Прогрессорская миссия методологов

К началу нового XXI в России в скрытном режиме активно действовало высокоинтеллектуальное гуманистическое движение, чьё влияние превосходило суммарный общественный потенциал социальной эффективности  всех российских политических партий и групп вместе взятых. Речь идёт о методологах-игротехниках, философско-управленческом научно-методическом течении, созданном ещё в начале 1950-х годов философами Александром Зиновьевым, Георгием Щедровицким, Борисом Грушиным и Мерабом Мамардашвили. К концу 1960-х годов единоличным теоретиком этой группы стал Щедровицкий, в полной мере утвердивший свою неоспоримую авторитетность среди множества последователей его методологических идей. В 80-х годах это интеллектуальное течение получило название «Московский методологический кружок (ММК)», став одной из нескольких десятков известных в мире методологических школ.

ММК осуществлял свою деятельность на основе идеи методологии, понимаемой Щедровицким как учение о методах, прежде всего, о методах мышления. Он был убеждён, что именно метод является подлинным содержанием любого процесса обучения, поскольку человеку лучше передавать метод развертывания содержания и получения знаний, чем результат использования этого метода. Если обучаемый получил результат, но не понимает, как он был получен, то уровень освоения им данной области деятельности останется низким. Умение воспользоваться методом – это другой уровень погружения в деятельность, другой уровень самоорганизации.

Согласно Щедровицкому методология сегодня – это самая главная форма организации мышления. Мышление всегда первично по отношению к знаниям и практике, то есть по отношению к реальности: «Сначала должны быть развиты средства человеческого мышления, а потом уже предметные или объектные знания, которые всегда суть следствие от метода и средств». Во второй половине ХХ века методология управления, методология науки, методология проектирования стали научной основой деятельности любой организации – от ТНК до современных вузов. Любого специалиста надо, прежде всего, научить методологии в данной области знания и деятельности. Это есть и «системный» подход, и метод управления проектами, и производственная система крупной компании, и многие другие методы, как общие, так и специализированные.

Человек же представляется методологам неким подобием машины, которую можно и нужно запрограммировать под определенные функции, процедуру чего они обозначают как социальную инженерию. Литературовед Илья Кукулин находит общее между философией Щедровицкого и произведениями братьев Стругацких, в большинстве романов которых в качестве главного героя выступает «прогрессор» – человек, начинающий после его заброски в прошлое либо на планету, отставшую в развитии, потихоньку менять мир вокруг себя. Участники методологического кружка, как и сам Щедровицкий, как раз и были такими прогрессорами. С помощью организационно-деятельностных игр (ОДИ) они заражали своими идеями других участников игр, которые, как правило, были управленцами, учеными, педагогами. При этом методологи никогда не скрывали своей целевой функциональности в части воздействия на процедуру принятия властями каких-либо конкретных решений.
 
О влиятельности методологов даже при суверенной демократии президента Путина сам за себя, к примеру, говорит факт того, что идея «Русского Мира», активно реализующаяся не только в Новороссии, но и на корневых территориях России, была придумана именно методологами Петром Щедровицким (сыном и продолжателем дела Георгия Щедровицкого)  и Сергеем Переслегиным ещё в 2002 году. Следует сказать, что Сергей Кириенко также является давним последователем идей Георгия Щедровицкого, с которым он познакомился ещё в 1989-1990 годах на полях «Сургутской инициативы».
Поскольку сегодня Сергей Кириенко является одой из ключевых фигур во внутренней политике РФ, надо ясно понимать, что для него, как убеждённого приверженца философии Георгия Щедровицкого, важную значимость имеет отношение его учителя к идеологии, которая понималась Георгием Петровичем в качестве основополагающего метапроекта, своего рода проекта проектов. Он был уверен, что отсутствие идеологии лишает человека высоких смыслов, своего предназначения, направления своей устремленности, обрекая его на бездарную жизнь в хаосе броуновского движения. Супротив такой безидейности методолог всегда должен находить возможность попробовать изменить реальность в том или ином русле, чувствуя в себе для этого силы, знания и возможности. При этом он может проверить создаваемую конструкцию будущего на прочность искусственным кризисом. Может ему по силам будет даже написать программу развития общества. Главное – методолог в принципе не является слепым исполнителем воли заказчика, ибо скорее сам заказчик может стать объектом воздействия методолога. В любом случае тупого исполнительства от верного последователя Щедровицкого ожидать не стоит – его решение любой актуальной проблемы обычно является  самым неожиданным, но при этом – самым эффективны.

Собственно говоря, как раз в таком подходе к жизни и состоит миссия прогрессорства.


26.06.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии