Философия хозяйства нашего времени. Гл. 1, часть 1

 
          ...---...
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЧАСТЬ I
         Хозяйство как форма существования цивилизации

         Любое размышление о Человеке, человеческом существовании, человеческом хозяйстве рано или поздно приводит к тупику так называемых безответных вопросов (авьяката), на которые нет однозначных ответов.

       Речь идёт даже не о сакральных вопросах происхождения человека, мироздания, жизни и смерти и т. д., дискуссия о которых погрязла в тысячелетиях.
       Речь идёт о вопросах нашего бытия, вопросах более приземлённых, более очевидных, ответы на которые сначала кажутся вполне ожидаемыми, а при попытке заглянуть поглубже вызывают бездну противоречивых вопросов.
       Взять, например, бытие наше, наш быт, нашу жизнь: всё перед нами, мы живём, хозяйствуем, работаем, ведём своё хозяйство.

       Кажется, какие могут быть непонятные вопросы, на которые нельзя ответить?
 
       Однако стоит немного копнуть глубже, и оказывается, что бытие наше — это всего лишь короткий отрезок времени присутствия человека в длинной памяти Хозяйства, где действия и решения переживают самого человека — создателя хозяйства.
       Человек уходит (куда?), а результаты его хозяйствования остаются, накапливаются, приобретают формы и смыслы и накладывают ответственность будущих поколений за ошибки прародителей, превращают индивидуальную жизнь в часть протяжённого цивилизационного процесса. Через хозяйство конечность человека соединяется с протяжённостью истории.

       Человек живёт не просто в природной среде и не просто внутри культурных форм. Человек живёт прежде всего в мире, который сам же и создаёт. Этот мир не даётся человеку изначально, он создаётся через действие, труд, организацию, мысль, смысл, то есть через хозяйствование. И этот мир, созданный хозяйствованием человека, и является хозяйством в широком человеческом понимании и значении.

       Хозяйство — это не отрасль, описываемая системой показателей. Это что-то объёмное, пульсирующее во всех направлениях протуберанцами энергии, в котором разворачивается человеческая цивилизация, человеческая жизнь. Всё, что человек строит, поддерживает, разрушает и переосмысливает, всё, что связывает его с природой, с другими людьми и с будущим, отражает человеческое хозяйство, хозяйственную реальность. Через хозяйство цивилизация не просто реализуется, она существует, оформляется, обретает направление и темп своего развития (движения).

       Человеческое хозяйство — это всё сущее и несущее, физическое и метафизическое, имманентное и трансцендентное, созданное человеком, произвольно сформировавшееся и отражённое какой-то пока ещё не осознанной и непознанной энергетикой.

       По мере погружения в этот феномен становится очевидно, что хозяйство невозможно свести к одной плоскости, к какому-то одному вектору. Оно не является ни исключительно материальным, ни исключительно идеальным образованием.

       Хозяйство одновременно физично и метафизично.

       Физическое измерение хозяйства мы наблюдаем ежемоментно: это сооружения, дороги, технологии и инфраструктура, земледельческие системы, потоки ресурсов, материальные структуры производства и распределения. Это видимая сторона человеческого хозяйства, формирующая цивилизацию, её внешнюю организационную и техническую среду. Такой своеобразный кокон, который скрывает иную, метафизическую природу человеческого хозяйства, которая для многих не видна напрямую, хотя именно она определяет направление хозяйственного движения.

       Метафизическая природа выражается в целях и ценностях, в культурных и духовных кодах и представлениях, в мотивациях, смыслах и допущениях, которые не всегда обсуждаются, но постоянно присутствуют и действуют. Именно она отвечает на вопрос, почему хозяйственная система развивается именно так, а не иначе. Без неё материальная часть хозяйства лишается внутренней логики и превращается в хаотичную совокупность действий, не связанных общим смыслом.

       Соединение физического и метафизического образует базовую основу хозяйственной целостности. Материальная сторона обеспечивает устойчивость и воспроизводимость, метафизическая — задаёт вектор, формирует внутренний порядок и очерчивает смысловой формат для действий. Однако и этой всеобъемлющей целостности недостаточно для понимания реальной глубины хозяйственной реальности.

       В человеческом хозяйстве присутствует трансцендентный феномен — противоречивый фантом, который не поддаётся формализации и не может быть однозначно выражен в привычных категориях и понятиях, однако ощущается как присутствие определённого порядка, не сводимого ни к рациональному расчёту, ни к воле отдельных людей или институтов.
       Этот феномен в человеческом хозяйстве проявляется в моменты принятия судьбоносных решений, влияющих на природу человеческого развития, человеческой цивилизации, на долгосрочные траектории развития.
      Он формирует чувство меры, ответственности и предела — того рубежа, за которым хозяйственная деятельность перестаёт быть человеческой и начинает порождать разрушительные последствия; например, этот феномен сдерживает современную цивилизацию от ядерного разрушения.

       Понимание человеческого хозяйства как многоуровневой объёмной структуры позволяет рассматривать его не как технологический продукт, а как форму существования цивилизации. Именно в этой проекции можно обозначить и различать основные категории хозяйственного развития.

       Наиболее очевидной такой категорией является энергия, без которой не реализуется ни одно природное, человеческое хозяйственное действие. Любое хозяйственное действие связано с управлением энергией — природной, человеческой, социальной, смысловой. Энергия лежит в основании всех хозяйственных процессов и определяет потенциальный масштаб хозяйственного развития. Энергия никогда не действует сама по себе и всегда организуется обладающими субъективностью инициаторами, которые структурируют цели.

       Вообще, структурирование целей — это тёмная сторона развития природного и человеческого хозяйства (человек — это тоже природа). Природное и человеческое хозяйство структурируется фрактально.
       Трудно это принять, но природно-человеческое хозяйство развивается не линейно и не по законам причинно-следственной логики, а по законам фрактального хаоса.
         ...


Рецензии