Мое босоногое детство

Мы из того, из  военного детства.
Горечь утрат нам досталось в наследство.
Но пережив все обиды, все беды
мы воспитали внуков победы.
Эдуард Угрюмов
Мое босоногое детство
из воспоминаний Зиганшиной И.М.
Родилась я  12 апреля в 1937 году в Новосибирской области  Михайловского района село Орловка. Когда поженились мои родители, им едва исполнилось 18лет, через несколько месяцев отца призвали на военную службу. Из присланных писем узнал о моем появлению на свет. Большой мечтой всегда была увидеть свою доченьку, но жестокая война разрушила все надежды, мечты. С раннего детства моим воспитанием занималась моя милая бабушка, родной человек всегда находился рядом. Со мной разговаривала спокойным, тихим голосом.
Бабушка была глубоко верующим человеком, знала бесконечно множество молитв, когда молилась, я стояла рядом на коленях, повторяя поклоны. Через много лет , произнесенные  слова пожилого человека, навсегда остались в памяти : « Внученька, грех брать чужое, не завидуй, не лги, помогай людям». Однажды мама за провинность наказала меня, предстоял серьезный разговор с бабушкой. Больше меня никто не смел обидеть. Мама , вечная труженица, работала дояркой, вставала едва забрезжит рассвет и спешила на ферму, где вручную доила по 15-18 коров. Мужчин – скотников не было и женщины лопатами наводили порядок в коровниках. В летние дни между дойками, доярки вручную косили траву, заготавливали на зиму сено для коров. Возвращалась мама с работы, когда я уже спала, а дома ждала многочисленная домашняя работа. Неоднократно награждали маму за трудовые успехи и помещали портрет на доску почета района.
1941 год. Война неожиданно ворвалась в жизнь селян. Все молодое мужское население ушли на фронт, на защиту родины. Всю ответственность за малых детей, старых родителей, большое крестьянское хозяйство легли на женские плечи. Вскоре пришли похоронки, и горький , громкий плачь долго раздавался над селом. Многие погибшие селяне полегли в незнакомой чужой стороне. Моего отца после окончании службы в армии ,срочно отправляют на фронт.   
В 1942 году в письме папа сообщает, что его военная часть будет проезжать недалеко  - в 30 километрах от нашего села, мимо станции «Убинская», где будет остановка состава. Как он мечтал впервые увидеть свою доченьку, хоть на минуту, секунду и прижать к себе. Как он соскучился по своей женушке Аннушке! С надеждой мама быстро собирает меня и усевшись на телегу, запряженную быками, мы едем на железнодорожную станцию. Наконец впереди показывается паровоз, но состав с людьми мгновенно, на огромной скорости промчался мимо!  Бедная моя мама! Горько рыдала, прижимая меня, притихшую на руках к себе. Плакала, вспоминая короткое женское счастье с мужем, месяцы, проведенные вместе. Как яркий солнечный луч осветил жизнь, оставив навечно в душе незабвенные моменты.
Отец меня никогда не видел, даже на фото. В те годы в нашем глухом краю никто не знал о профессии фотографа.
Жизнь селян постоянно связана с домашними животными, в каждом дворе их было множество, хрюкающее, гагочающее, мычащее беспокойное хозяйство. У нас тоже водилась живность. С раннего утра до позднего вечера в обязанность детворы входило уход за животными.
Каждый вечер я спешила встречать из стада свою коровку, но порой ее не находила среди спешащей домой скотины. Обиженная на блудливую животину с большой хворостиной, со слезами  я шла в темный лес и долго громко звала Нюру, наконец на поляне обнаружила ее, спокойно, жующую траву. Возвращались домой, когда солнце клонилось к закату, наступали сумерки. В девятилетнем возрасте я смело доила корову  и она  меня слушалась, спокойно стояла в это время. Неожиданно, в трескучий мороз начался отел. Забеспокоились бабушка с мамой, захлопала входная дверь. От шума я проснулась и села на лавку. Вдруг с улицы, в белых морозных клубах , быстро зашла  мама. В руках держала что-то  завернутое в ткань. Шагнув ко  мне вдруг разворачивает и ставит передо мной маленькое существо с большими черными глазами , они не мигая смотрят прямо на меня, с  торчащими белыми ушками, стоящее на дрожащих ножках. От восторга я едва не задохнулась, глядя на теленочка. С этого дня  я его кормила через соску, ночью, когда жалобно мычал, приходилось бычка успокаивать, гладить, согревать от холода, укрывая тулупом. Для него был устроен уголок на кухне.
