Верующие и неверующие
ВЕРУЮЩИЕ И НЕВЕРУЮЩИЕ
(Субъективные заметки)
«… Для христиан коммунизм должен иметь совсем особенное значение — он есть обличение и напоминание о неисполненном долге, о неосуществленной христианской задаче…»
Николай Бердяев
В определённом аспекте, не универсальном для познания сущности людей (человека), но весьма и весьма значимом, все люди делятся на верующих и неверующих, а также на тех, кто идёт к вере (пытается обрести веру) и тех, кто уходит от веры (теряет веру). Решающая роль в отношении ситуации веры человека принадлежит культуре, с которой он (человек) взаимодействует, которая так или иначе влияет на него.
Вера – одно из отражений, возможно, степени или уровня человечности или бесчеловечности (например, вера расистов, фашистов и т.п.) в субъекте социального действия.
Состояние и движение общества (социума) зависит весьма от соотношения в нём людей (как субъектов): верующих; пребывающих в переходном состоянии; неверующих. Но при этом важную роль играет социальная активность или пассивность каждой из этих групп. Даже пребывая в меньшинстве, та или иная группа, благодаря своей активности в проялении веры, может повлечь за собой остальные на благо или во вред тому или иному социуму.
Мятущимися своими размышлениями о христианстве и коммунизме Николай Бердяев парадоксально доказал наличие духовной связи между ними. А мы предполагаем, что речь фактически идёт и о наличии существования духовной связи между идеей коммунизма и всеми мировыми религиями в принципе. Идея коммунизма (не придумана Марксом и его последователями) не отрицает, а поддерживает ту правду (истину), которая в них содержится. Да, там далеко не всё правда - истина, но там она, правда, всё-таки есть.
Бердяев объясняет рост популярности коммунизма проявлением у верующих (он имел в виду, конечно, христиан прежде всго) недостаточной силы своей веры, не исполнением верующими своего религиозного, в частности «христианского долга»: христианам так и не удалось воплотить Божию правду на Земле: «… Для христиан коммунизм должен иметь совсем особенное значение — он есть обличение и напоминание о неисполненном долге, о неосуществленной христианской задаче.
Христианская правда не осуществила себя в полноте жизни и в силу таинственных путей Божьего Промысла злые силы берут на себя осуществление правды…» (См.: Правда и ложь коммунизма (Бердяев) — Викитека )
Но самое удивительное заключается в том, что размышляя о драматичных взаимоотношениях религиозности и советского (коммунистического строя) в России, Николай Бердяев вольно или невольно предрёк возможность его (коммунистического строя) ослабления почти по тому же сценарию, по которому произошло и ослабление влияния христианства..
Коммунисты в России и в Восточной Европе не справились с тяжестью духовно-нравственных обязательств, которые они взяли на себя в связи со своей миссией. То есть они впали в тот же «грех»*, что и верующие мировых религий, некоторые из которых тысячелетиями пытаются реализовать в полной мере на Земле правду (социальную) своих учений, но не могут: веры не достаточно.
За «грехи» вождей - ренегатов приходится расплачиваться… То, что учение о коммунизме (реальном гуманизме) распространялось почти как религиозное учение вовсе не означает, что это действительно религиозное или псевдорелигиозное учение. Учение о реальном гуманизме – это наука о знаниях, позволяющих создать наиболее справедливую форму социума для данного исторического периода.
И, продолжая традиции мифолого-религиозных учений, оно (учение о коммунизме, реальном гуманизме) опирается не на чисто религиозную обрядовую проблематику, а на реальные знания, как отражение в культуре опыта практики строительства социального общежития, накопленного цивилизациями (китайские коммунистические руководители, которым пока удалось избежать того "греха", в который впали последние советские лидеры, не случайно связывают специфику своего строительства с историей своей пятитысячелетней цивилизации).
При всех своих ошибках в отношении к религии, коммунисты в Советском Союзе, тем не менее подошли к некторым правильным выводам: религия, религиозные взгляды, соблюдение религиозных обрядов в форме не противоречащей нравственности и законам, является личным делом каждого гражданина. «…Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.».
В настоящее время по Конституции у нас светское государство, но ничего особенно неправильного в том, что «власть предержащие» часто общаются с религиозным деятелями нет. Лишь бы священнослужители были действительно авторитетны и популярны. Представители «власть предержащих» охотно показывают себя пребывающими в храмах, рядом с рядовыми верующим. Вопрос возникает по другому поводу: от пополнивших число верующих, не слышно стенаний о «неисполненном долге, о неосуществленной христианской задаче».
--------------------------
*В чём проявился главный «грех» коммунистов? Они перестали учиться коммунизму. В том смысле, о котором говорил Владимир Ленин. Объём требований, который вкладывался в совет Владимира Ильича, оказался поколению, сменившему большевиков не под силу. Лицемерных «коммунистов» постигает судьба лицемерных «христиан» («верующих»)
Свидетельство о публикации №225121801224