50 легенд. Владимир Мышкин

50 ЛЕГЕНД СОВЕТСКОГО ХОККЕЯ
ПЕРВАЯ СЕРИЯ. ВРАТАРИ
№ 4
ВЛАДИМИР МЫШКИН

     При упоминании имени Владимира Мышкина у людей хорошо с ним знакомых на лице неизменно появляется улыбка. Невозможно без улыбки говорить об этом веселом белокуром вратаре, такая у него солнечная аура.
     Вообще-то хоккейные вратари, как правило, народ замкнутый, погруженный в себя, неразговорчивый. Мышкин из другого теста, это веселый, неунывающий балагур, своими шутками -прибаутками поднимавший настроение в самых невеселых ситуациях. Среди вратарей его можно сравнить разве что с канадцем Джерри Чиверсом. Правда в отличие от Чиверса Мышкин никогда не требовал, чтобы в перерывах матчей ему разрешали пить пиво и курить сигары. И однажды судьба поставила двух самых веселых вратарей друг против друга. Но об этом чуть позже…
     Владимир Мышкин из Кирово-Чепецка, он земляк Александра Мальцева. Считается, что именно Мальцев положил начало вратарской карьере Мышкина. Однажды Мальцев пришел на игру детских дворовых команд, ворота одной из которых защищал его младший брат Сергей. И когда Мальцев-младший пропустил шайбу, запущенную чуть ли не с середины поля, Мальцев-старший сказал: «Иди в поле. Нечего тебе в воротах делать». А в ворота поставили Мышкина.
     В 1970-м дворовая команда Мышкина выиграла всесоюзные соревнования на приз «Золотая шайба», Анатолий Тарасов вручил Мышкину медаль и расцеловал его. В 16 лет, еще не закончив школу, Мышкин стал вратарем команды мастеров кирово-чепецкой «Олимпии», которую тогда тренировал Виталий Ерфилов, работавший до этого в молодежке ЦСКА и открывший для нашего хоккея Владислава Третьяка.
     В 1972-м тренер «Крыльев Советов» Борис Кулагин подыскивал себе помощника. И он пригласил на эту должность Ерфилова. А тот привез из Кирово-Чепецка в «Крылья» двух своих лучших воспитанников – вратаря Владимира Мышкина и нападающего Виктора Вахрушева.
     В «Крыльях» Мышкин был даже не вторым вратарем, скорее вторым-третьим. За место бэкапа Сидельникова ему приходилось бороться с Алексеем Ковтенюком.
     Обмен хоккеистами в советском хоккее – дело довольно редкое. В 1975-м Мышкина обменяли в саратовский «Кристалл». Взамен него в «Крылья» поехал более опытный Александр Куликов.
     В Саратове Мышкин получил то, чего ему не хватало в Москве – игровую практику. За два сезона, проведенные Мышкиным на волжских берегах, «Кристалл», возглавляемый тогда Робертом Черенковым, поднялся в высшую лигу и через год снова опустился вниз.
     Когда в 1976 году Борис Кулагин ушел из «Крыльев», чтобы плотнее заниматься делами сборной, команда начала стремительно деградировать. Измученный травмами Сидельников не показывал прежней уверенной игры, руководители «Крыльев» вспомнили про Мышкина и затребовали его назад. Владимир вернулся в Москву и по ходу сезона 1977-78 практически вытеснил Сидельникова из рамки. «Крылья Советов»  тогда завоевали бронзу, а Мышкин стал основным вратарем команды.
     На тот момент Владимир Мышкин уже был чемпионом Европы среди юниоров (1973) и дважды -  чемпионом мира среди молодежи (1974 и 1975). На каждом из этих турниров Мышкин был основным вратарем сборной СССР. А вот дебют в первой сборной страны произошел только осенью 1978-го.
     Первое выступление за главную команду получилось не очень удачным. На турнире «Руде право» в Праге Мышкин пропустил четыре шайбы от хозяев и, хотя наши выиграли 5:4, Мышкин казалось тогда проиграл соревнование за место бэкапа Третьяка спартаковцу Виктору Дорошенко.
     А зимой, на рубеже 1978-79-го «Крылья Советов» отправились на турне по Северной Америке. И там, в матчах против клубов НХЛ, Мышкин проявил такую выдержку и хладнокровие, что тренеры сборной Тихонов и Юрзинов снова обратили на него внимание.
     Сборная СССР тогда должна была провести три матча против сборной всех звезд НХЛ (независимо от национальности) и разыграть так называемый Кубок Вызова.
