Время как Абсолют возвращается

Время как физический, а то и метафизический Абсолют, каким он предстаёт перед нашим мысленным взором в модели Бесконечно Организованной Голодинамики Времени (БОГ Времени), явно не совпадает с той жалкой ролью, которую отводит ему специальная теория относительности (СТО) и общая теория относительности (ОТО) Эйнштейна.

В СТО, построенной в своё время на мысленных экспериментах, которые никогда не могут быть осуществлены на практике, и оптических иллюзиях, выдаваемых за физическую реальность, время является лишь жалким подкаблучником трёхмерного пространства, его четвёртым измерением. Оно якобы то ли отстаёт, то ли замедляется, то ли растягивается при движении тел с околосветовыми скоростями.

А в квантовой механике время является как раз математическим Абсолютом в понимании Ньютона, то есть некими универсальными часами, тикающими одинаково во всех концах необъятной Вселенной:

«Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, и иначе называется длительностью… Все движения могут ускоряться или замедляться, течение же абсолютного времени изменяться не может» [1].

«Гений всех времён и народов» не стал мудрствовать лукаво над понятием «время». Он просто заявил, что время — это то, что показывают часы. Такое определение времени близко к определению относительного времени в понимании Ньютона:

«Относительное, кажущееся, или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год» [1].

Относительное время Ньютона — это некое обыденное, эмпирическое время, которое постигается органами чувств не абстрактно, а конкретно. Это мера продолжительности какого-либо события или процесса. Можно сказать, что это то, что показывают часы.

«Гений всех времён и народов» взял, да обнулил абсолютное время Ньютона, время как универсальный, Вселенский математический Абсолют.
 
«Нет человека — нет проблемы». Это относится к обществу.

Нет Абсолюта — нет проблемы. Это относится к науке в обществе. Наука же есть срез общества.

Был бы «гений всех времён и народов» хоть чуть-чуть посообразительней, он бы понял, что Время как математический Абсолют Ньютона никуда не пропало. Просто оно не определяется эмпирически. Нет таких часов, которые могли бы его нам показать. Разделённость всех людей и часов пространством плюс конечная скорость распространения любого взаимодействия, равная скорости света в вакууме, неизбежно сдвигают показания часов Абсолютного Времени Ньютона в прошлое.

С точки зрения этого Абсолюта, если мы находимся в условном настоящем, то все материальные феномены вокруг нас находятся в абсолютном прошлом. Все часы вокруг нас показывают время в прошлом. Все часы вокруг нас отстают больше или меньше от быстролетящего настоящего. Если в обыденной жизни это отставание ничтожно, то в масштабах Вселенной его уже нельзя не заметить. Часы на Солнце отстают от часов на Земле примерно на 8 минут 20 секунд, часы на Альфа Центавра отстают от земных часов примерно на 4 года и так далее.

Причём это отставание часов, разделённых друг от друга пространством, взаимно симметрично. Насколько часы на Альфа Центавра отстают от часов на Земле, ровно на столько же и часы на Земле отстают от часов на Альфа Центавра. Это и есть сдвиг в прошлое относительного времени в виде показаний часов. Причём этот сдвиг в прошлое рассчитывается относительно Абсолютного Времени, такающего одинаково во всей Вселенной. На то оно и Абсолют!

Этот сдвиг в прошлое вычисляется элементарно, в одно действие: расстояние от одних часов до других надо разделить на скорость света. Любой неуч в школе справится с такой задачкой. А «гений всех времён и народов» не справился. Выкинул Время как Абсолют на свалку научной истории. Почему?

Да потому что в этом случае можно очень легко и просто МАТЕМАТИЧЕСКИ обосновать принцип относительности, или инвариантности, то есть неизменности всех законов физики, включая законы электродинамики во всех инерциальных системах отсчёта (ИСО). Чтобы обосновать свой принцип относительности, Эйнштейну потребовалось 2 релятивистских «костыля», которые он втихаря «срелятивиздил» у Лоренца.

Одним из этих двух «костылей», которые подпирают с двух сторон СТО Эйнштейна, является так называемое кинематическое «замедление времени» (по-английски это звучит “time dilation”, что буквально переводится как «растяжение временного интервала»).

