Опять прогулка с дочерью
- Мама, мне Иришка Власова рассказывала, что её мама с другими школьниками сажали эти берёзки. Это было в 1961 году на субботнике.
Когда мы жили в общежитии на улице Качалова, Черняевский лес был рядом. Мы с дочками любили там гулять и зимой, и летом. Потом, когда получили квартиру, в лес ходить стало далековато, а сквер рядом. Таня с подружками часто туда бегали, играли, по деревьям лазали. Сейчас вот со мной гуляет. «Под каральку», как говорила моя подруга Галя Усова из Кемерово про отдыхающих, когда мы с ней были в Пицунде. «Ой-ой, только что познакомились, уже под каральку гуляют!» А у нас, на Вятке, говорили «под ручку».
- Мама, а помнишь, как мы здесь с папой и с Бимкой гуляли?
- Ты ведь лучше помнишь, вот и рассказывай.
- Нет, у тебя хорошо получается, а я буду подсказывать.
- Ладно.
ПЁС ИЩЕТ ХОЗЯИНА
Сначала о том, как в нашей семье появился Бимка.
Лена, старшая дочь, закончила десять классов с золотой медалью. «Поеду поступать в институт в Москву». Когда Лена ещё училась в школе, она побывала в Москве. Даже познакомилась со своим кумиром Владимиром Семёновичем Высоцким. Разговаривала с ним, автограф взяла. Потом хвасталась, показывая его друзьям, пока кто-то этот автограф не стащил. Но когда мы приехали в Ленинград, Лена вышла на перрон и сказала: «Это мой город, я буду здесь жить!» Так и случилось. Она поступила в университет, потом вышла замуж, родила двух дочек.
Таня, всю свою жизнь жившая бок о бок с Леной, очень без неё скучала.
- Папа, мама, купите мне собаку!
- Да ведь недавно тебе собаку купили. Вон, на кровати валяется. Совсем новенькая. Иди, играй.
- Да мне не такую. Мне живую купите.
Пообещали.
Но - то да сё. То денег нет, то времени. Не купили.
Но собака пришла сама.
Может Бог услышал просьбу девочки и исполнил её, послал собаку.
Таня приболела, сидела дома. Пришла её подружка Таня Мещерякова, играли. Ваня, (мой муж, её отец), работал на нефтезаводе. Смотрят девчонки в окно, Ваня идёт с работы домой, а с ним – собака на ремне.
- Мама, иди скорей сюда! Посмотри: папа собаку купил!
Открывается дверь, заходят оба: Ваня и собака. Не славный маленький щеночек, а взрослый чёрно-белый пёс с длинными, очень длинными ушами. Похоже, спаниель.
- Ваня, откуда это чудо?
- Сейчас расскажу.
- Нет, сходи сначала за хлебом. Мы не успели купить.
Ваня ушёл.
Пёс лёг в прихожей. Видно, очень расстроился.
- Вот, только нашёл такого хорошего хозяина, а он меня бросил, ушёл куда-то.
Девчонки крутились около пса.
- Мама, можно его погладить?
- Нет. Вдруг он больной. Или злой, укусит. Да и посмотрите, какой грязный!
Как только Ваня вернулся, открыл дверь, пёсик вскочил, увидел тапочку и притащил её Ване.
- Вот, надевай! Только больше без меня никуда не уходи.
Девчонки хлопали в ладоши.
А Ваня рассказал, как было дело.
- Рано утром еду я на работу в трамвае. Народу много. Все наши, заводские. Не заметил, на какой остановке в трамвай заскочил пёс. Но ведь пёс, не волк же, ничего особенного. Мы едем, и он едет. На остановке около завода почти все вышли. И пёс тоже. Со всеми пробежал через проходную. Людей становилось всё меньше, расходились по своим цехам, установкам. Смотрю, а пёс бежит за мной. Я принял смену. Началась работа. Наверху надо было открыть задвижку. Я по лестнице туда, пёс за мной. Я задвижку открыл - и обратно. А он слезть не может, ступеньки высокие и крутые, скулит. Вернулся, стащил его. Так и пробегали полсмены вместе. То туда, то сюда. Потом я пошёл на обед. А куда его денешь? Тоже ведь есть хочет. Пообедали. И ещё полсмены отработали. Пошли домой. Правда, Николай спросил меня:
- Тебе он нужен? Если нет, отдай мне.
А я знаю, что Николай шапки шьёт из собачьих шкур на продажу. Понял, зачем ему пёс нужен. Жалко мне собаку стало.
- Нет. У меня Татьяна давно просит, чтобы мы ей собаку купили. Вот и приведу ей пса.
