Из старой записной книжки 182

     ИЗ  СТАРОЙ  ЗАПИСНОЙ  КНИЖКИ /182/.

                СОМЕРСЕТ  МОЭМ (1).

     «Он, сам того не замечая, обрёл одну из лучших привычек на свете – привычку читать. Он и не догадывался, что нашёл надёжное укрытие от всех бед.»
                ( Уильям Сомерсет Моэм,  роман               
                «Бремя страстей человеческих».)

     Несмотря на кажущуюся простоту и даже банальность мысли Моэма, она вовсе не проста и совсем не банальна.
     Совершенно очевидно, что Сомерсет, будучи писателем мировой величины, а значит, пророком и мыслителем, не мог не знать, что искусство вообще и литература в частности ничему человечество не научают, пропастей на его пути не засыпают и к вершинам не ведут. Иначе уже после «Манон Леско» и «Путешествий Гулливера» на Земле настали бы тишь да гладь Золотого Века, писатели же с читателями, взявшись за руки в едином порыве… и так далее. Ну, разве что потребовалось бы обучить французскому и английскому людоедов с острова Борнео, чтобы они почитали «Опыты» Монтеня и кое-что из позднего Шекспира.
     Но ничего подобного нет, литература так не работает, что видно хотя бы по зверской бойне между Россией и Украиной в четвёртом тысячелетии от написания «Илиады».
     И всё же Сомерсет Моэм прав, говоря о чтении как «надёжном укрытии от всех бед», но лишь в том смысле, в каком Карл Маркс говорил о религии*.
     *К. Маркс: «Религия – это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира. (…) Религия есть опиум народа.»
     Какое красивое высказывание! И оно мудрое! Я раньше удивлялся, как это столько людей продолжают верить в Бога, или, по крайней мере, хотят верить, невзирая на служителей церкви. А после Маркса не удивляюсь.

    Труд бурлаков был запрещён Трудовым кодексом СССР в 1929 году.

     В ютубе сказали, что Черчилль сказал, что поляки – гиены Европы, намекая этим, что за свои  дела они похожи на это дикое, кровавое и, в сущности, мерзкое животное.
     Ну, не знаю. Я тут случайно узнал, что гиены, как это ни странно, относятся не к отряду собачьих, а к кошачьим. Кошек я люблю, поэтому это сразу нарисовало гиен в моих глазах в гораздо более выгодном свете. Не знаю, к  какому отряду относятся поляки, но, Черчиллю, безусловно, виднее.
   


Рецензии