Вторым таким «костылём» служит так называемое «релятивистское сокращение длины», под которым имеется в виду сокращение длины движущегося тела в направлении движения (по-английски пишется так: “length contraction”).

То есть один релятивистский «костыль» говорит о растяжении времени, а другой — о сжатии, или сокращении длины некоего гипотетического движущегося «стержня», о котором писал Эйнштейн в «Электродинамике движущихся тел» в 1905-м. Путём растяжения времени и сжатия пространства, объединённых в континуум, т.е. нечто непрерывное, Эйнштейн и обосновал свой принцип относительности, то есть инвариантности всех физических взаимодействий, включая электромагнитные, во всех инерциальных системах отсчёта (ИСО). Скрутили континуум своими могучими релятивистскими мозгами — растянули время, сжали пространство (длину) — получили инвариантность всех физических законов, включая законы электродинамики, во всех ИСО.

Если прачки в то далёкое время путём скручивания отжимали бельё, то Эйнштейн и релятивисты решили проделать подобную процедуру с так называемым «пространственно-временным континуумом». Процесс отжима континуума путём скручивания пространства и времени пошёл.

Берём уже хорошо знакомые преобразования Лоренца, выведенные им для движения тел в некой неподвижной материальной среде, соединяем их с принципом относительности Пуанкаре и… Получаем специальную теорию относительности Эйнштейна. Да здравствует гений всех времён и народов!

Правда, попутно на свалку научной истории отправились и абсолютное время Ньютона, и неподвижный светоносный эфир как среда распространения световых волн. Но для релятивистов это уже пустяки. Лес рубят — щепки летят!

Если Эйнштейн выкинул Время как математический Абсолют Ньютона на свалку научной истории, то «ревизионист» Ли Смолин, который в 2008 году по версии журнала Foreign Policy занял 21 место в рейтинге 100 самых выдающихся мыслителей мира, норовит вернуть его обратно в науку.

Именно этой благородной цели и служит написанная им в 2013-м большая, умная и вдумчивая книга, ломающая заскорузлые штампы и догмы теории относительности. Книга называется «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего» (англ. Time Reborn: From the Crisis in Physics to the Future of the Universe).

В его понимании время, во-первых, фундаментально:

                «Время — вот единственное фундаментальное понятие».

Во-вторых, время реально. Что имеется в виду?

В предисловии к своей книге «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего» он пишет:

«Время — самый заметный аспект обыденного опыта. Всё, что мы думаем, чувствуем, делаем, напоминает о существовании времени. МЫ ВОСПРИНИМАЕМ МИР В ВИДЕ ПОТОКА МОМЕНТОВ ВРЕМЕНИ. Однако и физики, и философы долго убеждали нас (и многих убедили), что время — это иллюзия (выделено мной. — С.Г.)».

Простите, а кто убеждал нас долгие годы, «что время — это иллюзия»?  Ну как же! «Гений всех времён и народов»!
 
(Имя назвать или сами догадаетесь?)

«Для нас, убеждённых физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим — не более, чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая», — писал Альберт Эйнштейн своему близкому другу Мишелю Бессо незадолго до смерти. Оба умерли в 1955 году с разницей в один месяц и 3 дня.

Зато у Ли Смолина время (вы не поверите!) есть «единственная реальность»!

«Время не просто реально: мы не знаем ничего, что в той же степени, как время, приближало бы нас к пониманию природы. Теперь я убеждён, что ВРЕМЯ — ЭТО КЛЮЧ К КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ И ОБЪЕДИНЕНИЮ ПОСЛЕДНЕЙ С КАТЕГОРИЯМИ ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ, ГРАВИТАЦИИ, А ТАКЖЕ С КОСМОЛОГИЕЙ. Мне кажется, чтобы придать смысл картине мироздания, складывающейся из результатов наблюдений, нам СЛЕДУЕТ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ РЕАЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ. Это я и имею в виду под ВОЗВРАЩЕНИЕМ ВРЕМЕНИ (выделено мной. — С.Г.)». 

