Две годовщины отца александра меня
что посеял отец Александр,
побеги растут,
они дадут добрую жатву.»
В этом году протоиерею Русской православной церкви Александру Владимировичу Меню исполнилось бы девяносто лет и в тоже время прошло уже тридцать пять лет со дня его трагической гибели 9 сентября 1990 года. Сплошной юбилей. К сожалению обстоятельства, мотивы и виновники этого злодейского убийства остались, подчеркнем официально, неизвестными. Но мы все-таки попробуем разобраться в этом запутанном «глухаре» с вершины прошедшего времени.
Начнем несколько издалека. Отец Александр Владимирович Мень родился 22 января 1935 года в Москве. Сперва ничего не указывало на то, что родился незаурядный религиозный проповедник. По началу он жил, как жила вся страна. Окончив среднюю школу, А.Мень поступил в светский ВУЗ из которого был отчислен, но сразу же после этого в 1958 году рукоположен в диаконы. Так, на духовом небосклоне России взошла яркая звезда богослова Александра Меня.
Вскоре отец Александр стал уже настоятелем храма, но не только его служба в нем запомнилась людям. Он в тоже время оказался весьма талантливым писателем-богословом и проповедником-миссионером. Правда, не всем по душе пришлись его религиозные произведения и проповеди.
Публиковаться он начал еще в самом конце 1950-х годов пока в журнале Московской патриархии, а в 1970-х годах уже и за границей в Бельгии в издательстве «Жизнь с Богом», поскольку на родине его труды напечатать не представлялось возможным. Главной же его книгой стала «Сын человеческий» (первое издание 1969 года, под псевдонимом А.Боголюбов). Кстати, его книги выдержали много переизданий.
Очевидно, в частности, это произведение не давало покоя, с одной стороны – завистникам, для которых вера была просто прибыльной работой, а с другой - государственным чиновникам, призванным контролировать религиозную жизнь в Советском Союзе. Но для отца Александра церковь - это не просто место работы, а нечто большее.
Между тем враги и завистники не дремали. И хотя серьезным репрессиям отец Александр не подвергся, жизнь ему все-таки несколько попортили. Так, в середине 1960-х годов у него проходили обыски (что искали только не ясно), поводом для которых послужило знакомство А.В.Меня с опальным писателем А.И.Солженицыным.
А в 1974 году председатель КГБ Ю.В.Андропов прямо обвинил священника в приверженности католичеству и работе на враждебный Советскому Союзу Ватикан. Думается, что гнев всесильного Председателя вызвал не мнимый католицизм А.Меня, а его независимое мышление в богословии и стремление вырваться за узкие рамки официальной церкви. Вообще, чтобы понять истинную причину таких «репрессий» необходимо пережить советское время, сегодня этого уже не постигнуть людям современной формации.
К самому концу 1980-х годов явные гонения на церковь власти прекратили, более того многие чиновники даже «переобулись» по ходу, став чуть ли не самыми ярыми верующими. Наступила долгожданная эпоха свободы совести. К этому времени отец Александр стал уже достаточно известным и популярным христианским проповедником.
За два года до смерти он занял должность настоятеля Сретенской церкви в Новой Деревне (сегодня микрорайон города Пушкино Московской области). Но, видимо, проповеднику было тесно в стенах храма, он чувствовал, что должен нести слово божие массам. И он стал первым, если не единственным, проповедовать в больших залах и на телевидении. Поговаривают во время таких выступлений отец Александр получал, в частности, и записки с какими-то угрозами. Однако, от кого конкретно, и что в них было угрожающего, не известно, скорее всего он не придал им серьезного значения.
Но вот наступило роковое утро 9 сентября 1990 года. Священник, как обычно вышел из дома и направился на платформу Семхоз (Ярославская ж.д.). Проходя по тропинке через лес, он неожиданно подвергся нападению неизвестного лица. Напавший сильно ударил проповедника, очевидно, топором, которым нанес ему глубокую рану на голове. В результате нападения бесследно пропал портфель богослова. Что в нем было такого привлекшего внимание преступника - неизвестно. Не исключено, что сделано это было с целью предать преступлению характер банального ограбления.
Однако, рана не была смертельной, пострадавший смог самостоятельно дойти до калитки своего дома. Но от обильного кровотечения у калитки потерял сознание, упал и через некоторое время умер. Если бы ему была вовремя оказана медицинская помощь, то он безусловно бы выжил и смог опознать нападавшего. Но обстоятельства повернулись иначе. Вот так погиб известный талантливый российский богослов и добрый пастырь.