Здесь также обитали в клетках куры с горластым петухом, он  ранним утром громким кукареканьем оповещал начало дня, когда за окном стояла сплошная темнота. Это беспокойное хозяйство тоже требовало раннего кормления. Помимо скотины и птиц, во дворе жили собаки и кошки, с которыми мы дружно жили.
Собаки постоянные участники в играх, путешествиях. Когда наша босоногая ватага ребятишек шла на речку или в лес, постоянно впереди весело бежали наши четвероногие спутники. Своим громким лаем ,оглашая, всю округу о нашем приближении. Лохматые друзья, в минуту опасности, смело нас защищали. С первых дней появления на свет щенков и котят мы их терпеливо выхаживали, а в ненастные дни и трескучие морозы, заботливо заводили в домашнее тепло. Поскольку они живут гораздо меньше человека, то когда уходили, я не могла сдержать слез. Долго вспоминала своих друзей.
Мы, дети войны, быстро взрослели,  рано пришлось познать нелегкий крестьянский труд. В военное время выживали благодаря подсобному хозяйству. В каждом дворе имелся огород  - 30 соток земли, его вскапывали вручную, лишь изредка правление выделяла быков для вспашки. Наступали теплые летние дни, подрастающим всходам требовалась вода. Не забыть тяжелую бадью у колодца, веревку с ведром опускала на глубину, зачерпнув воды, и схватив веревку я тянула вверх полное ведро. Поставив их рядом, цепляла за коромысло и несла огород, воду выливала в бочку и снова спешила к общему колодцу. Так повторялось несколько раз.
Ухаживали за огородом с бабушкой. Все лето, с раннего утра, копали ,поливали , сеяли. пололи. Она научила меня бережному отношению к природе. Осенью, к нашей радости, получали неплохой урожай овощей. Картошки выкапывали по 600 ведер, основная часть шла на корм домашним животным. Мама давала задание -за день натереть ведро картошки, не забыть мне острой терки и пораненные пальцы. Мама в эту серую массу добавляла муку, она бурно бродила, и затем из нее пекла ароматный хлеб с хрустящей вкусной корочкой.
 В военные и послевоенные   годы, в наш далекий колхоз прибывали ссыльные, как говорили – «неблагонадежные» разных национальностей – эстонцы, татары, немцы , литовцы. люди занимали пустующие дома или их определяли квартировать к жителям . Все селяне быстро находили с ними общий язык и начинали дружить. Среди ссыльных  выделялся мужчина болезненного вида. Собирая старые кирзовые сапоги, и из их голенищ шил детские сандалики, тапочки. Постоянно окружавшие мастера босоногая детвора, приходила в восторг, когда примеряли впервые обувь – аккуратно сшитые тапочки. В благодарность жители приносили сапожнику продукты.
Однажды в колхоз прибыла немецкая семья с девочкой небольшого роста. На спине у нее имелся горб. С ней никто не дружил, дети обзывали : « Фашистка! Немка!». Мне было жаль Нину, так звали девочку, и я ее смело защищала от злой детворы. А вскоре меня пригласили в гости, бабушка радушно пригласила за стол и угостила национальными блюдами. Рецепты их приготовления мне рассказала , я быстро их запомнила, мечтая дома непременно их приготовить. С Ниной вместе спешили в школу и дружно возращались домой, переполненные впечатлениями. К сожалению, через несколько лет, семья уезжает из села. Я долго скучала по моей маленькой веселой подружке. Воспоминания о ней надолго осели в моей детской памяти .
В селе все жители топили печь дровами, угля не было. Заготавливали впрок осину, березу, которые обладали большой теплоотдачей. Ясным осенним днем мамам запрягала быков , и удобно усевшись на телеге, ехали в лес для заготовки дров, она доставала двух ручную пилу, и в лесу мы начинали спиливать дерево, мама тянула ручку пилы на себя, а у меня не хватала сил тянуть пилу на себя. и тогда мама переходила на мою сторону и помогала мне. Так мы работали весь день. сваленные деревья грузили и везли домой, где их распиливали на чурки таким же способом, затем раскалывали топором на дрова, и аккуратно складывали в поленницу.