В своей рецензии на книгу «Возвращение времени» американский писатель и журналист Джеймс Глик пишет:

«Ли Смолин пытается убедить нас, что время — это физическая реальность, а вечность, четырёхмерный пространственно-временной континуум — иллюзии. Его аргументы неожиданны и оригинальны. Я давно не читал ничего подобного».

(Да здравствует оригинальность! Долой догматизм!)

Мы снова сталкиваемся с понятиями «реальность» и «иллюзии», хорошо знакомыми по восточной философии. Однако на сей раз это понятия научные, а не философские.

Причём время из математической иллюзии Эйнштейна внезапно превратилось в «физическую реальность» Смолина. Зато четырёхмерный пространственно-временной континуум Эйнштейна-Минковского, который служит Абсолютом релятивизма, внезапно сам стал иллюзией. Вот такая вот рокировочка!

(Верю!)

Понятие «реальность времени», на чём настаивает Ли Смолин, в отличие от иллюзорности времени в теории относительности, имеет совершенно определённый смысл. В его понимании реальным становится каждый новый миг времени, который отделяет прошлое от будущего, каждый новый миг настоящего. Такая картина мира называется «презентизм» (от английского “present” — «настоящее»).

Презентизму противостоит представление о застывшем в вечности времени. Такая картина мира именуется «этернализм» (от англ. “eternity” — «вечность»).

Именная на понимании времени как реальности быстротекущего момента настоящего и основана модель HIT-Мироздания, где тремя столпами динамического Мироздания служат Холос (Целое), Информация и Время (Holos+Information+Time=HIT). 

Эту же модель на русском можно назвать Бесконечно Организованной Голодинамикой Времени (БОГ Времени), что по смыслу совпадает с поистине божественными возможностями Бесконечно Организованной Голодинамики Времени. В этой модели быстротекущий момент настоящего – элементарный миг между прошлым и будущим – носит название Квант Времени (Хронон).

Правда, помимо реальности настоящего, Квант Времени является ещё и источником всех видов энергии и движения, обладателем некой Суперсилы, о которой говорил Пол Дэвис.  Именно это и превращает Квант Времени в некую физическую, а то и метафизическую реальность, которая обладает божественным возможностями древнегреческого бога Хроноса и древнеиранского бога Зервана Акарана, который олицетворял Бесконечное Время.

Парадоксальным образом, элементарный Миг настоящего — Квант Времени — несёт в своём лоне и вечность как вечное бытие, и бесконечность информации, обладающую бесконечными творческим возможностями. Поток Времени как серия быстротекущих моментов настоящего становится, по словам Платона, «движущимся подобием вечности».  Причём вечность эта не «замороженная» как лёд, а живая и подвижная как огонь. Развёртывание вечности бытия и бесконечности информации в стремительном беге Кванта Времени и приводит к сотворению и становлению динамического Мироздания.

На реальности настоящего построена и буддийская концепция мгновенности бытия, кшаникавада. Буддийская философия уподобляет мир движению киноплёнки во вселенском блокбастере бытия Сантана: быстрая череда отдельных кадров-мгновений сливается перед глазами и создаёт впечатление непрерывности. 

Теории относительности Эйнштейна такая гибкая, креативная и динамичная картина мира абсолютна чужда. Никакой тебе гибкости, никакой тебе креативности, никакой тебе динамики! Получите статический и неизменный математический мир! Получите время как «замороженную» кривую на графике! Получите «закостеневшую» вечность как вечный набор математических соотношений! Получите мир без времени и вневременное (?) движение!

Специальная теория относительности «замораживает» мир в ледяной глыбе вечности «блок-Вселенной», где разница между прошлым, настоящим и будущим иллюзорна. В этой Вселенной мы тащимся от «замороженного» на оси времени прошлого, которое ещё существует, к «замороженному» на оси времени будущему, которое уже существует. Правда, эта ледяная глыба времени существует лишь на графиках, в математических соотношениях, да в окостеневших мозгах релятивистов.

