Это явление произошло 26 февраля, и Адрианова ясно поняла, что теперь медлить нельзя. В первом сне, 13 февраля, она хотя и ничего не видела, но ясно слышала слова:
«Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся».
Сопоставляя первое сновидение со вторым, и зная точно, куда ей надо идти и какую белую церковь отыскивать, Евдокия говеет, приобщается Святых Тайн и пускается в путь.
2 марта 1917 года Адрианова нашла виденную во сне белую церковь. Настоятель храма Вознесения, к которому она обратилась, не стал препятствовать и, сопровождая ее разрешил осмотреть все иконы в церкви. Сам он очевидно первоначально доверия к ее сну не имел. Не найдя ничего похожего в храме, отец Николай предложил ей осмотреть иконы, по разным причинам сложенные в подвале церкви.
Среди тех икон выбрали самую большую, покрытую толстым слоем пыли. Когда икону омыли, то на ней ясно обрисовалось изображение Божией Матери, сидящей на троне, что немало всех удивило. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. Владычица в красной порфире имела в одной руке скипетр, в другой державу, на голове ее была корона. При необыкновенно суровом лике, Богоматерь, имела царственный вид.
Адрианова признала в найденной иконе, виденное ею во сне, упала на колени и поклонилась Владычице. По ее просьбе священник сейчас же отслужил молебен с акафистом перед обнаруженной иконой Божией Матери, а крестьянка со слезами благодарила Владычицу, способствовавшую ей отыскать икону.
Слух, о вновь найденной иконе быстро распространился по Коломенскому и окрестностям. И вскоре богомольцы стали приходить в церковь Вознесения уже из Москвы и других более далеких мест, получая от Божией Матери благодатную помощь.
В «Сергеевых листках» (№ 18) описывается прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой Княгиней Елизаветой Федоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону в тот год возили на фабрики и заводы, в другие церкви, и, лишь по воскресным и праздничным дням она оставалась в Коломенском.
По документам, сохранившимся в архиве Московской епархии, установлено, что Державная икона Божией Матери до 1812 года принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. В год нашествия Наполеона на Россию, она была спрятана в селе Коломенском и вероятно, о ней попросту забыли. Здесь она и пролежала сто с лишним лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.
Икона обнаружилась в необычное время - в самом начале русского лихолетья. День ее явления совпал с днем отречения от престола последнего русского императора Николая II, а царственный вид иконы, скипетр и держава, словно подчеркивали, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и порфира Богоматери цвета крови.
Это событие было официально зарегистрировано и признано церковными иерархами. С тех пор день 2 (15) марта празднуется как день Державной иконы Божией Матери. Однако, через несколько лет начинаются жесточайшие гонения на Православную церковь, которые непосредственно коснулись и чудотворной иконы. Ее многочисленные списки повсеместно изымаются из церквей и уничтожаются. Составители службы и канона расстреляны, а простые верующие за одно хранение изображения Державной иконы Божией Матери рискуют оказаться за решёткой.
Тем не менее, сама икона, пережившая в 1812 году нашествие «двунадесяти языков» Антихриста, чудесным образом пережила и нашествие «воинствующих безбожников»: Ее не сожгли, как поступали зачастую со многими святыми ликами новые варвары, а передали в запасники Государственного Исторического музея. И только в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира 27 июля 1990 года старинная икона, наконец, торжественно возвратилась в родное Коломенское. Нынче она является главной святыней храма Казанской Божией Матери.
Евгений ИВАНОВ


Рецензии
Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи - первая и главная заповедь, о которой забывают. Придумали культ Богородицы и ее икон и служат этому культу, засорив христианство. Настоящее христианство - это служение Иисусу Христу! Так, как это делала первая церковь, и чему научили апостолы, дав образец веры, откройте и прочтите этот образец! И никому, и ничему иному служить нельзя!

"Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнём и серою. Это — смерть вторая" Откровение 21:8.

Наталия Кобилева 2   17.12.2025 16:26     Заявить о нарушении