Аутизм в перестройку. Часть 6

Как стать плохим? Делай людям добро, а потом однажды не сделай. И всё, и ты уже плохой.
(Современная народная мудрость)

В школе мне было трудно. И вовсе не от сложности материала, нет. (Я не помню ни одной темы из школьной программы, кроме уровней и подуровней электронов, в которой я не смогла бы разобраться, внимательно вчитавшись в учебник, и не понимаю нынешней моды на платных репетиторов. Вот только электронные уровни и подуровни остались для меня тайной за семью печатями, как я ни чесала над ними репу. Ну и хрен с ними, на кой они мне во взрослой жизни, мелкотня эта микроскопическая). А трудно мне в школе было потому, что постсоветские стервятницы-училки, видя в ком-то потенциал, налетали на такого ребёнка с требованиями всё время  показывать высокие результаты. Они видели в потенциально перспективном ученике курицу, несущую золотые яйца, способную прославить своего учителя высокими результатами, победами на олимпиадах, и с живых с таких учеников училки уже не слезали. Если в теории логично бы было наказывать учеников за плохую успеваемость, то в моей тыпорылой школе ученики наказывались как раз за хорошую.
Если плохо выучил урок троечник-двоечник, то "Ну что ж, плохо, печально" — вздыхала учиха. А вот если плохо выучил урок тот, кто прежде имел неосторожность подать надежду на участие в олимпиадах... О, тут начинались обезьяньи крики и прочие звуки джунглей аж до вздувания вен на покрасневшей шее учихи: "А ну встань перед всем классом! Да как ты смел! Да мы тут ради таких как ты ежедневно на работу за копейки ходим! Другие-то ладно, но как ты посмел(-а)!!?".

Нет, товарки учихи. Ходите вы на работу ради того, чтобы есть самим и кормить своих детей, не врите. И ещё ради того, чтобы каждый мог получить обязательное в нашей стране среднее образование. А наши сверхуспехи и олимпиады нужны вам только для понтов в вашей гонке за вашими формально-отчётными результатами. Которые на самом деле конечно наши, а не ваши.
Во втором классе я поучаствовала в конкурсе кто быстрее выучит стихотворение, участвовал весь класс. Я заняла второе место. Первое досталось пухлой розовощёкой девочке Анечке. Знаете, есть такие поцелованные судьбой дети, у которых всё хорошо, со здоровьем, с атмосферой в семье, с питанием, гландами и гемоглобином, и ничто их не отвлекает от учёбы, и потому она им дается легко и играючи. На втором месте была я, тощий волчонок со взглядом исподлобья. Ну что, иди сюда, стихотворение долбаное, я тебя одолею, я докажу миру, что оставить беременность не было ошибкой моих родителей, хоть иногда они и вздыхали о разрушенной карьере матери, сулившей ей в тот год работу за границей, и даже бабушка, моя любимая бабушка, напоказ любящая, однажды в те годы кому-то по телефону трагически вздохнула: "Родила моя Светочка себе обузу!".
Два соседних места на конкурсе, а какой разной ценою получены...
И такие мелкие успехи, нужные мне чтобы горделиво доказать жестокому миру, что я не "лишний человек" были для меня началом конца, тогда-то ко мне и привязались стервятницы-училки, давившие потом до окончания школы на мою психику, что я теперь-де им что-то должна, какие-то результаты, в каждой четверти легонько, но показательно гнобившие меня традиционной четвёркой по прилежанию, "недостаточно используешь свой природный потенциал".
Природный потенциал так же обязывает ребёнка к учёбе на одни пятерки, как наличие у человека голосовых связок обязывает его к карьере оперного певца. Ха-ха, не правда ли?
А в действительности тратила я на учёбу очень много времени и сил. Мои "сверхспособности" были кажущимися, выстраданными, высиженными до глубокой  ночи. Худоба, недосып, темные круги под глазами. Но этим старухам из сказки о рыбаке и рыбке всё было мало. Извини, по прилежанию только четыре. А твоим одноклассницам — пять. Почему? По кочану. Потому что перпендикуляр. Потому что гладиолус.
Как же живуч этот проклятый миф о обязательной гениальности аутистов и всяких замкнутых загадочных необщительных людей...

* * *
Соседка с дачи попросила покормить её кошку. Говорит, ты вот этот ключ вот в эту вот замочную скважину воткнёшь и повернёшь два раза по часовой стрелке. Говорила почти по слогам. Потом задумалась и добавила: "Если у самой не получится, попроси маму!".
Потом я подошла к матери и спросила, мол, что у соседки за замок такой особенный, что может не получиться его открыть, он с каким-то секретом?  Нет, — сказала она, — обычный.
Когда я пришла кормить кошку, обычный замок легко открылся этим обычным ключом. И тут мне стало не по себе. Стало не по себе аж до холодка, пробежавшего по спине. На тот момент я была уже совершеннолетней.  Это не замок особенный. Это я какая-то особенная, с каким-то особенно глупым лицом, с каким-то особенно глупым голосом, что одна соседка боялась, что я устрою пожар, а другая уверена, что я не умею без помощи родителей открывать двери.
Мне захотелось пойти в лес и там заорать что есть силы. "Люди, мать вашу так и разэтак, да определитель вы наконец, гений я или идиот, по вашему мнению!! Хватит мне раскачивать остатки психики! Ненавижу, ненавижу, ненавижу! Ненавижу себя, ненавижу вас!" (Нет, не так. Выражусь хладнокровней и от этого ещё злее, переиначив строки из Лермонтова — себя я ненавижу, а вас, люди, презираю).


Рецензии