Тоннель на Аляску между возможным и необходимым 6
Конкистадоры, крестоносцы и уж тем более средневековые персы зороастрийцы-коммунисты, всё «дела давно минувших дней». Но ярчайшее проявление сектантства прошло на наших глазах и затронуло каждого.
ВВП РСФСР перед распадом СССР был 20.000 долларов на душу населения в год, а Советской Грузии — 10.000. А вот уже уровень потребления соответственно 10.000: 40.000. То есть половину произведённого в РСФСР богатства у русских отнимали и отдавали, в том числе, грузинам. Работая двое хуже русских, грузины жили вчетверо богаче(это учтённые деньги, без коррупции, воровства, природной ренты субтропического земледелия и морских курортов!).
И делали такое перераспределение русские правители в Кремле. Зачем, это же безумие?! Нет, друзья, это не безумие, а политическая доктрина на типа дружбу народов, переродившаяся в сектантство. Я уж промолчу сколько материальных благ за здорово живёшь пёрли «всяким-разным неграм»!
Теперь мы знаем, что материальный интерес, тем более в форме классовой борьбы, далеко не единственная движущая сила мировой истории. Самое время вновь пристально посмотреть на всё ещё не построенный тоннель между Чукоткой и Аляской.
Здесь всегда главным препятствием, обрубавшим крылья самым смелым фантазиям, был суровый и практичный вопрос: «А ради чего?». Действительно, зачем вкладывать гигантские средства в стройку века в безлюдной арктической пустыне, где средняя температура января опускается до -25°C, а скорость ветра может достигать 40 м/с? Возводить невероятной сложности тоннель, решать колоссальные проблемы с энергообеспечением и создавать с нуля тысячи километров инфраструктуры? Только для того, чтобы возить грузы и людей, с чем давно и успешно справляется дешёвый морской транспорт — около $0.1 за тонно-километр — и быстрый авиационный? Казалось, выгода сухопутного варианта никогда не перевесит его астрономическую стоимость.
Но вспомним о сектантстве, и сектантах, описанных выше. Зелёная «повесточка» — это значительно серьёзнее эскапад Греты Тунберг. Многие страны, включая Россию, активно внедряют углеродные квоты, стараются снизить выбросы в атмосферу, переходить на чистые источники энергии, которыми после долгих споров в последнее время признаются и атомные электростанции.
Цена выбросов CO2 в ЕС уже достигала 100 евро за тонну, и эксперты прогнозируют её дальнейший рост. Суть в том, что в ближайшем будущем эксплуатация всего, что работает на ископаемом топливе, станет непосильно дорогой. Мы принципиально не будем давать собственную оценку ситуации. Как известно, «истина в вине». Вопрос лишь в том, кто на данный конкретный момент и в чём обвиняет оппонента.
Вспомним и Гарри Трумэна с его «и пусть они как можно больше убивают друг друга". И китайскую мудрость о затаившемся на горе расчётливом охотнике. Он терпеливо поджидает, когда в долине сошедшиеся в схватке тигры изранят друг друга, чтобы затем превратить обоих хищников в свой трофей.
Главный козырь предлагаемого проекта определяется вовсе не голым экономическим расчётом.
Морские суда и самолеты невозможно в обозримом будущем перевести на «зеленую» энергию — не существует технологий, позволяющих электрическому судну или самолету преодолеть тысячи километров. А вот поезда на электрической или водородной тяге — другое дело! Они способны справиться с любыми расстояниями с нулевым выбросом CO2, и в новой реальности такой транспорт из экзотики может стремительно превратиться в самый экономичный вариант.
Возникает резонный вопрос: откуда брать колоссальные объемы «зеленой» электроэнергии для этой магистрали? И тут у России обнаруживаются поистине фантастические возможности.
Речь идет о возрождении проекта Пенжинской приливной электростанции (ПЭС).
История не бесконечна и при правильной подборке основных фактов вмещается в небольшой том.
То же самое и с географией. Эти десятки миллионов квадратных километров суши и сотни миллионов водной поверхности «все при деле», то есть, лишних нет. Всё легко посчитать, учесть, взять под контроль. И мы с удивлением узнаем, насколько ограничены имеющиеся ресурсы.
Например, все планетарные запасы нефти легко вмещаются в «сосуд» кубической формы с длиной грани семь километров. Да, всего лишь! Сопоставимы объёмы газа и угля.
То есть «вишенок на торте» по планете разбросано не так уж и много. Как мы помним, нашлось всего лишь два места, где судоходные каналы строить оказалось невероятно выгодно. Как только технические возможности позволили, их тут же и прорыли: Панамский и Суэцкий.
Нет, конечно, можно «влупить» водную артерию между Каспийским морем и Индийским океаном или соединить Западную Двину с Рейном, прямо через всю Европу. Но лишь под лозунгом «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт».
Пресная вода, продуктивные почвы, запасы торфа, лесов — всё и конечно и имеет конкретную цену.
