Я очень быстро повзрослела

Взрослели дети на войне
Еще быстрее матери старели
Хоть годы те давно уж пролетели
Я помню их и вы
Уж верьте мне.
Сергей Коновалов
Из воспоминаний
Каширских Лилии Георгиевны


Все дальше уходит в историю опалённое войной детство, но не уходит память о тех нелегких годах.
Родилась я 15 мая 1937 года, в семье подрастала моя четырехлетняя сестра Алла. Детство прошло в далеком, затерянном в тайге поселке Терней, Приморского края, Бухта Терней. Наш небольшой уютный поселок, находился в живописном месте, окруженный красивыми сопками, на берегу Японского моря. Вплотную к домам подступала густая тайга, где в изобилие водились дикие звери. Там свободно хозяйствовал амурский тигр-царь тайги. Поселок Терней являлся воротами в Сихотэ-Алинский заповедник, растилающийся на 1000 километров. Все население поселка занималось рыболовством и охотой. Родители простые трудолюбивые люди, имели начальное образование. Детство запомнилось веселыми, беззаботными годами в окружении любящих неунывающих родителей. Отец после работы приходил всегда с лакомствами-своим дочкам. Нам нравился необыкновенный вкус сладкой халвы, она блаженно таяла во рту. Милая, заботливая мама постоянно находилась рядом. В 1940 году семья переезжает в город Уссурийск. Через несколько месяцев 22 июня 1941 года началась война. Несмотря на свой преклонный возраст, я хорошо помню то печальное событие. День стоял солнечный, по-летнему теплый. На улице по радиопродуктору неожиданно прозвучал строгий мужской голос, чеканящий каждое слово, о вероломном нападении на нашу страну. Окружавшая толпа мгновенно затихла, замерла. Затем женщины зарыдали, запричитали. Начались тревожные дни, по радио передавались безрадостные новости-наши войска отступали, печаль поселилась в каждой семье. Папа добровольцем ушел на фронт. В жизнь вошли неожиданные перемены, ввели карточную систему, ежедневно выдавали 200 грамм хлеба на человека, его не хватало. Не забыть мучительно-ноющего, постоянного чувства голода. Мама ухитрялась достать продукты, чтобы прокормить дочек. К нашей радости приходили треугольники-письма с фронта. Мама читала, где отец уверял нас, что непременно вернется живым домой, к своим любимым жене и дочкам. Мама с раннего утра уходила на танковый завод, где работала разнорабочей. На весь день оставляла на печке кастрюли с незамысловатой едой. Жили в бараке с длинным коридором, множеством дверей, ведущих в комнаты. Детишек было много, значит и друзей тоже. С утра собиралась дружная орава ребятишек и начинались веселые игры, никогда не было драк, все споры решали миром, так незаметно проходил день, а вечером встречали маму.
 Ярким и жарким днем к нашему бараку с грохотом, в густой серой пыли, подъехал танк. Изумленная толпа окружила громадину. Неожиданно из люка вылез дядя Вася, наш родственник. Увидев меня с Аллой, весело подхватил на руки и посадил внутрь машины, где мы в узкой щели увидели нашу улицу. Грохочущая махина тронулась, и все ватага ребятишек с громким криком бросилась за нами, в высоких клубах пыли. Проехав по улице, вернулась к дому. Это детское восхищение, восторг от поездки в танке, навсегда осело в моей памяти.
В феврале 1945 года к нашей радости, возвращается с войны отец по инвалидности, у него ранена нога, это заметно по его храмоте. После провозглашения дня победы, жизнь улучшилась, вскоре отменили карточную систему, цены на продукты понижались с каждым месяцем. По немногу жизнь налаживалась.
Летом над городом пролетали, кружили японские самолеты с бомбами, готовые их сбросить. Зенитчики и прожектора находили их в небе, вынуждая садиться на аэродром, что они и делали.  С сестрой бегали смотреть военнопленных за колючей проволкой. Выглядели они угрюмыми, грустными, мы протягивали через решетку куски хлеба, они подходили с улыбкой, брали и кланялись, говоря что-то отрывистое на своем языке. Нам было радостно глядеть на них, как с жадностью уплетали наш русский хлеб. В этом году в сентябре месяце, я переступила порог школы. С первых дней мне понравилось учиться, изучать новое и незнакомое. Меня влекло на занятия и я бежала в школу с настроением, ожидая открытие. Это стремление к знаниям осталось на всю жизнь, несмотря на бесконечные, трудные жизненные препятствия.