Когда сели в трамвай, я подумал: вдруг пёс не захочет со мной выходить из трамвая или заходить к нам в квартиру, снял ремень, так на ремне и привёл его домой. Но, надо сказать, пёс не сопротивлялся, как будто знал меня много лет.
- Давайте будем кушать.
- А что он ест?
- Всё ел, когда мы с ним обедали.
- Мама, можно я только суп съем? А пёсику котлету с пюре отдам.
- Можно. Всё равно у тебя аппетита нет.
- А у нас есть аппетит, хороший.
Пса накормили, отмыли. В ветлечебницу сводили. Врач сказал:
- Пёс здоров. Только на шее шерсть выпадает. Может, ошейником натёрто, а может, что-то с ним случилось, да ведь не расскажет. А назвали-то как?
В то время шёл фильм «Белый Бим, чёрное ухо». У пса вон какие чёрные уши. Позвали: «Бим, Бим!». Отозвался. Так и стали звать: Бим, Бимка, Бимочка. А бабушка, когда приходила к нам, звала «Димка». Тоже отзывался. Любил всех, и все любили его. Добрый, умница, как такого не любить! Тогда во всём подъезде, да почти и во всём доме люди знали друг друга. Запросто ходили к соседям за солью, за спичками. Не было решёток на окнах, двойных дверей, домофонов. Собак и детей отпускали гулять одних.
- Таня, ты это помнишь?
- Конечно. Это же было недавно, 40 лет назад. Бимка утром гулять уходил один. Разбежится, прыгнет передними лапами на дверь, и она откроется. Бим идёт, справляет свою нужду, гуляет. Потом подходит к подъезду и ждёт, когда кто-нибудь откроет ему дверь. Кто проходил мимо, тот и открывал. Он ни на кого не рычал, не лаял. Не любил только военных в форме и милиционеров, да кто шёл с большим рюкзаком. Мама, а ты помнишь, как он боялся моей скакалки?
- Да, как увидит какую-нибудь верёвку или твою скакалку, так под стол прячется. Что-то было страшное в его жизни. Но хорошего, видно, было больше. Поэтому Бимочка и был таким добрым и хорошим.
КРУГЛЫЙ ГОД В СКВЕРЕ.
- А как мы в этом сквере с Бимкой в снегу барахтались?! Снег был рыхлый, глубокий, и его было очень много. Нам-то, длинноногим, и то было тяжело пробираться по сугробам, а Бимка вообще проваливался по макушку и повизгивал на нас. Потом ему это надоедало, и он зубами тащил нас за штаны домой. А штаны, помнишь, какие были? На резинках, на валенки надевались. И шапки на резинке. И варежки на резинках. Всё на резинках! Чтобы ничего в сугробе не осталось.
- А весной было много воды. Вон там – целое море. Вы с двоюродными братьями, Шуриком и Олежкой, находили какие-нибудь доски и плавали. Ручейки бежали такие чистые, серебристые. Бимка бегал по ним, так смешно подпрыгивал задними лапами! Мы смеялись. Он, по-моему, специально так делал, чтобы рассмешить нас.
- Да, ему нравилось, когда мы смеялись.
КОСТЬ В ГОРЛЕ.
- Не всегда. Помнишь, я пришла с ночной смены и легла поспать. Ты на кухне ела жареную курицу, кости кидала Бимке. Но вдруг он стал передними лапами как будто что-то вытаскивать изо рта. У него это получалось так смешно, и ты смеялась. Бимка понял, что от тебя помощи не дождёшься, и пришёл ко мне. Сел около дивана. Я спросила, что случилось. Он сел столбиком передо мной и открыл пасть. Между нижними зубами застряла кость. Вот в чём дело! Хорошо, что не в горле. Сейчас помогу! «Танька, принеси-ка ножницы!» Я подтолкнула кость, и она выпала изо рта.
- Мама, а как ты догадалась, что так можно достать кость?
- Ещё в детстве был такой же случай. Кость застряла у кошки, и моя мама очень ловко её вытащила косарём. Это большой нож. Косаря у нас не было, вот я и попросила у тебя ножницы. И смогла помочь Биму. Но какой же он умница: открыл рот и показал мне, в чём дело. Не убежал, не испугался, а разрешил мне залезть ему в рот ножницами.
БИМ-ПОМОЩНИК.
-А помнишь, мама, ты сварила компот. Мы его выпили. А косточки от чернослива я раскусывала, доставала ядрышки и съедала. Косточку от урюка раскусить не могла. Бим сидел рядом.
- Чего смотришь? Взял бы да и помог мне!
