Преступление без наказания
Микиланджело Буаннаротти.
Аудиенция папы Второго Юлия состоялся в как обычно его личной библиотеке в Станцах Рафаэля. Папе захотелось побольше узнать о древней и современной живописи а его его собеседник Джулиано де Сангалло мечтал получить новые заказы на скульптуры или не крайний случай на картины.
- Я слышал о новом подвиге Микеланджело - озаботился папа. - Он якобы выбил большой кусок мрамора из каррарских рудников сделал Давида а затем притащил его на центральную площадь повозкой при том что это гигант высоту имел поболее ширины улиц.
- Это так, мой папа! Буанаротти создал много шедевров слегка недовольно сказал Сангалло. - Он много чего создал. Например купидона для кардинала Реарио. Которого выдал за античного...И это не всё! Он поставил сатира во дворце Медичи. И когда Великий Лоренцо сделал ему замечание что у стариков мало остаётся зубов со побежал и со злости и отбил ему зуб. Он очень талантлив. Но непокорен.
- Слушай Джулиано! Я совсем не собираюсь уменьшать заказы тебе. Но согласись таланты имеют право на своеволие иначе бы не были бы талантами! У меня в другом заде стоит его Мадонну с мёртвым Иисусом на коленях. Из всех пьет (скульптура сожаления) это лучшая что я видел. Вот что! Позови-ка голубчик его ко мне! Вот тебе письмо! Лично Микеланджело Буанаротти. Если то что я слышал о Буанаротти правда он превысил мастерство Да Винчи. Да Винчи не смог смог поставить Давида во Флоренции хотя и планировал. А вот Микеланджело смог!
Микиланджело прибудет в Рим через несколько недель. Путь был по тем временам не такой уж короткий. Папская область встретила его бесчисленным числом сюрпризов. Рим сурового папу-воина, вид Пантеона, Колизея и римского форума оставил в душе Микеланджело неизгладимый след. Впрочем форум, что остался, уже не видал Юлия Цезаря и Октавиана Августа.
Папа с истинным гостепримством показывал капеллу его рода построенную его ещё дядей, Сикстом Четвёртым. Суровый папа-воин обожал художников.
- Смотри Микеланджело! Вот эта картина - "Крещение Христа" - дело рук Перуджино. А вот это - "Искушение Христа и очищение прокажённого" - Боттичелли. А вот эта - о, эта вот это дело кисти Перуджино - "Вручение ключей от Царства Апостолу Петру".
У нас, что не фреска на стене или картина, то шедевр.
- А потолок тут ещё не раскрашен.
- Может это будешь ты, - улыбнулся папа.
- А вот это что за блёклая картина, "Святой Иероним", кажется - спросил Микеланджело уже выйдя из капеллы.
- А это незаконченная картина да Винчи, которого ты уже превзошёл - улыбнулся папа. - Итак, я призвал тебя чтобы ты создал мне гробницу.
- Ваше преосвященство, она же размером с небольшое здание. Тут работы на года! -
ознакомившись с проектом, почесал в затылке Буанаротти.
- Так я и платить буду щедро! - захохотал папа. - Давай, приступай!
С последим у папы не всегда было всё хорошо.
Буанаротти с усердием стал готовить усыпальницу папе. Но папа воевал за влияние своей монархии в Италии. Война пожирала массу денег. И в один прекрасный момент денег на его гробницу стало не хватать. Он выплатил Микеланджело очередной задаток и потребовал потом задаток вернуть. Но дворянин Микеланджело, возможно потомок графов Каноссы, деньги не вернул, купив обширное имение - он возвращал дворянское достоинство! И он бежал во Флоренцию.
Началась долгая переписка с кланом Медичи. Папа посылал пистмьа им и Микеланджело, лично поклявшись, что волос не упадёт с головы его. И Медичи мягко вытурили Бунаротти из Тосканы. К удивлению Микеланджело, папа встретил его на редкость лояльно. Он предложил отработать долг на бронзовой статуи папы.
Однако ощущение долга стало висеть над ним. Ему платили, но негласно он стал рабом папы за прощение. После выполнения заказа ему не дали возвратиться а Родину надолго.
Во время аудиенции папа показал на потолок здания построенного при его дяде и тоже папе Сиксте и потребовал расписать потолок капеллы.
- Но я же скульптор! - воскликнул Буанаротти.
- Ничего не знаю! - рассмеялся папа. - Ты учился у Гирландайо. А он художник, а не скульптор.
- Я же давно скульптор...
- Ничего не знаю...Ты мне должен!
Микеланджело действительно забыл как рисовать картины. К тому же он не очень любил женщин скорее мужчин. Под старость он заведёт себе юношу-дворянина смысл прибывания которого при себе был известен только ему одному. И потому женщины выйдут у него мужеподобными. И это при том, что он тайно препарировал мёртвых как и да Винчи!
С Буаноротти был работать нелегко. Первое что отверг это расписывание потолка капеллы сюжетами из Нового завете. Как ему удалось уговорить нарисовать картины Старого завета не известо никому. Любовь папы к художникам была безмерной. Каждую неделю на протяжении 4 лет начинались с ругани с папой папа частенько плевал и уходил а затем часто соглашался. Справедливости ради надо, сказать что Микеланджело по тем временам был действительно гений и как инженер, и как художник. Он поставит врастяжку леса чтобы не осталось потом следов на крыше дома. Хотя ему заранее разрешали их оставлять. Через 4 года крыша Сикстинской капеллы была закончена и, казалось, долг был выполнен. Вскоре умрёт и папа из рода Роверо Юлий Второй.
Но нет! Потомки понтифика придут и потребуют закончить гробницу. Проект правда будет куда скромнее начального - гробница планировалась очень большой.
Через 40 лет, с большими перерывами, гений оставит наконец это проект. Он будет совсем стар и у него будет болеть шея как результат бесконечных нагибаний под крышей капеллы: позвонки его шеи сдвинутся. Но в сундуках Буанаротти будет денег куда больше, чем у да Винчи! А вот семьи у него не было.
Свидетельство о публикации №225121701570
Учись, студент!
Сергей Горский Москва 18.12.2025 18:55 Заявить о нарушении