Необыкновенная история Маленького Деревца
(Настоящая взрослая история)
Предисловие
Этот сборник сказок стремится передать глубокую мысль Его Святейшества Далай-ламы и стать поводом для размышлений, которые помогают человеку в любом возрасте строить свою жизнь в свободе и самостоятельности:
«Жить — значит, возможно, ставить под вопрос привычки, которые мы считаем необходимыми, и тем самым давать себе шанс развиваться и, наконец, жить в соответствии со своим сердцем!»
Читатель этой книги остаётся полностью свободен — принимать или не принимать изложенные идеи, ведь в конце концов это всего лишь сказки.
________________________________
Когда мы совсем малы, как приятно быть под защитой взрослых! Но порой эта защита может быть чрезмерной, осыпая нас всепоглощающей любовью, которая почти не оставляет места для нашего стремления к свободе.
— Дедушка, расскажи мне историю, но настоящую историю… Красивую, чтобы я могла мечтать. Но чтобы она была настоящей, потому что мне восемь лет; я теперь взрослая и должна знать взрослые истории. Сказки — для малышей, они не учат реальности. А феи, волки, великаны, ведьмы — они пугают. Взрослые знают, что их не существует. Так что теперь, когда я взрослая, я больше не боюсь. И ещё я хочу знать правду, потому что это роль взрослых — знать её. Чтобы потом научить малышей, как становиться взрослыми.
— Ты уверена, что хочешь настоящую историю? Потому что настоящие истории часто бывают очень грустными. Сказки же всегда заканчиваются хорошо. А взрослые истории не позволяют мечтать. В лучшем случае — думать, если есть время. Но у взрослых редко бывает время на то, чтобы думать, а уж тем более — чтобы мечтать!
— Пожалуйста, дедушка…
— Если хорошенько подумать… Возможно, у меня есть кое-что, чтобы тебя порадовать. История, которую мне рассказали очень-очень давно. И она такая же правдивая, как то, что в восемь лет ты уже взрослая. Но это долгая и очень серьёзная история, взрослая, так что садись в большое кресло рядом со мной и слушай внимательно
Хм, хм… Жил-был когда-то, очень-очень давно, не здесь, а очень-очень далеко, дальше, чем звёзды на небе, чудесный мир, который был очень похож на Землю. Но без домов, без заводов и без машин, потому что его населяли лишь животные и, главное, леса с тысячами деревьев.
Деревья были повсюду. И даже в морях, которые были менее глубокими, но такими же синими и прекрасными, как здесь сейчас… Может быть, даже прекраснее, потому что по ним никогда не плавали, так как не было людей, чтобы путешествовать. В том далёком мире были горы; величественные великанши с изрезанными склонами. Их острые вершины протыкали облака, чтобы отправить их дальше, а самим немного погреться на солнышке и насладиться видом, великолепным видом с самой верхотуры. Были равнины, зелёные долины, холмы, озёра, ручьи и море… И повсюду леса.
— А пустынь в этом мире не было?
— Нет, не было. Потому что пустыни часто возникают из-за вмешательства людей, которые вырубают деревья, чтобы согреться, приготовить еду или построить дома и множество других вещей. Иногда они также сжигают лес, чтобы возделывать землю… или просто из злобы! Так что пустынь там не было, но были деревья, насколько хватало глаз. И в зависимости от места, высоты, климата — холодного или тёплого — они были разными. В северных областях они были белыми и комичной формы, как наши ели здесь, когда зимний холод покрывает их снегом. Но они были красивее; выше, прямее и так украшены белоснежными хлопьями, что в безоблачные ночи, когда их верхушки касались звёзд, они походили на прекрасные рождественские ёлки, сияющие золотом и серебром!
— Но дедушка, рождественские ёлки не существуют в природе! Это мы их украшаем. Все взрослые это знают!
— Знаешь, нет ничего, что человек действительно изобрёл бы сам. Он всегда черпает вдохновение в природе. И вот однажды ясной ночью один из них нашёл время, чтобы полюбоваться еловым лесом под снежным покровом и восхититься тысячами снежинок на ветвях, отражающих мерцающий блеск безмятежной луны на тёмно-синем фоне. Ему оставалось лишь проявить немного воображения, чтобы увенчать звездой верхушку каждого дерева! Вот так и родились рождественские ёлки!