Ли Смолин — сторонник полной противоположности этернализма — презентизма. В этой картине мира реальность момента настоящего, краткого мига между прошлым и будущим, не только «размораживает» ледяную глыбу «блок-Вселенной» Эйнштейна, но возвращает Время как математический Абсолют Ньютона в современную физическую картину мира:

«Но если время реально (в том смысле, что настоящее время существует), то все наблюдатели могут согласиться, что существует граница между реальным настоящим и пока нереальным будущим. Это подразумевает универсальное, физическое понятие одновременности, которое включает в себя далёкие события во Вселенной. Его можно назвать ВЫДЕЛЕННЫМ ГЛОБАЛЬНЫМ ВРЕМЕНЕМ. Здесь мы сталкиваемся с прямым противоречием между доводом в пользу выделенного глобального времени и принципами теории относительности, не допускающими существования такого времени (выделено мной. — С.Г.)».

В такой картине мира Время возвращает себе почётное звание Абсолюта, присвоенное ему ещё Ньютоном. «Выделенное глобальное время» с «универсальным понятием одновременности» во всей (!) Вселенной, на существовании которого настаивает Ли Смолин, есть не что иное, как абсолютное, истинное математическое время Ньютона, которое было свергнуто благодаря теории относительности Эйнштейна.

Возвращение этого блудного Абсолюта означает, что одной из «священных коров» СТО Эйнштейна, а именно принципа относительности одновременности Эйнштейна, не существует:

«Задача прояснения смысла квантовой теории в поисках новой космологической теории является ключевой.

Какова цена “входного билета”? Отказ от принципа относительности одновременности и возвращение к картине мира, в которой абсолютное определение одновременности справедливо во всей Вселенной».

Для теории относительности это звучит как неслыханная ересь, практически богохульство! Однако вслед за этим сногсшибательным для релятивистских «жрецов науки» заявлением «еретик» Ли Смолин делает большую-пребольшую оговорочку.

Реформы Ли Смолина во взглядах на время не требуют отказа от теории относительности в целом, включая её базовый принцип относительности, то есть инвариантности инерциальных систем отсчета, а требуют лишь переформатирования этой теории, как сказали бы в советские времена, её «творческого развития»:

«Это подразумевает отказ от относительности одновременности и принятие противоположного утверждения — о существовании выделенного глобального времени. Заметим, что здесь не требуется отказ от теории относительности в целом. Для этого достаточно её переформулировать. Главным для разрешения этого конфликта является более глубокое понимание ОТО и новой концепции реальности времени».

Конфликт был разрешён с помощью теории под названием «формодинамика».

«Её главный принцип: всё реальное в физике связано с формой объектов, и все реальные изменения — это просто изменения форм. Размер, в сущности, не имеет значения, и то, что объекты кажутся нам имеющими размер — лишь иллюзия».

Согласно этой теории, в мире меняются не формы тел, которые всегда остаются неизменными, а только их относительные размеры. О, и тут относительность! Только теперь вместо относительности одновременности наступает относительность размеров тел.

Но при этом про научные «костыли» теории относительности, её релятивистские «эпициклы» — высосанную из синхронизации часов «относительность одновременности»  и так называемое «замедление времени» — приходится забыть. Всё это — не более чем оптические иллюзии, вызванные конечной скоростью распространения света, которые искусно выдаются за физическую реальность.

Помните про парадокс близнецов, один из которых стал космонавтом и полетел к далёкой звезде со скоростью, близкой к скорости света, а другой остался на Земле? Согласно специальной теории относительности (СТО), брат-космонавт не расстанется с комсомолом, будет вечно молодым. Зато второй брательник превратится за время полёта своего моложавого брата в дряхлого старикашку.

Забудьте про эти релятивистские научно-фантастические сказки-рассказки Сказочной теории относительности (СТО)!

Вот что писал по этому поводу выдающийся британский астрофизик Герберт Дингл (1890–1978) в своей книге «Наука на перепутье»:

«Проблема, с которой мы здесь сталкиваемся, как я уже сказал, заключается в том, чтобы объяснить, как получилось, что ученые-физики, почти все до одного, так долго позволяли себе принимать теорию, которая требует от часов такой очевидной невозможности, чтобы  они стабильно шли и быстрее, и медленнее, чем точно такие же. Проблема не проста в любом смысле этого слова, то есть она одновременно сложна и трудна, хотя трудность, я полагаю, заключается лишь в отбрасывании ложных понятий, которые автоматически принимаются как истинные, а не в постижении истинных. Поэтому она в значительной степени является психологический».