     После двух матчей (в них ворота сборной СССР защищал естественно Третьяк) счет в серии был равным 1:1. А на третью решающую игру Тихонов неожиданно для всех поставил в ворота Мышкина. Сам Тихонов впоследствии утверждал, что Мышкин на тот момент был готов лучше Третьяка.  Злые языки (и недоброжелатели Тихонова) до сих пор говорят, что тренер был настолько неуверен в победе своей команды, что хотел все шишки свалить на молодого голкипера. Лично я придерживаюсь третьей точки зрения. Думаю, что Тихонову удалось перехитрить энхаэловцев, которые прекрасно изучили вратарскую манеру Третьяка и именно к ней готовились. А на игру вышел вратарь с совершенно другим стилем защиты ворот.
      И этот день – 12 февраля 1979 года стал звездным часом Владимира Мышкина. Кстати, место в воротах сборной НХЛ в тот день занял упоминавшийся уже мной веселый любитель пива и сигар Джерри Чиверс (в двух предыдущих играх в рамке был Кен Драйден).
     Поначалу энхаэловцы пытались пробить Мышкина пулеметными сериями бросков. Поняв бессмысленность этого занятия, попробовали сломать нашего вратаря психологически. В один из острых моментов Брайан Тротье вырвал из рук Мышкина клюшку. Тот не растерялся и (школа Сидельникова) влепил канадскому форварду оплеуху. Судья объявил обоюдное удаление, но ворота нашей сборной так и остались нераспечатанными. А наши забили шесть! Шесть безответных шайб в ворота сборной мира!
     После игры Бобби Кларк невесело пошутил: «Слава богу, что русские не поставили этого шустрого блондина в ворота с самого начала. А то мы у них и одну игру не выиграли бы». В сборной СССР Мышкин стал железобетонным вторым вратарем, а в перспективе – должен был унаследовать место Третьяка.
     На олимпиаде 1980 года в Лейк Плэсиде сборная СССР теоретически была на голову выше всех своих соперников. Но спорт есть спорт, и он не прощает чванства и излишней самоуверенности. В предпоследнем матче турнира нашей сборной противостояла студенческая сборная США, которую незадолго до олимпиады мы разгромили 10:3.
     Первый период закончился ничьей 2:2, но Третьяк пропустил две шайбы, которые нельзя назвать неберущимися. И Тихонов, довольно неожиданно для всех, буквально на последней секунде периода заменил Третьяка Мышкиным.
     Поначалу ничто не предвещало катастрофы, Мальцев вывел нашу сборную вперед - 3:2. Но в третьем периоде американцы включили какой-то немыслимый форсаж, наши возрастные игроки за ними не успевали, в результате -  3:4, и сборная СССР получила лишь неутешительные серебряные медали. Потом наши хоккеисты утверждали, что американцы принимали допинг…
     После олимпиады Тихонов каялся, посыпал голову пеплом и говорил, что это он совершил ошибку, снимая Третьяка и именно замена вратаря вселила в полевых игроков неуверенность. Мышкина за две пропущенные шайбы никто не упрекал (ведь и сам Третьяк тоже пропустил две) и он свое место в сборной сохранил.
     Как вы помните, Мышкин был земляком Александра Мальцева. Он, как и все кирово-чепецкие пацаны, с детства болел за «Динамо». В 1980 году вратарь «Динамо» Сергей Бабарико вдрызг разругался с руководством клуба и место в рамке «Динамо» освободилось. На это место и пригласили Владимира Мышкина, который получил возможность играть за любимый клуб, рядом с кумиром своего детства Мальцевым
     Первые годы Мышкина в «Динамо» были далеко не безоблачными. Евгений Зимин, выступавший тогда за «Крылья», в одном из интервью посочувствовал недавнему одноклубнику. «В «Динамо» решили, - сказал Зимин, -  что раз теперь у них в воротах Мышкин, то нападающим противника можно разрешать все - Мышкин выручит. В «Крыльях» защитники к нему относились с бОльшим уважением...». (Попробовали бы защитники «Крыльев» играть безответственно, замечу я в скобках, Сидельников им головы клюшкой поотшибал бы.)
     В 1984 году, после олимпиады в Сараево, Третьяк заявил о завершении вратарской карьеры. Владимир Мышкин стал вратарем № 1 Советского Союза. Первым турниром проведенным Мышкиным в этом качестве был Кубок Канады 1984 года. Сборной СССР там не удалось пробиться в финал (где канадцы победили шведов), но по итогам соревнований Мышкина включили в символическую сборную турнира.
     Вполне естественно, что и на чемпионат мира 1985 года в Прагу Мышкин поехал основным. В предварительном турнире мы победили хозяев, которые тогда считались нашими основными конкурентами, со счетом 5:1. Через сутки сборные СССР и Чехословакии встретились уже в розыгрыше финальной группы.