И ведь кому скажешь, не поверят: Бим взял косточку, раскусил и отдал мне.
А как-то раз летом мы набрали очень много грибов. И ты, мама, до поздней ночи обрабатывала их на кухне. Все уже спали, только Бим помогал тебе своим присутствием. Вздыхал, зевал, но не уходил. И так было каждый раз, когда ты задерживалась на кухне.
БИМ-ДОБЫТЧИК.
- Мама, ты была на работе, а мне очень захотелось позвонить тебе. Телефона у нас не было. А у соседей по площадке, Мельниковых, Леонида Ананьевича и тёти Тони, был. Я пошла к ним, Бимка за мной. Он любил ходить к тёте Тоне. Она всегда угощала его чем-нибудь вкусненьким. Сижу я в прихожей, разговариваю по телефону, тётя Тоня на кухне. Бимка почувствовал вкусный запах.
- Надо узнать, чем так пахнет и откуда.
Когда я положила трубку, Бимка стоял у входной двери, поскуливал. А во рту у него – целая палка копчёной колбасы!
- Тётя Тоня, идите сюда!
- Ой-ё-ёй! У Лёни скоро юбилей, и мы запасаемся продуктами. А вчера вечером нам по блату дали эту копчёную колбасу.
- Ох, какая же ты, Танька, глупая у нас! Вместо того, чтоб тихонько открыть мне дверь, ты позвала тётю Тоню. Я нашёл эту колбасу в коробке на балконе. Мог бы там её спокойно съесть, никто бы даже не заметил. А я решил унести её домой. Угостить всех, порадовать. Теперь пришлось отдать её тёте Тоне. Не будешь же из-за колбасы портить отношения с хорошими соседями.
ОДИН ДОМА.
- А однажды гостила у нас Лена. Утром мы с Ваней ушли на работу, ты в школу. Лена ещё спала. Чтобы ей не мешать, дверь в комнату закрыли. Вдруг Лена услышала: Бимка воет.
"Грустно ему, что ли? Пойду успокою, пожалею!". Вышла из комнаты - и не могла удержаться от смеха: наш Бимочка лежит на расправленном диване в белых простынях и упоённо воет, подергивая задней лапой. Как же он удивился!
- Ой, Лена! Я думал, что один остался. А ты разве дома?
Скатился кубарем с дивана - и быстренько в прихожую. Это, оказывается, он лежал и песни пел.
АНГЕЛОВО КРЫЛО.
Недалеко в черте города был у нас сад-огород. Приданое Вани. Потому что его отдали нам Ванины родители Сергей Яковлевич и Анастасия Васильевна. Это был не сад и не огород. Просто земля. Участок земли между двумя садовыми кооперативами, весь заросший ивняком и другими кустами, травой. Люди начали его разрабатывать. Наши родители туда же. Им помогали сыновья Ваня и Миша. Очистили соток восемь. А их сосед по дому, Паша Чагин, предложил им половину своего участка. Согласились. А ту землю разделили пополам и отдали сыну и дочке. Вот и появился у нас сад-огород. Я же родилась и росла в деревне, и была рада своей земельке. Копали с Ваней, делали грядки. Я посадила морковь, лук, викторию и всякую мелочь. Свекровь помогала, подсказывала, чего я не знала. Осенью посадили кустики смородины, крыжовника. Но как же без домика? Подсказал свёкор: «Ваня, поезжай в Закамск к дяде Мише, он знатный мастер. Построит вам домик. А мы поможем, мало у нас родственников, что ли?» Родственников у Вани было много, ещё больше друзей. Со временем на участке появился не только домик, но и скважина. Вода была близко, забили трубу, поставили ручной насос и качали воду в бочку. Потом всё поливали тёплой водой. Позднее появилась теплица. Как хорошо росли в ней огурцы, помидоры и даже перцы. Потом построили баньку. Маленькую, жаркую. Радость Вани и его друзей. Как когда-то в деревне, всё делали за спасибо, да за бутылку. От денег отказывались. Хорошие были времена. Ездили в сад на трамвае до Верхних Муллов, потом на автобусе до Совхозной.
Однажды, когда я собралась в сад, ты упросила меня взять с собой тебя и Бимку. Согласилась. Пёс всегда бегал без поводка. И я, глупая, даже не подумала о поводке. Доехали на трамвае до Верхних Муллов. Автобуса что-то долго не было, и мы решили идти пешком. Идти-то всего три-четыре остановки. Когда мы шли по мосту через реку Мулянку, дорога узкая, машины снуют туда-сюда, ты вдруг уронила мяч. Он выкатился на проезжую часть. Бимка за ним, ты – за Бимкой. У меня сердце упало в пятки. Да не упало, улетело. Как только я устояла на ногах, не грохнулась в обморок. Кто тогда спас тебя и Бимку? Ангел-хранитель? Или опытный шофёр, который вовремя остановил автобус. Всё произошло так быстро, а запомнилось так надолго. Больше я вас с собой в сад не брала.
