USA and Russia. История отношений. ч III

Начало здесь- http://proza.ru/2025/12/15/1977

Так ради чего Александр II уступил Североамериканским Соединенным Штатам  Аляску?
Теперь это уже риторический вопрос. И как и вопрос- чего ради лидер современной России в 2010 м году уступил (безвозмездно) Норвегии территорию в 90 тыс. кв. километров акватории Баренцева моря с островом Шпицберген, где два года спустя обнаружились запасы углеводородов в 300 млн. кубометров (30 млрд. евро по ценам 2020 г.)?
Политика… И обстоятельства.
А обстоятельства к началу 60х годов ХIХ века были таковы: Российская империя стараниями «геополитиков» Николая Первого и его сынов Александра и Константина была уже в государственных долгах, как императорская фрейлина на балу— в шелках.
Если к 1 января 1853 года, до Крымской войны, государственный долг составлял и так уже немалую сумму в 732 миллиона рублей, то к 1 января 1862 года он вырос до 2.493 миллионов рублей.
Без малого два с половиной миллиарда золотых тогдашних рублей!
Огромные затраты на Крымскую войну, реформы армии и сокращение технологического отставания приходилось покрывать иностранными заимствованиями. Колоссальный рост госдолга привёл к тому, что в бюджете 1857 года из 268 млн. руб. доходов, 100 млн. руб. предназначалось на обслуживание долга.
И министр финансов Российской Империи той поры (с 1862 года) Михаил Христофорович Рейтерн (между прочим, прочно связанный с железнодорожными проектами Ротшильда, что в царской России было тождественно прочной связи с международными финансовыми дельцами) вопреки фактам и логике заявляет в декабре 1866 года, что «после семидесятилетнего существования Русско- Американской Компании (РАК), она нисколько не достигла ни обрусения мужского населения, ни прочного водворения русского элемента и нимало не способствовала развитию нашего торгового мореплавания…».

Необходимость отказа от Русской Америки Рейтерн объяснял кроме прочего и тем, что мы, мол, «ныне уже прочно водворились в Амурском крае».

Бессменный держатель всех русских железнодорожных займов Лайонел Ротшильд устраивал нам в тот год очередной из них. И 19 февраля 1870 года Карл Маркс в письме издателю журнала «Diplomatic Review» Колетту писал, что барон так ловко разместил облигации русского займа, что «было просто детской игрой в кратчайший срок взвинтить их цены на 4 % выше номинала».

Еще бы было не так! Огромная потребность России в современных коммуникациях, огромная их нехватка, огромные, неевропейские расстояния и железная уверенность в том, что русский царь в конечном счете оплатит любые займы потом и кровью русского мужика…

В памятной книжке Рейтерна за 1866 год об этом записано так: «в 1 у к. Горчакова совещ. по дел. Америк, комп. Реш. продать Соедин. Штатам»…
В два часа было записано уже следующее мероприятие, и если учесть, что какое-то время требовалось на то, чтобы добраться из здания МИДа до Зимнего дворца, то получается, что Русскую Америку баре Романовы «сдали» менее чем за час!
По представлению Рейтерна ее было решено продавать за примерную цену в 5 миллионов долларов.

А ЧЕРЕЗ неделю — 22 декабря, управляющий Морским министерством Н.К.Краббе представил Александру записку «Пограничная черта между владениями России в Азии и Северной Америкой»…

Границу в этой записке морское ведомство провело так, что голова кругом идет. Ну, черт с вами — сдали, продали континентальные владения — Аляску и более южную узкую береговую полосу вместе с архипелагом Александра.
Итак, 30 марта 1867. 158 лет тому назад Конгрессом США был одобрен (ратифицирован) Договор между Россией и США о продаже Аляски за 7,2 млн долларов (11 млн царских рублей).

Договор о продаже Аляски был составлен на двух дипломатических языках – английском и французском. В России о сделке практически никто не знал, а если говорить по правде, то многие вообще не имели представления о существовании Аляски.
Сделка была заключена на 7,2 миллиона долларов золотом (по разным подсчетам, сейчас это около 470 миллионов долларов). Существуют данные, что за 1 квадратный километр было выплачено по 4 доллара 73 цента, вместе с землей передавались все постройки, имущество, документы, архивы.

