Деревенские страсти, или как два друга женились
Пролог повести начинается с несколько витиеватой фразы: «До крушения социализма оставалось десять лет». Автор намеренно избегает точных дат, предпочитая ориентироваться на значимые события из деревенской жизни, подобно древним земледельцам. Повествование открывается описанием природы («было это вскоре после той осени, когда тоже не успели убрать солому») и завершается им же: «А в огородах вытягивалась трава, но это была уже отава».
Тетушка повествователя малограмотная, все еще мыслит «царями», а племянничек вкрапляет ее застывший мир умозаключениями, которые кажутся не уместными, и не гармонируют с текстом пролога, на первый взгляд. А на второй – можно понять обозначенную трехвременность: времена тетушки (историческое), времена племянника (современность) и бесконечное (вечное, небесное) время… Хотя в основном тексте повести не замечено такое трехвременье – события происходят в той реальности, когда до крушения социализма остались каких-то десяток лет.
Повесть написана в 1999 году, и был бы интересен авторский взгляд на деревенскую жизнь застойного и перестроечного социализма, с яркими персонажами и внутренними конфликтами героев, но, скорее всего, это не было замыслом автора. Он бравирует диалектизмами, незатейливым деревенским бытом, простыми и косными обычаями ради создания комического эффекта.
В главе «Сваты – женихи» мы знакомимся с Генкой и Петькой. Почему автор так уничижительно отнесся к своим героям? Разве им по 15 лет, чтобы называться по-детски?
Обьяснение автор дает в эпиграфе к повести (из «Евгения Онегина»): Блажен, кто с молоду был молод…(Блажен, кто во-время созрел…прим. С.Э.) — женихи созрели физиологически, но не созрели как личность.
Друзьям надо выбрать невесту, а для этого следует отправиться в близлежащие деревни, словно за сокровищами, на поиски. Когда Петька предлагает такое решение, Генка одной рукой гладит свинью под скамейкой, а другой – ковыряет в ухе. Комичный штрих, но не вносящий в текст особой смысловой нагрузки.
Мальцы разбираются в бабах, ищут широкобедрую, чем «ширше», тем лучше. Ну и бюст побольше, и ступня покороче, и морда «красивше». События происходят в конце 20-го века, но парни словно из 18-го, хотя и книжки читают, и радио слушают, но никак не вырвутся из оков косности. В описании героев автор полон сарказма, описывает молодцев с насмешкой: «В брезентовых полуботинках, штанины заправлены в носки, шёлковые рубахи выпущены воротниками поверх» - настоящие деревенские франты!
Текст изобилует диалектизмами, и автор разьясняет их значение отдельно, что наносит урон плавности повествования и атмосфере текста. Опытный читатель деревенской прозы все равно поймет, о чем речь, ведь не средние века описываются, а какие-то 50 лет назад… Создается впечатление, что автор не знал куда и как «присобачить» коллекцию диалектизмов и этнографические изыски, и создал текст в довесок к ним.
Автор играет на контрастах, завуалированно иронизируя над действительностью. Природа буйствует в своем расцвете, трава стремительно набирает высоту за ночь, а молодежь предстает в образе удивительной косности и отсталости, вызывая искреннее недоумение.
Генке запала в душу девушка Настя 20-ти лет, которая книжки почитывает, и при знакомстве она упоминает книгу «Цитадель» (А,Кронина ли?), то ли действительно читала эту книгу, то ли захотела покрасоваться ученостью перед женихом. Ай да Настя!
Несмотря на явные попытки Петьки манипулировать ситуацией в своих интересах, Генка действует решительно и тайно. Он проявляет инициативу, что неудивительно, ведь автор характеризует его как человека "инженерского склада характера" – склонного к размышлениям и умозаключениям. Приведя жену домой, Генка скрывает ее от посторонних глаз, опасаясь гневной реакции Петьки.
Позже, поискав по деревням, женится и Петька, на необьятной по размерам бабе, и ходит по деревне павлином, мол, знай наших.
Комичен «рыцарский турнир» молодоженов, и чтобы утереть нос Петьке-задаваке, Генка на руках проносит жену Настю по улице на глазах у толпы, повергнув Петьку окончательно на «землю», ведь Петька жену-баржу не сможет поднять на руки. Засмеют!
Увы и ах, персонажи комично-статичны, и, как нынче говорят, картонные. Генка с Петькой невежды, имеют малый социальный и культурный опыт. Герои какие-то совсем уж недалекие особи, личность которых осталась в виде семечка, и не проросла сквозь косность и отсталость. Для них время застыло в прошлом, а может, в поза-позапрошлом веке. Хотя похвально то, что Генка самостоятельно смог выковать свое счастье, не поддаваясь давлению амбиций друга Петьки.
Новоиспеченные молодожены в любовных и телесных взаимоотношениях полные профаны, как безжалостно их высмеял автор. Но в этом профанстве Генка с Настей по своему милы и романтичны, стараются притереться друг другу и стать настоящими мужем и женой.
Современному читателю может быть интересна тема деревенской молодежи, ее быта и обычаев, которые советская пропаганда и коммунистический строй не смогли полностью искоренить. Однако для успешного воплощения этой темы требуется значительный писательский опыт и обширный этнографический и художественный материал.
Свидетельство о публикации №225121700019