10 ноября 1945 года, родилась наша сестричка-Светлана, как с Аллой мы были рады. Глядя на малютку мечтали, как будем пеленать, кормить, брать на руки и гулять на улице с ней. Мама вышла на работу рано, а мы с сестрой поочередно нянчились с малышкой, она росла на наших глазах. С Аллой увидели её первые шаги, услышали первые слова. Однажды мама принесла из магазина множество американских детских вещей: платья, кофточки, обувь, яркие разноцветные отрезы шелка, ситца, для пошива платьев своим дочкам. Мы восхищенно рассматривали, примеряли это богатство. Мама, глядя на нас мечтала, о времени, когда мы будем носить эти красивые, удобные вещи, но к сожалению, этому не суждено было сбыться. По совету нашего родственника, мама с тремя дочками собирается в далекую холодную Сибирь. Отец остался, уверяя нас, что скоро приедет. Поездка протянулась на 10 утомительных дней, от долгого сидения затекали ноги. Состав останавливался на каждой станции, где пассажиры спешили набрать кипятку, однажды я чуть не отстала от поезда, бежала за вагоном, едва успела сесть. Мама была страшно напугана, а потом рассердилась на меня, а я была рада, что не потерялась и снова среди своих родных. Наконец мы прибыли в небольшой поселок Мундыбаш, окруженный густой тайгой. В небольшом доме, состоящем из 2 комнат, проживали: бабушка, дедушка и родственница с ребенком. Вместе с нами помещались в страшной тесноте 8 человек. В это время в Сибири стоял голод. Бедная наша мама, начала срочно обменивать вещи на продукты: хлеб, фасоль, крупы, молоко, но они быстро закончились. Не забыть постоянное, мучительное желание что то поесть, оно преследовало, жило в моих мыслях. Однажды по дороге в школу, случился голодный обморок.
Наступила дружная весна, время надежд на лучшее будущее. В теплый день собиралась веселая компания ребятишек, и мы шли на подтаявшее картофельное поле, где выковыривали палками клубни из земли, дома бабушка пекла вкусные оладьи-тошнотики. Заедали калбой, она говорила: «Дети ешьте её, чтобы вас не тошнило».
Едва деревья покрывались зеленой листвой и появлялась трава, мы шли в тайгу, где рвали и с наслаждением ели щавель, дикий лук, заячью капуту, саранки. Вскоре к нам приехал отец.
К началу заезда детей в пионерский лагерь, мама устроилась на кухню посудомойкой и ей предоставили комнату на территории лагеря с печкой буржуйкой, она отапливала жилище и на ней мы готовили еду. Для топки печи, мама приволакивала из леса хворост, сушняк и осину. С сестрой распиливали двуручной пилой деревья, затем рубили на дрова. Печка упрямо не хотела разгораться, дымила и заволакивала всю комнату. С сестрой долго дули на кору осины, наконец огонь вспыхивал и мы облегченно вздыхали. Печка радостно загудела и теплом наполнялась наша комната. Трудолюбивая мама разбила огород рядом с домом, с сестрой дружно вскапывали землю и сеяли много овощей, посадили картошку,  семена гречихи, полбы, пшеницы. Все семена нам дала бабушка. Теперь в нашу обязанность входило: ежедневный уход за огородом, где мы его рыхлили, поливали. Воду приходилось носить от колонки в гору. Как мы радовались - появились первые всходы! Осенью на нашем огороде вырос неплохой урожай. Для отбивания семян, дедушка подготовил  молотило. Благодаря ему, мы получили множество семян. Их ссыпали в ящики. У нас будет мука, из которой мама напечет вкусные булки, пирожки, из пшена, гречихи - варить каши.
В этом году осень выдалась студеная, нагрянули заморозки, начался снегопад. Ранним утром с мамой нагрузили мешки с зерном и тронулись в путь к мельнице. После нескольких часов ожидания в очереди, получили мешки с мукой, обработанным зерном и быстро поспешили домой. Внезапно разыгралась снежная буря, вблизи ничего не было видно, и мы решили переночевать у знакомой женщины. Сквозь сон слышала тяжелые вздохи мамы, она переживала за оставленных дочек дома. Утром быстро собравшись, с груженными санками отправились домой. Взволнованные зашли в комнату и увидели - наши тепло одетые девочки в фуфайках, сидели на остывающей печке. Быстро принесли домой дрова, растопили ее, мама приготовила еду, вскипятила чайник, успокоенная усадила нас за стол и глядя счастливыми глазами начала кормить завтраком.