     Впоследствии Мышкин любил вспоминать слова, которыми его когда-то напутствовал Николай Пучков. «Запомни, Володя, - говорил легендарный голкипер. – Нас помнят не за шайбы, которые мы отбили, а за голы, которые мы пропустили».
     Во втором матче с чехами Мышкин далеко выехал из ворот, чтобы сохранить шайбу для нашей атаки, но, возвращаясь обратно, споткнулся и упал. Шайба попала на крюк Ружичке и тот несильным броском отправил ее в пустые ворота. Потом в результате ошибки защитников чехи забили нам еще одну, на которую в третьем периоде кое-как ответил Хомутов. 1:2 – и прощайте мечты о золоте.
     Через два дня мы проиграли еще и канадцам, лидером которых тогда был Марио Лемье и заняли позорное (по тогдашним понятиям) третье место. После пражского чемпионата Мышкина довольно долго в сборную не привлекали. Место первого вратаря страны (к сожалению, ненадолго) занял Евгений Белошейкин.
     Чемпионат СССР в 80-е представлял собой битву за серебряные медали. Виктор Тихонов беспардонно загонял в ЦСКА всех более-менее перспективных хоккеистов страны и конкурировать с фактически сборной страны представлялось тогда  практически невозможным. Некоторый спортивный интерес представляла лишь борьба за 2-е место, за которое бились московские «Спартак» и «Динамо». Поначалу перевес был на стороне «Спартака», которым руководил Борис Кулагин. В «Динамо» обстановка была нездоровой, чуть ли не каждый год менялись тренеры и уделом динамовцев поначалу была бронза. 
     Летом 1984 году Борис Кулагин покинул тренерский мостик «Спартака», а старшим тренером «Динамо» стал Юрий Моисеев. И ситуация изменилась с точностью до наоборот – теперь «Динамо» регулярно получало серебро, а «Спартак» часто вообще ничего не получал.
     У Владимира Мышкина отношения с новым тренером «Динамо» не сложились. Юрий Моисеев сделал ставку на молодого динамовского воспитанника Михаила Шталенкова, с которым поначалу Мышкин играл в очередь. А когда в «Динамо» пригласили еще и третьего вратаря Андрея Карпина, стало ясно, что Мышкина из команды выживают.
     В 1988 году золотые медали чемпионата разыгрывались в серии плей-офф. В полуфинале московские динамовцы уступили рижским одноклубникам. После этого Юрий Моисеев покинул клуб, а новым тренером стал Владимир Юрзинов, который до этого как раз и тренировал рижан – обидчиков «Динамо».
     Владимир Юрзинов можно сказать перезагрузил карьеру Мышкина. А в сезоне 1989-90 возглавляемые Юрзиновым динамовцы совершили подвиг и отобрали золото у тихоновского ЦСКА. В котором, надо сказать честно, на тот момент уже не играли тройка Ларионова, Фетисов и Могильный.
     Владимир Мышкин еще трижды (1989-1991) одевал свитер сборной для участия в чемпионатах мира и дважды завоевывал там золотые медали.
     В 1991 году он поехал на чемпионат мира уже как игрок финского клуба «Лукко», куда, по словам Мышкина, его продал президент «Динамо» Александр Стеблин. В Финляндии Мышкин не блистал, отрабатывал копеечный, как он сам говорит, контракт и был вскоре вытеснен из рамки чехом Петром Бржизой.
     Вернулся он на родину в начале 90-х, в годы развала всего, в том числе хоккея.  Устроился в меховую артель мездрильщиком, специалистом по обработке шкурок. Случайно встретил Игоря Тузика и тот пригласил Мышкина тренером вратарей в «Динамо». Потом на Мышкина вышел его старый приятель Евгений Попихин и позвал в Швейцарию, в хоккейную школу Давоса, которую тогда возглавлял.
     Шесть лет Мышкин развивал хоккей в Швейцарии. Там его дочь вышла замуж, родила Владимиру внука. Сам Мышкин вернулся в Россию, тренировал вратарей в ЦСКА, «Динамо», «Витязе». В 2011 году друг Хайдарыч (Билялетдинов, если кто не понял) пригласил Мышкина стать тренером вратарей сборной России. Именно после этого в сети появился мем «Мышкин тренирует Кошечкина».
     Самым большим тренерским успехом Владимира Мышкина стало участие в подготовке вратарей сборной к чемпионату мира 2012, на котором наши взяли золото. После олимпиады в Сочи Мышкин из сборной ушел…
     До сих пор Владимир Мышкин участвует в матчах ветеранов и всегда его участие добавляет в атмосферу этих матчей немножечко добродушного веселья.  На вопрос «Владимир Семеныч, до какого возраста собираетесь защищать ворота?», Мышкин со всегдашней своей улыбкой отвечает «Пока шайбу буду видеть».


Рецензии