Несмотря на тяжелое время, отсутствие мужчин, на семью строго создавался план сдачи налога. Сюда входили продукты – молоко, мясо, масло, яйца, шерсть животных, шкуры. Женщины в озере вылавливали  сетями живую рыбу, покрупнее шла на оплату налога, а мелочь оставляли своей семье. денег в колхозе не платили, а работали за трудодни, получали за них зерно и сено.
9мая. Радостная весть о победе огласило наше село. Все поспешили на улицу с ликованием поздравляя друг-друга , обнимались, целовались , смеялись, мечтали о спокойной жизни без страшных похоронок, о встрече мужчин вернувшихся с фронта. вспомнили о погибших и пропавших без вести. И радость резко сменилась на печаль, все плакали вспоминая родных, соседей ушедших на войну, дружно прожитых до военных годах. Война оставила глубокий след в жизни детей. Многие недоучившись, вынуждены идти работать, в семье подрастали братья, сестры. Сколько неосуществленных надежд у молодежи послевоенного времени. Они сироты войны, их отцов навсегда отняла война.
Лето 1945 года. Немногие селяне вернулись в свои семьи с фронта. По- немногу налаживалась жизнь в селе, подрастали дети. Неожиданно наша семья получает похоронку на отца. Бедная мама тяжело пережила страшный удар. В этой суматохе свекровь забрала конверт с похоронкой , и только после ее отьезда спохватилась и долго горевала  мама, что не знает адреса  места захоронения мужа. Мама в 26 лет осталась вдовой. Она не слала красавицей, но в ней светилась тихое женское обаяние, с доброй улыбкой при разговоре, что так притягивало людей. Многие мужчины сватались к маме и всех она молча провожала за ворота, не сказав никому «да». Свою первую любовь бережно сохранила – все годы ждала своего Мишу.
 Анна Ивановна Федорова труженица тыла, прожила долгую жизнь. В 1959 году мама переехала  жить ко мне, помогала воспитывать внуков, поддерживала в трудные моменты жизни. Она постоянно общалась с родственниками, всегда веселая неунывающая. Её называли « палочка - выручалочка», за ее безотказность, быстро спешила всем на помощь. близкие , родные люди ее помнят. Она была добрым, светлым человеком. Предчувствую уход , в последний момент просила : « Найди могилу отца…»
1947 год. 1 сентября я впервые переступила порог школы. Накануне мама сшила матерчатую сумку через плечо, куда я складывала все пособия. тетрадей не было, сшивали оберточные листы бумаги, разлиновывали и на них писали. Свекольный сок заменял чернила, одним учебником пользовались 2-3 человека. Одевались все бедно, шли на занятия в повседневной одежде, некоторые дети приходили босиком. Но жажда к знаниям была у всех, и все спешили дружно   в школу.
Учиться я любила, и вскоре меня зачислили в отличники. Во втором классе урок русского языка вел директор школы, одаренный человек, любитель поэзии, вдохновенно, громко читал стихи, что привело меня к изумлению. неожиданно я поняла – могу также талантливо сочинять стихи. Всем было дано задание, на следующий день принести сочиненный стишок или рассказ. Дома, после долгих раздумий , я написала короткий стих. С этого дня , глядя на природу, живописные закаты и восходы солнца, друзей, приходило вдохновение, и строки легко  ложились на бумагу. Я читала стихи друзьям, родственником и щедро дарила. Однажды грубо и жестоко меня раскритиковали, наступило разочарование на долгий период, но все было забыто и вновь пришло вдохновение, снова льются строки стихов , но их пишу « в стол».
 Милое, дорогое, незабвенное детство запомнилось счастливыми беззаботными годами. Да, тогда обязанностей у детей было множество. Но мы. ребятишки, находили время , что бы собравшись вместе поиграть, повеселиться. А игры были простые : лапта, догонялки, прятки, казаки – разбойники. Между собой мы жили дружно. Самым лучшим развлечением – путешествие. Весной яркая зелень бурно покрывала деревья, сочная трава заполняла все      лесное пространство. В теплый солнечный день наша веселая ватага шла в лес. Мы торопились навстречу приключениям, открытиям. Наконец, все  далеко разбредались в чаще , весело перекликаясь между собой и рвали саранки, черемшу, заячью капусту . Это лесное богатство с наслаждением уплетали, и незаметно углублялись в незнакомую темноту леса. и никто не беспокоился, что можем заблудиться. Рядом находился  Женя, этот мальчик необыкновенно быстро ориентировался на местности и всегда выводил всю детвору на дорогу. И мы усталые, присмиревшие, еле плелись домой. А там уже ждали обеспокоенные бабушка и мама.