Наш отец выделялся среди мужчин высоким ростом, статный, всегда подтянутый по военному, с приятными чертами лица, с большими выразительными серыми глазами, был необычно ярок своей мужской красотой. Женщины безумно в него влюблялись, он увлекался и часто пропадал из дома. Однажды не пришел домой. Мама переживала, долго ждала, с родным братом отца, продолжительное время искали его, но напрасно. Отец навсегда ушел из нашей жизни. Между тем, веселое беззаботное детство продолжалось, в водовороте увлечений, открытий. В новой школе номер 15, куда пришла в 5 класс узнала, что в ней работает талантливый учитель литературы  Капишников Николай Алексеевич. Под его руководством создан школьный инструментальный оркестр, детский хор. Узнав много интересного, с сестрой поспешили записаться в хор, началась новая необычная страница моего детства, на репетициях разучивали детские народные песни, нам аккомпанировал оркестр и мы старались выполнять все советы, замечания руководителя. С каким волнением выступали на смотрах, фестивалях, концертах. Нас принимали овациями, порой повторяли на бис, понравившуюся песню.
Ярко запомнилась поездка в город Новокузнецк, все места в зале заполнены студентами педагогического и металлургического институтов, после выступления долго нас не отпускали, а мы в душе гордились, радовались своими детскими успехами. Прошло много лет, но порой в памяти всплывают слова и мелодии тех душевных простых песен, и я пою, вспоминая то далекое детство пятидесятых годов.
Наступила осень и начинался отчаянный с приключениями поход за шишками. Собираясь группой ребятишек и  весело переговариваясь, мы шли на станцию, дожидались состава, и удобно усевший на площадке товарного вагона, доезжали до поселка Шерегеш. Мы шли далеко в кедровый бор, где находили кедр с обилием шишек, и мальчишки начинали стучать по нему. С визгом все разбегались и шишки обильно со свистом сыпались вниз. Довольные богатым урожаем, быстро набирали сумки. Но не всегда удача нам улыбалась, приходилось лезть вверх за шишками. Моя подруга едва не сорвалась с вышины, её спасла юбка: за неё зацепилась и крепкая ткань выдержала вес девочки, тем и спаслась. А я лезла все выше, и выше, когда взглянула вниз, едва не задохнулась от восторга, вся земля была покрыта зеленым необъятным ковром, через чащу деревьев протекала река. Вдруг я увидела наш небольшой поселок Шерегеш, затерянный среди тайги. Спустившись вниз с грузом, мы спешили на станцию, садились на попутный товарняк, порой наверху, груженного рудой вагона мы доезжали до города Осинники. Там продавали товар, а вечером возвращались домой, усталые, голодные, но довольные собой и несли заработанные деньги маме.
В конце сентября наступали сибирские холода и чтобы приготовить пищу, и обогреть нашу комнату, требуется много дров, но они быстро прогорали, а уголь долго отдавал тепло, вот за ним я шла на железнодорожную станцию, где проходили и останавливались составы с груженным углем. Он высыпался на пути. С ведром и совком я шла и подбирала черные куски, приходилось подлазить под вагоны за ними, набирала половину ведра и относила домой. А потом снова возвращалась на станцию, так повторялось несколько раз.
Однажды у меня заболел живот, встревоженная мама, повела меня к народной целительнице. Она заговором, массажем лечила «надсаду» несколько дней. Я почувствовала улучшение.
 Мама работала на стройке и после смены всегда носила домой дрова, тоже для топки печки. Тайга щедрая кормилица, награждала всех жителей обильными дарами. Охотники добывали много  дикого зверья, а сколько полных корзин выносили из чащи: ягод, грибов, кедровых шишек, лечебных трав и делали множество заготовок на зиму. Осенью все население поселка вывозили из тайги деревья, из них рубили дрова для топки печек. Через поселок протекала река Кондома, в ней в изобилие водилась всевозможная рыба и рыбаки вылавливали её, снабжая все население. Весной река выходила из берегов, разливалась, постепенно мелела, в небольших заводях оставалась рыба, она буквально «кишела» от такой тесноты. Мой родственник удивился, увидев это чудо, быстро снял рубашку, набрал полную трепещущих рыбин и с трудом поднял её.
