Стоит ли вешать жиСТь на тряпку? Глава 2

                ПРЫЖОК В МОРЕ

    На 23-ем прыжке выполнил первое и единственное плановое приводнение на воду. Это было в чине лейтенанта в гарнизоне Храброво, что под Калининградом. Идея выполнения прыжка на море возникла у нач. ПДС в/ч 30945 старшего лейтенанта Володи Иринархова (выпускника ОВВАКУЛ — 67 года, а впоследствии лётчика-испытателя) после «про****она», полученного от командира полка (51 мтап) полковника Ермакова Д.С. за то, что на предыдущих прыжках пара лётчиков подвернула ноги и неделю не летала.

           Вообще-то в самой идее прыгнуть на воду ничего нового нет. По руководящим документам лицам лётного состава положено выполнить два прыжка с парашютом в год, один из них желательно в какой-нибудь водоём, вы же всё же лётчик Морской авиации, блин, а не «хухры-мухры». Но дело в том, что прыжок на воду для начальника ПДС — это такая «головная боль». Плавсредства ищи, парашюты суши и т. д.

    Но Володя Иринархов после «пендаля» командира
 полка смог всё. О его находчивости и юморе ходили легенды почти такие как впоследствии о Толе Темьяновском, в простонародьи именуемом Тимсоном. Именно Владимир придумал не убиваемую отмазку для лётчиков перед штурманами в случая выражения оными неудовольствия грубой посадкой: «А ты сегодня не заслужил, чтобы я тебя сажал напротив посадочного «Т», да ещё  и мягко». А ещё мистер Иринархов как лицо материально ответственное придумал сделать доработку, не предусмотренную ни одним документом парашютной службы.

             Он заставил всех десятерых лётчиков, которые готовились тогда 11 июля 1970 года прыгать на воду, пришить трёхметровой фалой лямку основного парашюта к комбезу. Идея на первый взгляд здравая.

   Поскольку лётчик при касании ногами воды должен выскочить из парашютной системы, чтобы не потерять парашют, который, намокнув, может пойти на дно, а так он, держась за тело лётчика, который в надутом спасательном жилете и лодке МЛАС-1, не утонет. Тем более, прыжок должны были осуществлять в Куршский залив, длина которого 100 км, а ширина варьируется от 25 до 50 км, на мой выпуклый военно-морской глаз.

     Ну, и теперь, что получилось на самом деле. Погода в тот день выдалась солнечной, но ветреной. Ветер 8-10 метров в секунду, порывы до 12. Но это никого не смутило, на воду-то никто не прыгал, да и что тут думать? Это не шторм, так что вперёд, тем более, что личный состав полка уже выехал на залив  проводить тренаж на воде по использованию индивидуальных и групповых средств спасения. А сами понимаете, без «100 грамм» такие тренажи, не знаю, как там в морфлоте, а в авиации не проводятся.

             Вышли в район, убедились, народ на мысу два костра для сугрева замёрзших парашютистов развёл — Балтика это Вам не Сочи, блин. Две лодки ЛАС-5 под мотором внизу на волнах качаются по центру залива и ещё три лодки у берега, но без мотора. Уже волны с барашками белыми, но ещё не сильно. Короче, всё «абге махт», выскакиваем все десять в один заход. Прыгаем с высоты 1000 метров, все «на верёвке».

     Выхожу, ложась на поток, 3 секунды падения, рывок, парашют раскрылся. Взгляд наверх — купол в норме. Взгляд на остальных, все девять куполов вижу. Дёргаю фалу, вываливается и потом сама надувается лодка. Поддуваю ртом сопливчик, так мы зовём жилет АСЖ-58. Смотрю, куда несёт. Вроде нормально, основное, чтобы не прилететь на берег. В  такой ветер на суше безопасное приземление не гарантировано.

             Краем глаза вижу, что у двух ребят лодки не надулись — вот она хвалёная советская техника, пиропатроны не сработали или баллоны не  заряжены оказались, хотя судя по датам всё было «свежее». Но вода приближается, пора думать о себе. Запрокидываю запаску за голову, отсоединив предварительно тренчики. Расстёгиваю грудную перемычку и ножные охваты. С помощью правой руки сверху хватаюсь за лямки так, чтобы приготовить корпус к выпадению из парашюта с разворотом вправо под 90 градусов.

    Ноги входят в воду, выскакиваю из системы, с головой вхожу в воду, тут же капка (спас жилет) меня выталкивает обратно. Вижу как парашют ложится на воду впереди меня. Только подумал, что надо потянуть за нижние стропы, чтобы погасить купол, как резкий рывок погружает моё тело с головой в воду, и я со скоростью курьерского поезда начинаю мчаться за парусом, каким стал мой парашют. Причём дотянуться до строп, чтобы его погасить, возможности нет.

