ХОнаЗ - Авторская настольная игра 2. 0

Хоназ… До этого момента это слово существовало лишь в потенции, как бы пустое и бессодержательное. Но отныне оно обретёт плоть и смысл, помимо нарицательного названия города в Турции. Х0на3 – пусть и неказистая, но ёмкая аббревиатура, причудливое дитя словотворчества, рождённое из симбиоза трёх слов: "крестики-нолики на троих".

В этом руководстве мы погрузимся в искусство записи ходов в этой, казалось бы, элементарной игре, знакомой каждому. Помимо этого, раскроем секреты организации турнирной сетки, чтобы ваши соревнования проходили гладко и увлекательно.

Нумерация ведётся сверху вниз и слева направо. Партия состоит из трёх игр, что принципиально отличает её от формата «до двух побед» — тема, заслуживающая отдельного осмысления…

Детальное описание третьего игрока, хитросплетений его программирования и устройства этого механического гения, кроется в анналах "Крестиков-оликов" и "Ноликов-крестиков".

А практика неумолимо шепчет, что правила созрели для дотошного, почти математического уточнения – до мельчайших деталей, касающихся числа и свойств игроков. И вот оно, краеугольное условие: количество участников варьируется от зловещего минимума в -1 до благостного максимума в 3. Да, этот минус – не случайный гость, не скромный дефис, не робкое тире. Он – предвестник варианта игры, в которой никто не горит желанием вступать в битву… Когда даже единственный потенциальный участник отворачивается от поля брани.

Судьба окрестил это состояние абсолютной, почти незримой практичности – «Минус Первый Игрок» (МПИ), или, как я это про себя называю, «мега-пи».

Сейчас, поймёте на практике.

Пример №1. Представьте, что вы просите незнакомца погрузиться в мир цифр, выбрав тайное число от 1 до 9. И повторяете это… 27… 30… 33 раза? Или любое число, кратное тройке. Зачем, спросите вы? Да потому что каждые три повторения – это как ход шестеренки в механизме робота. Но стоит ли так усложнять? Разумеется, нет! Это же настоящий – Монументальный Парадокс Искусственности!

Пример №2. Игра Хоназ разворачивается в среде незнакомых лиц, словно брошенных в общий котел настольных увлечений или школьной скамьи перед лицом класса. У каждого свои фавориты, свои заветные игровые миры, и крестики-нолики на троих вызывают лишь кислое неприятие. Играют спустя рукава, без огонька. Один, спешащий куда-то, выпаливает числа от 1 до 9 с пулеметной скоростью. Другой, снедаемый обидой, затаив злость, молчаливо протестует, объявляя Хоназ вздорной затеей и отказываясь назвать хоть одно число. Но цель остается неизменной: выписать в столбик случайные числа от 1 до 9 примерно 27 раз. И никаких сантиментов с теми, кто противится! Просто использовать их, как детали механизма, пока они мечтают о своих игровых пристрастиях. Время переходить в режим "+1 игрок". Отстраняешься от этой компании "друзей-помощников" и погружаешься в соло-партию, где царит лишь твоя воля.

Пример №3. Подобно капризному нраву удачи, способы генерации случайных чисел от 1 до 9 могут быть столь же переменчивы, как и нумерация девяти клеток поля крестиков-ноликов, но мимолётно остановитесь на электро-электронном генератор случайных чисел. Дайте волю фантазии, придумайте свой собственный порядок, но, заклинаю, не меняйте его во время игры! Помните, классическая нумерация ведет свой отчет слева направо, сверху вниз. Впрочем, если томление духа не дает покоя, можно каждый раз изобретать новый шифр… Но право же, к чему эти излишние метания или зашторенный догматизм?


Довольно примеров! Оставим их в прошлом и откроем новую страницу – перейдём к следующему этапу правил.

Его нарекают Ходом Живого, Игрой за Себя, или просто – Обычный Ходом. И начинается он с трепетного поиска заветного Джекпота(Джери-кота) – трех одинаковых чисел, выстроившихся в ряд. Затем, да, всё течет по знакомым рельсам классических Крестиков-Ноликов: череда ходов, переплетение стратегий игрока и бездушной машины.

Охватить все победные сочетания – задача не из легких! Но давайте взглянем на это многообразие выигрышных троек и сосчитаем их общее число.

Рассмотрим все возможности, все пути к триумфу…

Вертикаль: 147, 258, 369… и так до 741, 852, 963. Здесь, осмелюсь заметить, порядок цифр в каждой тройке не имеет значения – важна лишь их победная комбинация!

Горизонталь: 123,456,789...

Диагональ: 159, 357…

Итого: 3 (горизонтали) + 3 (вертикали) + 2 (диагонали) = 8

Повторюсь, чтобы запечатлеть это в памяти возможно и не сложно: всего 8 триумфальных линий, 8 путей к победе!


И если линия свободна от крестика или нолика, то даже самый незадачливый, даже откровенно бестолковый бот одерживает верх! Ну, право слово, он недалёк: способен трижды повторить одно и то же число, и вдобавок начисто забывает о занятых ячейках. Вот почему необходимо знать, зазубрить наизусть эти восемь победных комбинаций: 159, 147, 123, 258, 357, 369, 456, 789.

А в мои детские годы поражение вызывало искренние слезы, но никак не мазохистское удовольствие. Нынче же, кажется, чаша весов склонилась в другую крайность – детская обида порой выливается в настоящую истерику.

В сущности, суть изложена. Партия в Хоназ — это три акта: солирует один игрок против в дуэте с машиной, а после роли меняются — в альянс с роботом вступает его соперник. И, наконец, кульминация — оба игрока плечом к плечу простейший роботом. Без робота? Исключено! Ни единой партии! Ни за какие сокровища мира! Ни через столетие, века, лета!

Партия считается выигранной при достижении двух побед в серии, состоящей как минимум из трёх игр.

Да, вопрос о рисовании карандашом или ручкой непосредственно на мониторе раскрыт в текстах "Крестики-олики" и "Крестики-костики".

+х+
++о
хоо

Один из первоисточник proza.ru/2024/10/07/709.
Перевод на английский - скоро, ксунт, енот.
proza.ru/2025/12/17/367
Перевод на немецкий и беляз ещё не завершён.


Рецензии