Игрушек не было , и мы сами, из кусочков материи фантазируя шили всевозможных зверушек и кукол. Большим праздником для детворы являлся приезд киномеханика с аппаратурой. В клубе на сцене натягивали простынь, и, убрав лавки на полу, располагалась детвора. И начинался сеанс, и мы, с замиранием смотрели удивительные приключения. Уморившись, здесь на полу , засыпали ребятишки           до конца сеанса, так и не увидев много интересного. Но для нас кино, это незабываемое чудо. На следующий день все бурно обсуждали, пересказывали, вновь все переживали. Но что удивительно, в село привозили старые черно- белые  «немые» фильмы 30х годов.  И тем не менее, для ребятишек это было яркое развлечение.
Мы, дети, жили среди природы , пользовались ее дарами, познавая мир. Лес, окружавший наше уютное село являлся щедрой кладовой. Начиная с теплых дней до поздней осени, жители спешили собрать и сделать заготовки из ягод, грибов. мы не отставали от взрослых, хорошо знали заповедные места, где в изобилии росли земляника, малина, брусника, калина. Набирали полные корзины и довольные собой, бежали домой, где бабушка хвалила за собранное лесное богатство. Глубоко в чаще леса водились волки, порой мы слышали протяжный вой. Зимой они смело залезали в хлев, откуда уносили скот с собой. Нападали на отчаянно лающих собак. Мужчины ,вооружившись ружьями ,находили стаю  и отстреливали серых разбойников.
Наступал сентябрь месяц, время уборки урожая. Все ученики школы после занятий шли на поля, где мы собирали колоски.
Все дети села заканчивали семилетнее образование и продолжали профессию родителей, работали на земле, ухаживали за животными, работали на полях.
 После окончания школы у меня появилось большое желание продолжить учебу, а мама связалась с родственницей живущей в городе Кемерово, и вскоре я пятнадцатилетняя девочка, выросшая в деревенской глуши переехала в шумный город с вечно спешащими  куда - то людьми, бесконечно громкими потоками машин на дорогах. Меня это поражало, пугало, я долго привыкала к поездке в автобусе с его бешенной скоростью и тесноте пассажиров. Проучившись в школе год , решила начать трудовую жизнь , устроилась штукатуром на стройку, но учебу не бросала, училась в вечерней школе. Мне рано пришлось повзрослеть, проявить самостоятельность. В детстве была научена сельхозработам, опыт , полученный в детстве ,сохранился на всю жизнь. Легко осваивала новые профессии , все умела, постоянно трудилась.
Мы, дети войны, несмотря на тяжелые годы не потерялись в жизни, нашли в ней достойное место.
После окончания вечернего отделения горного техникума получила профессию экономиста. Работала в комбинате бытового обслуживания, заведующей ателье. Трудовой стаж 50 лет.
Выйдя на пенсию , занимаюсь общественной работой. Председатель организации №16 Центрального района города Кемерово. Награждена почетными грамотами , благодарственными письмами, медалями «Ветеран труда»,  «70 лет Кем.области» ,
« За вклад в развитие ветеранского движения», «100 лет Великой Октябрьской революции», «Дети Великой Отечественной Войны». Памятный знак «За трудолюбие и талант», « За активную работу».
Благодаря совместным усилиям с военным коммисариатом поиски моего отца увенчались успехами. Мой отец Федоров Михаил Федорович, офицер разведки в результате личной разведки установил слабые места обороны противника и вывел наши войска в тыл. Отец был убит в бою в марте 1945 года. Похоронен на кладбище в Польше. В 2014 году мне вручили награды отца посмертно : « Орден Александра Невского», « Орден отечественной Войны I степени».
Я хотела бы съездить на могилу отца, поклониться, отвезти горсть родной земли, но не знаю, представиться ли такая возможность.
У меня двое детей, три внука, три правнука, вдова, проживаю одна. Все мои дети и внуки имеют образование.


Рецензии