            Пришитая фала к моему комбезу и лямкам парашюта меня постоянно погружает в воду. Только благодаря «сопливчику» мне удаётся кратковременно выныривать, чтобы хлебнуть воздух. Где-то сзади волочится за мной надутая МЛАС-1. Так я промчался полтора километра, пока до меня наконец дошла очередь, и одна из лодок под мотором догнала мой парашют и его погасила. После моё наглотавшееся воды тело втащили в ЛАС-5, где уже сидело трое таких же бедолаг как и я, включая Витюху Пожарова и Генаху Напёрсткова. Именно у них баллоны не сработали и не надули лодку МЛАС - 1, если верить теории спасения на воде. После чего мы помчались за пятым пилотом. Им оказался Олег Верещак.

   Когда его вытащили, он был на грани утопления. В общем, вывод — прыжки на воду при всей своей мнимой безопасности приводнения для ног намного сложнее чем нормальные прыжки на сушу. За 37 лет полётов и прыжков в  мне всего два раза ещё пришлось приводняться в воду. Первый — в болото за штабом полка вместе со своим правым лётчиком Юрой Лончаковым, когда выполняя приказ Командующего ВВС Петра Ивановича Гончарова, проводил показательный тренаж с лётным составом по спасению на воде после катастрофы Василия Ефимова на Северном флоте.

              Второй — когда прыгали в Николаеве на стадион в честь дня Воздушного Флота СССР. Тогда из-за резкого усиления ветра после выброски мы двое вместе с прапорщиком Воздушно-Десантной бригады ВДВ Анатолием Сичкарём приводнились на середине Днепрвско-Бугского лимана. Я выплыл, меня подобрала яхта, к которой я сам прилетел, а Толя погиб. Яхта к нему, точнее к месту, где он приводнился, подошла через 11 минут, а он утонул через пять, и это в 30 лет, при температуре воды +22 градуса. Я про этот случай написал в рассказе «Преодолеть страх… Обмен опытом. Ликбез», поэтому не повторяюсь, но один момент укажу, который там не отразил.

   Толя был выше меня, и до приводнения всё делал, ориентируясь на меня. Т.е. также как и я освободился от купола аварийной подушечкой отцепки. Всё, больше ничего не надо было делать, а просто ждать яхту, тем более, что запаска несколько минут помогает держаться на воде, т. к. в ней есть воздух. А пока она намокает от неё можно спокойно освободиться.

              Толя же в панике стал освобождаться от системы основного парашюта. В принципе — это не ошибка, если это делать правильно. Отвечаю — как? Вам надо хладнокровно успокоить дыхание, набрать воздух в лёгкие, погрузить голову в воду, слегка поджав ноги, и плавая как поплавок и не тратя силы, спокойно расстегнуть грудную перемычку, если Вы не сделали это заранее ещё в воздухе.

            После чего вынырнуть, пару минут отдышаться, если запыхались, после чего повторить операцию. Погрузить морду лица в воду и спокойно расстегнуть одну из лямок ножных обхватов. И после отдыха опять повторить операцию и дальше спокойно держаться на воде, дожидаясь яхту, которую было видно не вооружённым глазом.

   Увы, Толя освобождался от лямок, всё время пытаясь держать голову поверх воды, что требовало больших усилий, учитывая большую относительно волну, и то, что приходилось загребать одной рукой, а второй расстёгивать грудную перемычку и ножные лямки, охватывающие ноги. В итоге, он потерял силы, точнее — их вторую половину. А первую - съела паника там ещё в воздухе. Оказывается, он хотя и умел плавать, но с детства боялся воды, и этот страх перед водой, который он так и не преодолел, его настиг.

             Мораль — если у Вас остались какие-то страхи, типа: высоты, темноты, замкнутого пространства,  хулиганов и прочего, в том числе и страх знакомиться с девушками, Вам лучше его преодолеть сознательно, раз за разом ввергая себя в эту опасную для Вас ситуацию, иначе когда-то этот страх Вас настигнет, как это произошло у Анатолия Сичкаря. Единственное, как инструктор по выживанию в экстремальных условиях дикой природы и города добавлю, такие рекомендации, что я Вам выдал по действиям после приводнения, верны для температуры воды  +18 градусов и выше.

              Если она ниже, то мочить голову нежелательно. И здесь уже надо ориентироваться на конкретную ситуацию, сколько времени  Вам предстоит продержаться в воде пока подойдёт помощь.


Рецензии