— Природа прекрасна, дедушка!
— Да, дорогая моя, но нужно найти время, чтобы смотреть на неё и любить! Ты когда-нибудь слышала о плавучих деревьях?
— Ну, плавучие деревья — это вид деревьев, которых здесь не найти. Они жили в озёрах и морях того далёкого мира. Их листва и ствол ничем не отличались от наших деревьев, кроме их синего цвета, варьирующегося от светлого до тёмного, потому что они принимали оттенок вод, по которым их несли течения. Однако у них было кое-что необыкновенное: их переплетённые, спутанные корни, вместо того чтобы уходить вглубь, образовывали у основания красивые круглые корзины, которые позволяли им плавать.
В этом мире было много видов деревьев; одни редкие, другие странные. Деревья с зелёной листвой были, однако, самыми многочисленными, как и здесь, впрочем. Но, очевидно, они были выше, потому что могли стареть спокойно, не будучи срубленными. Они жили счастливо, простирая свои ветви к небу и зеленея листьями на солнце. Их листва великодушно дарила тень и немного прохлады всем животным, которые жили под ними.
Именно в одном из таких лесов жило Маленькое Деревце, росток всего нескольких лет, но уже прямой и крепкий под защитой старших. У него была подруга, Кустик, большой комок листьев, тоже не очень высокий, который рос рядом с ним. И они оба иногда говорили о том, что будут делать, когда вырастут. Но в основном они слушали, что говорили вокруг, эти чудесные истории о далёких краях, столь отличных от их родного места, населённых дальними родственниками необычных форм и цветов. Маленькое Деревце говорило:
— Я нахожу эти истории очень красивыми, Кустик. Но если бы ветер и птицы не приносили их нам, мы бы ничего об этом не узнали!
— Ты прав, Маленькое Деревце. Жаль, однако, что приходится всё время оставаться на одном месте!
А старые, более мудрые деревья говорили им, что дерево не двигается, если это не плавучее дерево, и что лучше не двигаться, чтобы не попасть туда, куда не надо. «А ещё есть небо, солнце, земля: всё, что нужно, чтобы жить и расти!» — восклицали они, гордые своей логикой.
Но Маленькое Деревце и Кустик, хотя и соглашались со старшими, находили своё положение слишком печальным, потому что их жизнь никогда не утолила бы их безграничного любопытства…
Так наши два друга проводили дни, слушая и говоря о своей растущей мечте. Если бы только они могли двигаться, чтобы отправиться туда, за горизонт, туда, куда уходит солнце, когда покидает их, чтобы затопить своими лучами другие края и другие деревья! А чтобы двигаться, им, конечно, понадобились бы… У Маленького Деревца была своя идея.
— Кустик, я хорошо подумал. Для путешествия нам нужны две ноги, две руки, два глаза, рот, как у обезьян, которые живут на ветвях старших… Я не понимаю обезьян, которые остаются здесь, хотя могут ходить, бегать, прыгать с ветки на ветку!
Кустик была согласна со своим другом
— Обезьяна, должно быть, глупая! К тому же, она использует рот только чтобы кричать или есть, никогда для разговора. И потом, она не любопытна, раз не путешествует!
— А мне не нравится их хвост, которым они обвивают ветки, чтобы двигаться. Должно быть, это очень больно. И потом, я бы не жила на деревьях, если бы могла передвигаться. Я бы путешествовала, так что мне это было бы не нужно.
- Зато нам нужно быть большими. Больше обезьяны. И всё время держаться прямо, чтобы голова была высоко поднята, и видеть далеко нашими глазами, чтобы знать, куда идти!
Одно обстоятельство, однако, беспокоило Маленькое Деревце.
— Зато мы не смогли бы сохранить наши листья, которые слишком мешали бы нам и могли бы нас утомить. Нам пришлось бы отказаться от нашей красивой зелёной летней и рыжей осенней одежды. Путешествие тоже требует жертв.
— Нам пришлось бы многому учиться самим: что есть? Где спать?… Путешествовать, должно быть, иногда трудно! Так что, может, лучше никогда не узнавать, что там дальше, чтобы не разочароваться… — вздохнула Кустик, обеспокоенная проблемами, которые вдруг увидела!