В связи с актуализацией «зелёной повестки», то есть ставки на источники энергии, не выбрасывающие в атмосферу углекислый газ, СО2, места на планете, где такую энергию можно добыть теперь на вес золота.
В Европе за эту тему «топят по полной». Но, как выяснилось, там ни солнце на «панельки» толком не светит, ни ветер не дует.
Ветра с избытком в Монголии, а в Сахаре полно и ветра, и солнца. Но как оттуда доставить энергию в Европу, ну, или Японию, пока не понятно. В зачатке технологии есть, но вкладываться никто не спешит: «Вы сделайте, привезите, а мы посмотрим, будем ли брать, да ещё и цену вам назначим».
И тут как всегда опять «встряли» «эти русские». Если для судоходных суперканалов на Земле нашлось хотя бы два участка, то приливную электростанцию планетарного масштаба можно соорудить в одном единственном месте.
И находится оно в Охотском море, там, где Камчатка примыкает к Колымскому краю. В Пенжинской губе залива Шелихова.
Надо уточнить, откуда в движущейся воде берётся энергия, достаточная для производства электричества. Турбины, находящиеся в перекрывающих реки плотинах, движут потоки несущейся сверху вниз воды. Каждая молекула Н2О, испаряется с поверхности водоёма и насыщается кинетической энергией за счёт энергии Солнца,
И добирается до небес в индивидуальном порядке. Там испарённая вода конденсируется в тучи и падает на землю дождями. Потоки воды устремляются в мировой океан по руслам рек, которые формируются в строгом соответствии с рельефом местности. Происходит всё в соответствии с законом всемирного тяготения. То есть энергия эта космического происхождения.
Также космическое происхождение и у энергии морских приливов. Большая часть планеты покрыта Мировым океаном. Массы воды Мирового океана имеют форму эллипсоида, большая ось которого не совпадает с осью вращения Земли. И эти массы участвуют во вращении планеты вокруг собственной оси.
Это ведёт к тому, что по океану бегут по взаимно противоположным сторонам земного шара две волны, приводящие в каждой точке океанского побережья к периодическим, два раза в сутки повторяющимся явлениям отлива, чередующимся с приливами.
К тому же эти волны усиливаются влиянием притяжения Луны и Солнца, основанным на действии всё того же закона всемирного тяготения.
Значит, энергия эта и неисчерпаемая и экологически абсолютно чистая.
Осталось найти места для строительства электростанций.
Интенсивность приливов и отливов зависит в первую очередь от степени связи водоёма с мировым океаном. Чем более замкнут водоём, тем меньше степень проявления приливо-отливных явлений.
Так, например, в Балтийском, Чёрном и Каспийском морях эти явления практически незаметны. И «выудить» там приливную энергию заведомо не получится.
С другой стороны, если в месте образования прилива достаточно большой амплитуды имеется сужающийся залив или устье реки, это может привести к образованию мощной приливной волны, которая поднимается вверх по течению реки, иногда на сотни километров. Места, где наиболее ярко выражен приливной бор:
• река Амазонка — высота до 4 метров, скорость до 25 км/ч
• река Фучуньцзян (Ханчжоу, Китай) — приливной бор высотой до 9 метров, скорость до 40 км/ч
• река Птикодьяк (залив Фанди, Канада) — высота достигала 2 метров, ныне сильно ослаблен дамбой
• залив Кука, один из рукавов (Аляска) — высота до 2 метров, скорость 20 км/ч
Но абсолютным чемпионом планеты является Пенжинская губа. Высота приливов здесь достигает 9 метров, а иногда вода поднимается до 13 метров, что является самым высоким показателем для Тихого океана. Но не это главное. Площадь губы более двадцати тысяч квадратных километров, это сопоставимо с размером Крыма. А масса перегоняемой в сутки воды достигает пятисот кубических километров. Это много, очень много! Величайшая река планеты Амазонка, водосток которой составляет 18%(!) мирового стока всех рек, даёт в сутки лишь 20 кубов. А Волга, напомним это наше всё, сможет перегнать эти пятьсот кубов лишь за два года! А ведь на Волге каскад станций, которые дают немало электроэнергии.
Чтобы представить масштаб явления добавим ещё несколько цифр. Стандартный реактор атомной станции имеет мощность один миллион двести тысяч киловатт. Самая большая гидростанция в России семь миллионов, а в мире — 22.
Приливная станция в Пенженской губе даст более СТА МИЛЛИОНОВ киловатт мощности!
Уточним, что электростанции в России строят уже более века, вспомним план ГОЭЛРО. И за это время усилиями, порой героическими, многих поколений введены в строй мощности в 250 миллионов киловатт. А тут одна станция сразу даст прибавку почти половину от этого. Впечатляет!
Однако приходится задать вопрос: почему столь значимый проект до сих пор не реализован? Идея существует уже столетие, полвека назад разработан проект станции.
Об этом мы узнаем в следующей главе…
Свидетельство о публикации №225121700168