ОТПУСК.
У нас с Ваней совпали отпуска. Такое было не часто. Мы всегда ездили к моим родителям одни, без Вани.
- Ура, мы едем к бабушке с папой!
- Ура-то ура, а как быть с Бимкой? Его же с собой не возьмёшь?
- Уже поздно. Давайте спать. Завтра что-нибудь придумаем. Утро вечера мудренее.
Утром к нам пришёл Володя Востриков. Беседуем.
- Вот собрались в отпуск, а Бима куда деть - не придумаем.
- Так тут и думать нечего, я его заберу. Будет со мной на машине ездить. Бим, будешь моим помощником? Он согласен. Видите, как хвостом крутит? Так я его сейчас и заберу.
- Я вас провожу.
- Поводок возьми на всякий случай.
- Да зачем? Он за мной и так побежит.
Но очень скоро поводок понадобился. Бимка будто почувствовал, что Володя хочет его забрать, и повернул обратно.
- Нет, вы идите, а я домой, к Танечке.
Ваня взял его на поводок. Понуро опустив голову, Бим пошёл с ним.
Володя с Аней жили в частном доме. Работал он шофёром. Очень хорошо, что он взял Бима, лучше не придумаешь.
Но Бим так не думал. Когда пришли к ним, Бим лёг около двери. И когда Ваня уходил, даже голову не повернул в его сторону.
Целый месяц мы жили в деревне. Пили козье молоко, ходили за ягодами, за грибами, купались, загорали. Ты бултыхалась в "яме". Так называлась большая яма на берегу залива - неглубокая, но широкая. Для чего, когда и кем вырыта, я не знаю. Вокруг чистый песок и ракушки. Весной, в половодье эта яма заполнялась водой, а летом вода нагревалась, и всё лето малыши плескались в этом "лягушатнике". Хорошо! И не утонут, и не простудятся. О Биме не беспокоились, он в надёжных руках. О саде – тоже, за ним присматривала золовка.
Как только приехали в Пермь, сразу к Володе за Бимкой. Как он радовался! Хвостик так крутился, того и гляди оторвётся и улетит куда-нибудь. Но прыгал только около нас с тобой. На Ваню не обращал внимания.
- Володя, ну как вы тут жили? Как Бимочка вёл себя?
- Хорошо. Ездил со мной на машине. Раз даже на охоту ходил. В огород.
- Как это?
- Соседская курица забралась в наш огород. Бим её заметил. И видимо решил порадовать нас – дичь принести. Долго гонял её по огороду, но у этой куры-дуры всё-таки хватило ума перелететь через забор в свой огород и остаться целой и невредимой. С соседкой конфликта не было. А Бим сказал мне:
- В следующий раз пойдём на охоту вместе с тобой и с ружьём. Ты будешь стрелять, а я тебе приносить дичь.
Но больше дичь в огороде не появлялась.
Поблагодарили Володю и ушли домой.
Казалось, что Бим простил Ваню. Но если раньше он шёл с Ваней куда угодно, то сейчас, если Ваня уходил далеко от дома и дорога была незнакомая, Бим поворачивался и бежал обратно.
КОНЕЦ.
Прошло восемь лет. У Бима заболели ноги. Иногда он не мог дойти до дома, приходилось нести его на руках. Потом на передней лапе появилась болячка, похожая на нарыв. Ты его лечила. Намажешь мазью, забинтуешь, свой носок наденешь на лапу. Он всё тебе разрешал. Лучше не становилось. Пошли в ветлечебницу. Врач осмотрел Бимочку и сказал: «Рак».
- Пёс пожил, не мучайте ни его, ни себя.
Было много слёз, долго не могли привыкнуть гулять одни, без Бима.
- Мама, мама, смотри! Мальчишка бежит, а с ним спаниель.
- Значит, день будет хорошим.
С тех пор всегда, если мы увидим спаниеля в сквере или Бимочку во сне – обязательно случается что-нибудь хорошее. Вот такая у нас добрая примета.
- Мальчик, как зовут твою собачку?
Не услышал. Промчались. Счастливые! Мальчик потому, что у него есть такой друг – собака, а собака – потому, что у неё есть такой друг – мальчик.
Свидетельство о публикации №225121700749