Как видишь, Маленькое Деревце, с пылом своих юных лет, теперь имел цель. И для её достижения у него была своя идея. Он будет спрашивать все большие деревья вокруг, всех лесных животных, которые пройдут мимо него, о способе превратить свои корни в ноги, а ветви — в руки! «Кустик слишком пессимистична, — думал он. — Это не должно быть сложно. Возможно, это уже случалось, но я этого не знаю. Я ведь такой молодой!»
Прошли недели, месяцы, а Маленькое Деревце не получало ответа на свои вопросы. Он спросил многих обитателей леса о способе передвижения, но никто не знал, как это сделать. Он начал отчаиваться и грустить, так сильно грустить!
Кустик пыталась его утешить: разве им не хорошо вдвоём? Такие хорошие друзья, навсегда вместе. Не всем удаётся сохранить друга навсегда! Часто даже лучшим друзьям приходится расставаться, и это очень печально!
Но Маленькое Деревце упорствовало в своей идее и в своём несчастье слабело день ото дня. Он даже пытался изо всех сил вытянуться к небу, чтобы вырваться из земли. Может быть, этого было бы достаточно, чтобы пойти? И могут ли корни, оказавшись вне земли, двигаться вперёд или назад? Но сдвинуться ни на дюйм было невозможно. Что делать? Большие деревья вокруг смотрели на него с интересом. Они хвалили его смелость, но сокрушались, видя, как он становится таким грустным и растерянным. Они, казалось, ещё больше окружали его, лаская своей кроной. «Любовь себе подобных важна, чтобы расти и процветать!»
Разноцветные цветы росли у его ног и старались своим хорошим настроением вернуть ему радость жизни. Но ничего не помогало.
Грусть Маленького Деревца стала по-настоящему беспокоить старших. Однажды они решили предупредить Старейшину Леса: самое старое, самое большое и самое величественное дерево, которое знали на протяжении всей своей древесной жизни! Говорили, что он уже был здесь, когда леса ещё не было.
Говорили, что именно его плоды дали начало всем большим деревьям. Которые, в свою очередь, теперь давали жизнь маленьким. И именно к нему, естественно, следовало обращаться, когда в лесу возникала проблема. Но была ли она когда-нибудь?
История Маленького Деревца очень заинтересовала и обеспокоила Старейшину Леса. Он хотел знать о нём всё и ежедневно получать информацию о его состоянии. Фая
Поэтому, когда ему сообщили, что Деревце начало желтеть и его некогда зелёные листья опадают, он счёл ситуацию очень серьёзной. Тем более серьёзной, что за тысячи лет своей жизни он никогда не знал дерева, которое путешествовало бы, кроме, конечно, плавучих деревьев, но их участь, кажется, не стоило завидовать! Было ли это вообще возможно?
Столкнувшись с такой проблемой, Старейшина, несмотря на свою бесконечную мудрость, почувствовал себя бессильным. Он знал, что все усилия вернуть Маленькому Деревцу радость жизни провалились, и что оно не из тех, кто сдаётся. Тогда что делать?
Должен ли он поговорить со своим другом навсегда, тем, кто посадил это маленькое семечко много лет назад. То семечко, которое должно было стать величественным деревом, которым он был сейчас, уважаемым и почитаемым всеми.
Конечно, они всегда виделись, когда наступала ночь, когда уснувший лес оставлял их вдвоём. Будучи очень старыми, они мало спали и любили свои долгие разговоры при лунном свете.
Старейшина никогда ничего не просил у своего друга Сеятеля. Разве не должен он, как мудрец, решать проблемы леса? Но он не знал решения. Его гордость покинула его давным-давно… Его решение было принято: сегодня вечером он поговорит с Сажателем, потому что теперь нужно действовать быстро, чтобы помочь Маленькому Деревцу!
Последние лучи солнца окрашивали горизонт в красный цвет. Лес только погрузился в темноту, вся дневная суета прекратилась. Животные, маленькие и большие, засыпали в своих убежищах, норах или гнёздах. А деревья укутались в свои лиственные наряды!
Как каждую ночь, Сеятель выбрал этот момент, чтобы провести время со своим другом.
— Добрый вечер, Старейшина, — сказал он, — что с тобой, ты выглядишь очень обеспокоенным!