Однажды я встретила шорца, на плече лежала голова большой рыбины-тайменя, по земле волочился её хвост. Наша неутомимая мама из набранной ягоды калины, куда добавляла свеклу, варила варенье, замораживала это лакомство и на базаре в городе Прокопьевске продавала. На полученные деньги, покупала чугунки, в них нуждались все жители нашего поселка, и, конечно, с благодарностью раскупали у мамы. На вырученные деньги покупала продукты и вещи для своих дочек.
Однажды я гостила у подружки, и познакомилась с её мамой, которая работала на хлебном комбинате, разговорившись, пригласила помочь в работе. На следующий день с сестрой после школы, поспешили на комбинат и началась работа. Пребывала повозка, на телеге стоял большой ящик, куда мы аккуратно складывали свежеиспеченный хлеб. С каким наслаждением, восторгом ели вкусный, ароматный хрустящий хлеб, наелись вволю. В пятидесятые годы, нам было знакомо чувство голода, этот день насыщения мне надолго запомнился. После работы нам дали булку хлеба, так в четырнадцать лет закончилось моё детство, началась трудовая жизнь.
После окончания семилетки, по совету мамы, я оформилась на обогатительную станцию - подручным автогенщика. Учебу продолжила в вечерней школе молодежи. Рабочий день начинался в восемь часов утра, заканчивался в пять часов вечера, и я бежала в душ, после спешила в школу, она находилась рядом. На уроках от усталости слипались веки, клонило в сон, но я стойко выдерживала занятия.
После окончания десятилетки я оформилась в детский сад воспитательницей, общаясь с малышами я неожиданно для себя поняла: это моё место в жизни, рядом с ними, моя профессия учить, воспитывать детей.
В 1959 году поступила в педагогическое училище в городе Новокузнецк, на заочное отделение. Вскоре меня перевели на должность - заведующая детским садом.
В 1960 году в наш поселок Мундыбаш, прибывала молодежь на новые предприятия и рождаемость возросла во много раз. Группы в детском саду были переполнены и пришлось быстро открывать новые, в доме рядом с детским садом. Все дни были загружены, с множеством проблем и, жизнь была плотно насыщена работой и учебой.
Через несколько лет, подала заявление в педагогический институт в Кемерово на факультет дошкольное образование, заочно. Успешно закончила.
Главную роль в моей жизни сыграла неутомимая, трудолюбивая мама Ивойлова Анна Трофимовна. Она отдавала себя без остатка, чтобы вырастить трех дочерей. Мы рано почувствовали себя повзрослевшими и отличались от своих сверстников самостоятельностью, уверенностью, стремлением к знаниям. Мы все получили высшее образование. В детстве понимали как маме нелегко, старались во всем помочь, заработать копейку и отдать. Профессия у неё простая, рабочая.
В 1946 году на танковом заводе в городе Уссурийске, за трудовые успехи была удостоена медалью: «За победу над Японией». Последние годы мы жили рядом, в одном подъезде, ежедневно общались. В 1977 году внезапно заболела и её не стало.
Всю жизнь меня окружали веселые, пытливые, неугомонные дети. Я ушла на пенсию в возрасте 72 лет, трудовой стаж составляет 56 лет, из них, 51 год - педагогический. В школьные годы была избрана октябренком, принята в пионерскую, комсомольскую организацию. Вступила в партию в 1967 году. Сохранились значки и пионерский галстук.
Удостоена:
Медаль: «За достойное воспитание детей» 2014 год
Медаль: «За веру и добро» 2017 год
Медаль: «Ветеран труда»
Значок: «Отличника народного образования»
Благодарность: «За высокий уровень профессионального мастерства и вклад в развитие системы дополнительного образования детей» 2007 год
Почетная грамота: «За многолетний, добросовестный труд, активную жизненную позицию, вклад в воспитание и образование юных кемеровчан» 2007, 2010 год
Благодарность: «За активную гражданскую позицию, большой личный вклад в развитие ветеранского движения рудничного района» 2023 год
Сейчас живу одна, навещают: сын, внуки, правнуки, все имеют образование, учатся, увлекаются творчеством.


Рецензии