Версии казаков, которые себя так не называли

Мы привыкли к слову «казак» как к обозначению особого типа воинского сообщества — мобильных, прикорневых, нередко полунезависимых воинов, сочетающих военную службу и хозяйственную самостоятельность. Однако этот тип воспроизводился в самых разных регионах Евразии и Африки под иными именами. Ниже собраны примеры исторических групп, чьи функции, повадки и организационные черты по многим признакам соответствовали понятию «казачество», хотя сами они себя так не называли.

Определяющие черты «казачества» (в расширенном смысле)
- служба на границе или в прикорневой полосе, защита рубежей;
- высокая мобильность, партизанская тактика, рейдовые действия;
- сочетание военной активности с собственным хозяйством (скотоводство, торговля);
- элементы самоуправления и коллективных обычных прав;
- особый правовой статус или привилегии (освобождения от налогов, судовая автономия).

Исторические примеры

Византийские акриты
Акриты — византийские пограничные воины на восточных пределах Империи. Они вели разведку, устраивали засадные операции и охраняли форпосты (kleisourai). Их мобильность и полунадежа автономность делают их близкими к южноевропейскому «казачьему» типу.

Новгородские ушкуйники
Ушкуйники — рязанско-новгородские речные команды: торговцы, наёмники и морские разбойники, действовавшие с помощью плоскодонных судов (ушкуев). Сочетание торговли и рейдов, владение речным пространством и относительная независимость от власти очерчивают их как аналог казаков в северноречном контексте.

Верхнедонские «ичиги» (чиги) и черкасы
На Дону и его притоках в позднем средневековье существовали группы воинов, которые в документах именовались по-разному — «чиги», жители междуречий Хопра, Вороны и Дона. Позднее многие из них влились в донское казачество. Аналогично «черкасы» в русско-польских источниках часто обозначали запорожских и днепровских воинов — пример того, как внешние эпитеты могли сочетаться с казацким образом жизни.

Граничары (Grenzer) Габсбургской Военной границы
Военная граница Габсбургской монархии населялась сербами и хорватами, получавшими землю и свободы в обмен на охрану рубежа с Османской империей. Их коллективная военная организация и особый правовой статус близки к моделям казацких сообществ.

Тарханы и служилые люди
В русле средневековой и раннего нового времени термин «тархан» и родственные статусы означали освобождение от налогов и солидную степень хозяйственной и военной автономии. Такие привилегированные служилые люди нередко становились локальной военной опорой — по функциям они тоже напоминали казаков.

Гайдуки, арматолы и ускоки
На Балканах и в Османской Европе действовали различные иррегулярные силы. Гайдуки были партизанскими и разбойничьими отрядами; арматолы — христианские полицейско-военные формирования в горах Греции, часто переходившие между службой и бунтом; ускоки — приморские иррегуляры (кроаты/албанцы) в районе Сеня, занимающиеся пиратством против османов и венецианцев. Все они сочетали партизанские методы, опору на местное население и относительную автономию.

Бешибазуки и пандуры
Bashi-bazouks (бешибазуки) — османские нерегулярные отряды, использовавшиеся в походах и рейдах; пандуры — иррегулярные караваны австрийской пограничной охраны. Обе категории демонстрируют, как государства пользовались местными воинскими типами, которые по сути были казацкими, но именовались иначе.

Страдиоты, кроаты, франк;тирёры и пограничные рейдеры
Страдиоты — албанские и греко-албанские лёгкие кавалеристы, служившие в Венеции и других государствах; кроаты и пандуры — легкая кавалерия ииррегуляры в среднеевропейских армиях; франк;тирёры — французские партизаны XIX века; англо-шотландские Border Reivers — племенные рейдеры пограничий Великобритании. По тактике, мобильности и образу жизни все эти группы напоминают казаков.

Аналоги в Евразийских степях и в Азии
В степных обществах (кипчаки/половцы, куманы, ногайцы, тюркские и крымские отряды) существовали мобильные конные отряды, ведущие набеги и сторожевую службу; в Персии и Османской области — кизилбаши, местные племенные клики, выполнявшие военные функции. Их социальная роль и военный профиль также сопоставимы с казацким типом.

Африканские и арабские аналоги
В Африке и арабском мире были формы прикорневых воинов: туарегские кавалерийско-грабительские группы в Сахаре, бегающие кочевые части в Судане и регионе Сахеля, конные отряды фула (Fulani) в период джихадов — все они сочетали мобильность, рейдовую тактику и автономию общин.

Общие черты и различия
Сравнение показывает, что «казак» — не только этноним, но и модель социально-военного поведения, которая возникала многократно в разных культурных условиях. Общие черты — прикорневость, мобильность, сочетание хозяйства и войны, самоуправление и особый статус — регулярно повторялись. Главные различия же связаны с:
- степенью интеграции в государство (от полуназависимых до полностью встраиваемых в регулярные армии);
- этнокультурным фундаментом (славянский, тюркский, балканский, африканский и пр.);
- формой права и привилегий, которые могло предоставлять государство или сообщества.

Заключение
История показывает множество «версий казаков», которые сами себя так не называли, но выполняли схожие функции и имели сходные черты. От византийских акритов до ушкуйников Новгорода, от граничарей Габсбурга до гайдуков и арматолов — в разных эпохах и регионах повторялась та же социально-военная логика. Понимание этих параллелей помогает шире взглянуть на феномен прикорневой воинственности и увидеть повторяющиеся модели гибридной военной и хозяйственной организации, которые государства и общества использовали и адаптировали под свои нужды.
Объединяло их, по-моему, одно — выживание в крайних условиях; жизнеспособной оказалась лишь та разновидность, что развилась в России к концу XIX — началу XX века, связанная православием и русской цивилизацией.
И ныне казачество может быть спасено только православной верой — верой, которая с большим скрипом входит в сердца тех, кто стремится воскресить его традиции.


Рецензии