— Действительно, мой друг, в лесу есть очень грустное маленькое дерево, о котором я хотел бы тебе рассказать.
И, не медля больше, Старейшина Леса рассказал всю историю Сеятелю. Последний, сильно смущённый услышанным, спросил его:
— …Но как это может быть? Дерево не двигается, если только это не плавучее дерево, плывущее по течению. И потом, здесь есть небо, солнце и земля: всё, что нужно, чтобы жить и расти! Чего ещё можно хотеть?
— Я это знаю. Но как можно упрекать Маленькое Деревце, которое так молодо и любопытно, в желании пойти посмотреть туда, откуда приходят все эти необыкновенные истории, разносимые ветром и птицами? И ты дал обезьянам и другим животным возможность передвигаться, но мало кто использует её для путешествий. Так не можешь ли ты что-нибудь сделать для него?
Сеятель в этот момент осознал, что в тот момент, когда он посадил первое маленькое семечко, ведомый своей огромной любовью к природе, и дал ему таким образом шанс жить и расти без забот. Он также отнял у него нечто очень важное: свободу… свободу ходить и приходить, чтобы выбирать свою судьбу. Судьба Маленького Деревца принадлежала не ему, а была предопределена заранее. Он должен был вырасти и состариться на одном и том же месте, без выбора. И это было неправильно!
Маленькое Деревце своим упорством помогло Сеятелю кое-что понять. Тот никогда бы не подумал, что дерево может страдать от неподвижности. «Вещи должны меняться, — сказал он себе, — развиваться, чтобы всё живое всегда сохраняло это желание жить, которое не существует без надежды на лучшее завтра!» Значит, он сделает что-то для Маленького Деревца: оно сможет путешествовать!
Два друга той ночью расстались раньше обычного, потому что у Сеятеля было что-то очень важное, что нужно было сделать, что-то, что уже слишком долго ждало!
И наступило утро, освещённое мягким светом восходящего солнца. В лесу должно было быть тепло, и деревья могли продолжать золотить свои листья и загорать ветвями.
Маленькое Деревце, обычно такое быстрое на пробуждение из-за своего большого любопытства, всё ещё чувствовало себя затуманенным ночью, охваченным странным, необычным оцепенением. Лёгкие покалывания пробегали по его телу, ставшему удивительно гибким для дерева! Более того, оно больше не чувствовало того веса, который обычно так прочно удерживал его в земле. У него было впечатление, что оно скорее… лежит на траве и ощущает её прохладу. Но как это было возможно? Удивление полностью разбудило его. И, впервые, оно совершенно естественно открыло совершенно новые глаза. Оно потёрло веки от сомнения и недоверия, чтобы убедиться, что у него также есть две руки с кистями. Одним усилием оно село и, после мгновения привыкания, встало на свои две новые, гибкие и подвижные ноги.
Это было чудо! Одной ночи было достаточно, чтобы осуществить его мечту: иметь возможность путешествовать. Теперь оно могло двигаться, прыгать, бегать, наконец-то жить, отправляясь туда, за горизонт… Но одному? Нет! Где же был его любимый Кустик?
Он обернулся и сразу узнал её. Но она тоже изменилась: масса её листьев, придававшая ей раньше такой лохматый вид, превратилась в густые кудрявые волосы, тоже довольно беспорядочные… Но без сомнения, это был Кустик, лежавшаяс рядом с ним, с двумя руками, двумя ногами, двумя глазами, всё ещё закрытыми во сне.
Увидев её такой, он нашёл её действительно очень милой и понял, что в его совершенно новом сердце только что зародилось новое чувство. Маленькому Деревцу захотелось взять её за руку, чтобы больше никогда не отпускать, и увлечь её очень далеко в то, что должно было стать их великим путешествием!
Но это уже другая история, которую я расскажу тебе в другой раз, если ты будешь вести себя хорошо. Если будешь уважать природу и деревья! Потому что, может быть, и здесь, очень давно, был Старейшина Леса и Сеятель, которые дали жизнь дереву-путешественнику, которое, гораздо позже, потому что могло выбирать свою судьбу, возможно, стало человеком! Кто знает?
(Продолжение следует)
Перевод с французского - Юль Симар
© Copyright: Кристоф Де Мирас
Свидетельство о публикации №225121701659