Чек был выдан российскому послу в САСШ барону Эдуарду Стеклю за два месяца до официальной церемонии передачи Аляски. Действо было простым: опускался российский флаг и поднимался американский. На церемонии случился казус. Американский флаг запутался в веревках, поэтому его не смогли поднять. А когда полотнище пытались распутать, то сорвали с флагштока и он упал на землю. Многие посчитали это событие дурным знаком.
Но пока поднимались и опускались флаги, русские распределяли полученные 7,2 миллиона долларов. Барон Стекль за осуществление удачной сделки взял себе премиальных 21 тысячу долларов, 144 тысячи были потрачены на взятки американским сенаторам, так как многие были против этой сделки.
Остальные деньги были помещены на счет в лондонском банке, чтобы уже там получить золото. Далее существует несколько версий, куда делись 7 миллионов долларов. Полтора миллиона ушли на конвертацию в банке, остальные 5,5 миллиона в виде золотых слитков были отправлены из Лондона в Санкт-Петербург.
О дальнейшей судьбе денег за Аляску есть две версии одинаково имеющие некие подтверждения. По одной из них- барк «Оркни» везший золото в С.Петербург затонул во время шторма. А страховая компания, чтобы не выплачивать компенсацию за пропавший ценный груз, быстренько объявила себя банкротом.
Однако в подтверждение другой версии в Российском государственном историческом архиве был найден документ, написанный сотрудником министерства финансов. В документе, датированном 1868 годом, говорится, что за уступленные российские владения Северо-Американские Штаты перевели 11 362 481 рубль 94 копейки, из которых 10 972 238 рубля 4 копейки были потрачены на закупку принадлежностей для железных дорог, а остальные 390 243 рубля 90 копеек поступили в казну наличными. Кроме того, барк «Оркни» нашли в регистрационной книге за 1871 год. И если это тот самый барк, то судно прекрасно себя чувствовало, хотя, по первой версии, считалось затонувшим.
Тайна гибели «Оркни» была раскрыта уже через семь лет: 11 декабря 1875 года при погрузке багажа на пароход «Мозель», отправлявшийся из Бремена в Нью-Йорк произошел мощный взрыв. 80 человек погибли, а еще 120 были ранены. Сопровождавшие груз документы уцелели, и уже к пяти часам вечера того же дня следствию стало известно имя владельца взорвавшегося багажа. Им оказался американский подданный Вильям Томсон.
Судя по документам, он плыл до Саутгемптона, а его багаж должен был отправиться в США. Когда Томсона попытались арестовать, он попытался застрелиться, но умер он лишь 17 числа от заражения крови. За это время он успел дать признательные показания. Однако признался он не только в попытке отправить на дно пароход «Мозель» с целью получения страховой выплаты за утраченный багаж.
Таким способом он уже отправил на дно почти десяток кораблей. Выяснилось, что технологии изготовления бомб с часовым механизмом Томсон научился еще во время Гражданской войны в США, в которой в чине капитана воевал на стороне южан. Но, будучи капитаном, Томсон не командовал ни ротой, ни эскадроном, ни батареей. Служил он в SSC – Secret Service Corps. SSC было первым в мире диверсионным подразделением. Его агенты взрывали склады, поезда и корабли северян, нарушая снабжение армии противника. Однако война кончилась, и капитан разбитой армии оказался не у дел. В поисках счастья он отплыл в Англию, где на него быстро обратили внимание тогдашние британские спецслужбы – его навыки не являлись для них секретом.
Томсон, устроился портовым грузчиком и под видом мешка с углем протащил на борт «Оркни» мину с часовым механизмом. Когда до входа в Петербургскую гавань оставалось несколько часов, в угольном трюме прогремел взрыв, и «Оркни» пошел ко дну. Томсон переехал в Дрезден – столицу тогда еще независимой Саксонии. Там он купил дом, женился, завел детей и мирно жил под именем Вильгельма Томаса пока остатки тех самых тысячи футов не начали подходить к концу. Тогда-то Томсон и решил отправлять застрахованный багаж за океан и пускать на дно пароходы. В среднем он отправлял на дно по одному пароходу в год, и все они исчезали в районе Бермудского треугольника, и хотя в прессе впервые о «таинственных исчезновениях» в Бермудском треугольнике упомянул корреспондент Associated Press Джонс, лишь 16 сентября 1950 года, байки моряков о заколдованном участке моря начали ходить именно с этого времени.
 Сейчас место затопления «Оркни» находится в территориальных водах Финляндии. В 1975 году совместная советско-финская экспедиция обследовала район его затопления и нашла обломки корабля. Исследование оных подтвердило, что на корабле был мощный взрыв и сильный пожар. Однако золота обнаружить не удалось – скорее всего, оно так и осталось в Англии.
Была, правда, от продажи Аляски всё-таки одна выгода - в качестве бонуса американцы передали России чертежи и технологию производства винтовки Бердана. Это вывело Россию из состояния перманентного перевооружения и позволило в ходе Русско-Турецкой войны взять частичный реванш за поражение в Крымской кампании.


Рецензии