Раскрытие этого резонансного преступления взяли под личный контроль аж целых два президента: СССР и России. Но тщетно, поскольку с результатами расследования вышла неожиданная заминка. Не смотря на все усилия милиции и давление общественности на органы следствия раскрыть преступление и назвать убийцу так и не удалось.
Что же этому помешало? Понятно, на пути органов правопорядка возникли какие-то непреодолимые препоны и не только они. Как уже упоминалось в начале произведения, автор этих строк решил провести свое собственное расследование так сказать в кабинете, опираясь на точно известные факты, логику и здравый смысл. Итак, приступим.
А начнем с аксиомы. Замечено, что преступление, как правило, быстро или не очень раскрывается лишь в трех случаях. Первое, когда преступника ловят с поличным (тут думается все ясно). Второе, когда пострадавший лично знаком с преступником, то есть может указать пальцем того, кто его обидел. И третье, когда преступник, совершая свои дела, вольно или невольно начинает действовать по некой системе (ее то и вычисляют опера). Как видим - это злодеяние не подходит не под один наш случай.
Что же тогда делать? Очевидно, начинать нужно с древнего вопроса, а кому, собственно, было выгодно это преступление. А следствие ведь на него так и не ответило. И вот тут туман начинает несколько рассеваться. Не секрет, что все церковные приходы и монастыри существуют, образно говоря, на самоокупаемости. Сюда входят все статьи дохода начиная с продажи свечек и кончая пожертвованиями благодетелей. Естественно, между церковными общинами существует такая не афишируемая конкуренция за паству так сказать внутривидовая борьба, которая порой бывает чрезвычайно жестока. Понятно, чем больше прихожан, желательно состоятельных, тем богаче и храм. Вот там судя по всему и следует искать концы.
Но мы несколько забежали вперед. Когда отца Александра тяжело ранили, он все-таки смог без посторонней помощи дойти до порога своего дома. И жена, Наталья Фёдоровна, увидела своего лежащего супруга, но, как это ни странно, не выбежала тотчас на помощь или хотя бы не подошла узнать, что за человек лежит у калитки, если она утверждает, что не узнала мужа. Странно? Более чем.
Впрочем, это обстоятельство не ускользнуло от сыскарей, и они взяли на карандаш брата жены священника, который, якобы, накануне убийства конфликтовал с ним. Только существенных доказательств подтверждающих эту версию сыщикам добыть так и не удалось. Начали разрабатывать иные версии.
И тут в поле зрения милиционеров попали два несколько подозрительных гражданина. Один из них тутошний пьяница и сосед Геннадий Бобков, клянчивший деньги на выпивку, видимо, у всего поселка Семхоз, в частности, и у А.Меня. Но просить гроши и решиться убить человека - это далеко не одно и тоже. Между тем по началу казалось, что дело сдвинулось с мертвой точки, подозреваемый даже признался, но только с экспертизой вышла нестыковка. Видимо, местного пьяницу прессанули, и он быстро сознался во всем, чего было и чего не было. Однако с уликами опять не повезло, в общем и эта версия забуксовала.
И тут появился еще и третий подозреваемый. Им оказался какой-то шибутной пассажир электрички некто Игорь Бушнев Бог весть каким ветром, занесенный на полустанок Семхоз в день убийства. Его тоже взяли в разработку, но только привязать его к топору, которого у того, понятно, не было оказалось сложно. Одним словом, следствие опять зашло в тупик, и на этот раз уже твердо переходя в разряд «глухарей». Несмотря на кучу заинтересованных в этом деле лиц, милиционеры ничего убедительного для успокоения общественности представить так и не смогли. В 2000 году дело приостановили из-за «исчерпанности следственных действий», а подозреваемым никаких обвинений не предъявили.
А ведь ларчик на самом деле открывается довольно просто. Выше автор этих строк уже упоминал об этом обстоятельстве. Оперативникам следовало бы не хватать тех, кто оказался «ближе всего к телу», а подумать кому же на самом деле выгодно это злодейство и с этого конца начать разматывать сей зловещий клубок. Так попробуем мы взяться за эту неблагодарную задачу.
Говорят, если Магомед не идет к горе, то горе придется идти к Магомеду. Сегодня уже не все хорошо помнят обстановку конца 1980-х и начала 1990-х годов. Советская власть стремительно теряла авторитет, на божий свет стало вылезать множество сомнительных личностей. Как показал личный опыт общения с церковниками автора этих строк вокруг монастырей и церквей вращается довольно много людей с так сказать криминальным, или около того, прошлым.