Воистину, психологической!

Автор двух книг по СТО, ставший со временем из всемирно признанного авторитета в области теории относительности её ниспровергателем, утверждал буквально следующее:

«1. Согласно постулату относительности, при разобщении и последующем воссоединении двух объектов, например, двух одинаковых часов, не может иметь место никакой наблюдаемый эффект, который показал бы абсолютным образом, что тот или иной объект двигался.

2. Если после воссоединения одни часы отстанут на интервал времени, зависящий от их относительного движения, а другие не отстанут, то это явление будет свидетельством того, что двигались лишь эти первые часы.

3. Итак, если постулат относительности верен, как те, так и другие часы должны отстать в равной мере или не отстать вовсе; в любом случае их показания должны быть одинаковыми при воссоединении, если они были одинаковыми при разобщении».

«Возмутитель спокойствия» Герберт Дингл также утверждал, что одна из причин несостоятельности СТО касается «путаницы между различными значениями слова “время”»:

«Однако, прежде чем перейти к историческим событиям, я думаю, что будет полезно выделить четыре основных недоразумения, осознание которых облегчит понимание того, почему специальная теория относительности так давно получила признание, несмотря на её явную несостоятельность. Они касаются:

во-первых, связи между математикой и физикой;

во-вторых, путаницы между различными значениями слова “время”;
 
в-третьих, неправильного толкования понятия “систем координат” как “наблюдателей”;

и, в-четвертых, того, что я вкратце могу охарактеризовать как буквальную интерпретацию метафор: считать прямыми наблюдениями то, что на самом деле является отдалёнными последствиями возможно ошибочных теорий» [2].

Кстати, помимо пресловутого «парадокса часов», или «парадокса близнецов», якобы многократно подтверждённого на практике, релятивистские «жрецы науки» почему-то постоянно забывают про второй необходимый релятивистский «костыль», под названием «сокращение Лоренца-Фицджеральда».
 
Дело в том, что для того чтобы уравнения Сказочной теории относительности (СТО) выполнялись, необходим, как мы помним, не один, а как минимум два «костыля», подпирающих всю громоздкую математическую конструкцию СТО. Первый — это вышеупомянутое «кинематическое замедление времени», а второй — релятивистское «сокращение длины тела в сторону движения». С одним «костылём» в виде широко разрекламированного «замедления времени» вся математическая конструкция СТО рухнет как подкошенная.

(Эта обычная судьба любого колосса на глиняных ногах.)

А вот про второй «костыль» в рамках раскрученного «парадокса близнецов» сказочники-релятивисты почему-то всегда забывают. Напомним, что утверждал сам «гений всех времён и народов» в своей «Электродинамике»:

«При v = V* все движущиеся объекты, наблюдаемые из “покоящейся” системы, сплющиваются и превращаются в плоские фигуры».

           * Здесь под "V" подразумевается скорость света, которая сейчас передаётся буквой  "c"
               
Причём, аналогично сказочному релятивистскому «замедлению времени», сплющиваются  не понарошку, не как обычная оптическая иллюзия, вызываемая коварным светом при околосветовых скоростях движения часов, что вполне допустимо, а сплющиваются на самом деле: не в математике, а в физике, не в уравнениях СТО, а в природе, не в релятивистской сказке, а в реальной жизни.

То есть, согласно Сказочной теории относительности (СТО), брат-космонавт должен превратиться из объёмного трёхмерного человека, космического чудо-богатыря, преодолевшего пространство и простор, в какого-то мультяшного двумерного плоскатика, персонажа мультсериала «Колобанга.  Только для пользователей Интернета».
 
Так и хочется задать ему вопрос на засыпку: «А Вы в мультиках не снимались?»
 
В формодинамике никакого подобного высосанного из пальца «парадокса близнецов» не существует. Часы везде идут одинаково, отсчитывая не относительное, а абсолютное время, одинаковое во всех частях Вселенной.

Квант Времени, равный планковскому времени, является константой. Он не может ни сокращаться, ни удлиняться. Это фундаментальная физическая константа, выведенная Максом Планком по формуле из трёх других фундаментальных физических констант: постоянной Дирака, гравитационной постоянной и постоянной скорости света.
 