Такие члены церковной общины или монастырской братии всем обязаны настоятелям или игуменам и выполнят любое ихнее указание. А тут, как раз речь идет о выгодности такого преступления для окрестных приходов, то есть в результате должно последовать некое перераспределение финансовых «потоков». Раньше основная масса прихожан рвалась в храм, где служил Отец Александр, а нет его, им уже все равно будет куда ходить, и глядишь у других приходов тоже прибавится прихожан, а значит и денежек в кассе.
Найти исполнителя, а затем скрыть его в каком-нибудь дальнем приходе или монастыре дело для служителей церкви не слишком сложное (так, что все концы в воду и поди найди, а без исполнителя невозможно выйти на организаторов).
Стоит учитывать еще и такую вещь. Для того, чтобы подстеречь жертву в лесу, необходимо провести определенную организационную работу. Выяснить, когда, где, во сколько появится объект в поле зрения преступника, продумать еще и пути отступления с алиби. Так, что не все просто, как кажется на первый взгляд неискушенному обывателю.
Не лишне отметить, что пойти на убийство человека может далеко не каждый (будь то даже уголовник или сумасшедший фанатик). И для этого еще нужно иметь определенные навыки и силу в руках иначе можно только все напортить, а цели не достичь. А человек, между прочим, – существо чрезвычайно живучее. Его далеко не так просто отправить на тот свет.
Сразу после гибели отца Александра начали возникать конспирологические теории. Подозрение пало на всесильный КГБ, ну на кого же еще. Но там работают специалисты высокого класса, поэтому сделали бы они все это не столь грубо, а значительно тоньше, то есть они сами собой отпадают.
Другая версия конспирологов - высшие церковные иерархи, якобы, пострадавший нес в своем пропавшем портфеле компромат на них. (Не ясно кто и зачем их ему тогда дал.) Но это вряд ли, даже, если бы в руках А.Меня оказались подобные документы, он бы их или уничтожил, или глубоко спрятал, а не носил все время собой. Да и кто бы ему дал их в полной мере использовать? Ясно никто, а священник был ведь не глупым человеком.
К тому же А.Мень, всего лишь приходской батюшка, был для них все-таки слишком мелкой сошкой, которым он едва ли мог прейти дорогу. Патриархия разобралась бы в случае чего с ним другим не столь криминальным и примитивным способом. Стоит учесть, что его телепроповеди, книги и лекции не вызывали у них какого-то явного раздражения и репрессивных последствий по службе. Выходит, и они не причастны к этой трагедии.
Стоит в скользь упомянуть и других курьезных «виновников», таких, как израильский МОССАД или общество «Память» во главе с Д.Д.Васильевым. Увы, «теорию заговоров» никто не отменял.
В общем круг подозреваемых сузился до придела. Нет ни каких сомнений, что искать убийц – фактического исполнителя и подстрекателей следует в окрестных приходах, у коих этот талантливый проповедник отбивал хлеб насущный. Пожертвования то, как мы уже упоминали, шли мимо них. Найти непосредственного исполнителя было для них не очень сложной задачей. Таких людей крутилось, да и сейчас крутится, около церкви довольно много.
За то, что исполнитель был не опытный убийца, а дилетант, говорит и характер ранения. Если бы удар топором был профессиональный, то жертва так бы и осталась на месте преступления, а не дошла своим ходом до дома. Но такой исход может еще говорить и о том, что в первоначальные замыслы преступников не входило лишить отца Александра жизни, не хотели идти на «мокрое дело», а думали только напугать (мол не высовывайся, а будь как все). А для запутывания следов они и забрали портфель с церковным облачением священника. Одним словом, вся «пьеса» была разыграна с одной тривиальной целью – запугать А.Меня, ну насколько это удастся. Но, как показал опыт криминалистики, обычно в таких случаях все идет не совсем по плану. И это преступление – яркий тому пример.
Да, указать на того, кто лично убил отца Александра, и тех, кто выступил организаторами этого убийства, увы, невозможно. Ну что же многие убийства известных людей с подобными обстоятельствами так и остались тайной, несмотря на все усилия следствия и контроль его со стороны высших органов власти.
Однако, кто бы это не сделал, Господь воздаст ему по делам его. А наказание Божие, за страшный грех смертоубийства, всегда - самое эффективное, справедливое и неминуемое, настигнет грешника. От него уже никуда не скроешься и ничем не отмажешься.
А А.В.Мень в 2004 году был канонизирован Апостольской православной церковью. Этого, конечно, маловато, но пусть будет хотя бы так.
Евгений ИВАНОВ
В статье использованы материалы из открытых источников интернета, и из библиотечных архивов, доступных широкой публике.
Свидетельство о публикации №225121701454