В отличие от Кванта Времени, который является константой, неким математическим и физическим Абсолютом, часы, которые служат измерителем длительности физических процессов и относительного времени Ньютона, действительно, могут то отставать, то спешить. Однако часы — лишь инструмент по измерению скорости протекания процессов, но отнюдь не измеритель Времени как Абсолюта.

Экспериментально Квант Времени никто и никогда ещё не измерил и вряд ли измерит. Это просто технически невозможно! Самые совершенные современные часы застряли где-то на уровне 10^-18 секунды, а до уровня планковского времени ещё осталось 25 порядков в глубины секунды. То есть одну аттосекунду (10^-18 секунды) надо разделить ещё 10 триллионов триллионов раз, и тогда уже измерить Квант Времени экспериментально. Слабо?

Однако экспериментально установлено, что часы как инструмент измерения относительного времени Ньютона замедляют свой ход (отстают) под действием гравитации. Значит ли это, что Абсолютное Время, которое является константой, замедляется? – Не значит!

Пример: если песочные часы запустить на космическую орбиту, то в состоянии невесомости они остановятся. Риторический вопрос: значит ли это, что остановится само Время?

Время как инструмент — часы — это не то же самое, что и Время как Абсолют.

В случае с «парадоксом часов», или «парадоксом близнецов» никакого кинематического замедления времени, согласно Ли Смолину, тоже не происходит.
 
Относительность одновременности отменяется!

Её нет в квантовом микромире. Её же нет и макромире электродинамики движущихся тел. Братья-близнецы старятся везде одинаково: хоть на Земле, хоть бороздя в космических кораблях просторы Вселенной, без всяких там парадоксов.
 
Если в теории относительности может замедляться время, то в формодинамике вместо замедления времени, которое всегда и всюду тикает неизменно, порой ужимаются размеры объектов, сохраняя при этом свои формы неизменными. Вот и вся динамика форм, то есть формодинамика:

«Словом, в ОТО размер универсален, а время относительно, а в формодинамике наоборот. Примечательно, что эти две теории эквивалентны друг другу, потому что вы можете (с помощью некоего математического приёма, о котором нет нужды здесь рассказывать) заменить относительность времени на относительность размеров. Можно описать историю Вселенной двумя способами: на языке ОТО и формодинамики. Физическое содержание обоих описаний будет одним и тем же, и любой вопрос о наблюдаемых будет иметь один ответ.

Когда история описывается на языке ОТО, определение времени произвольно. Время относительно, и нет смысла говорить о времени в удаленных областях Вселенной. Но когда история описана на языке формодинамики, универсальным понятием является время. Ценой, которую вы платите за это, является размер, который в этом описании становится относительным, и лишается смысла сравнение размеров объектов, разделённых большим расстоянием».

Итак, время и формы тел — реальность, пространство и размеры тел — иллюзия. В представлении профессора Смолина, уже пространство из Абсолюта Ньютона становится иллюзией.

В мире «размороженного» времени блудный Абсолют Ньютона вступает в свои законные физические права. Что это значит, по Смолину?

Это значит, что фундаментальное, универсальное и реальное Время Смолина, тикающее одновременно во всей Вселенной, становится Творцом физических законов. Ни более ни менее!

Это означает создание новой космологии, которая основана на новой физике Времени как Абсолюта.

Представление о фундаментальном и универсальном (от английского Universe — Вселенная) Времени как некой физической реальности настоящего, разделяющего прошлое и будущее, целиком и полностью разделяется моделью HIT-Мироздания. Однако в этом динамическом Мироздании Время выполняет ещё и функции источника всех видов энергии и движения.

Время из привычных показаний часов, геометрической оси координат или математического символа t трансформируется во Время с большой буквы — T — воплощённое движение и Вечный Двигатель Вселенной.

А это во многом меняет устоявшуюся научную картину мира, включая и релятивистские представления об электродинамике движущихся тел, и различные интерпретации квантовой механики, и космологию.


Продолжение следует:


Примечания:


1. Исаак Ньютон «Математические начала натуральной философии»
2. Герберт Дингл «Наука на перепутье»


Рецензии