Галопом по Европам
Я, уже привыкший к чудесам, которые иногда дарит мне мой именной небесный покровитель, не смог отказать себе в удовольствии, чтобы не воспользоваться его любезностью.
"Совершенно случайно," ( Вы, конечно, понииаете, почему эти слова стоят в кавычках) я наткнулся на объявление с приглашением посмотреть почти всю Европу за десять дней на автобусе " от дома - до дома".
К тому же, и цена вопроса была очень гуманна.
Возможно здесь сыграло то важное обстоятельство, что отправление в автобусный вояж было назначено на завтра.
"Голому собраться- только подпоясаться",- иносказательно глаголит народная мудрость.
И она была на этот раз права,- у меня как раз было пара недель свободного времени, да и "рабочая" виза с загранпаспортом ждали своего часа.
Редко такое бывает, чтоб всё было " как надо и во время".
На следующий день, около 10 часов утра я уже сидел в большом, комфортабельном ( с туалетом и кондиционером) автобусе, стоявшем около гостинницы "Октябрьская", особо присматриваясь к попутчикам, преимущественно противоположного пола.
( Почему бы полезное не совместить с приятным?)
К сожалению, высокие спинки автобусных кресел мешали моему здоровому любопытству, и я отложил своё намерение до удобного случая.
Ровно в 10 в автобус пришла очень миловидная руководитель нашей группы, о чём она объявила по громкой связи, представившись Мариной.
Она коротко рассказала о программе и маршруте нашего десятидневного путешествия, о правилах поведения на маршруте, а также о действиях при непредвиденных обстоятельствах.
Спросила о нашем самочувствии и пожелала приятного путешествия.
Двигатель нашего "дома на колёсах" тихо заурчал, и мы , предвкушая море новых впечатлений, двинулись покорять " неведомые зарубежные дали".
2. Маршрут нашего путешествия проходил по нескольким европейским странам.
Он начинался с Финляндии ( остановки и экскурсии в Хельсинки и Турку).
Затем переезд в Швецию ( экскурсия
по Стокгольму и в Королевский дворец).
Из Швеции паромом в Германию с заездом в Бельгию ( экскурсия по Брюсселю и , конечно, к "Писающему мальчику").
Затем проезд по небольшим немецким городкам, и завершение экскурсии в Париже ( с посещением Лувра, Елисейских полей и обзорной экскурсии по городу).
Короче говоря, была переспектива, чем "глаза покормить" и "себя показать" ( сумеем же мы оценить достижения европейской культуры, почти натурально делая многозначительно- почтительный "А-а-а-а-ах!", стоя перед Мадонной дорого нам, и незабвенно- близкого Леонардо).
Признаюсь честно, Париж и меня давно манил, помятуя фразу известного писателя и поэта, знатока западного зарубежья - И.Эренбурга:
"Увидеть Париж и умереть", перефразировавшего античную фразу о другом "великом городе": "Увидеть Рим и умереть".
По натуре - я человек не то, чтобы недоверчивый. Просто я всегда оставляю в любой полученной информации немного места здоровому скепсису.
Вот и сейчас, когда моя мечта была близка к осуществлению, меня не оставляло чувство неуверенности и беспокойства перед моей первой встречей с Парижем, как перед первым свиданием с "дамой сердца".
И чем ближе была эта встреча, тем больше я боялся главного- разочароваться в своих светлых мечтах.
Другая и бОльшая часть нашей экскурсионной программы мне была не столь интересна, поскольку я уже бывал в столицах наших "северных соседей"- в Стокгольме ( на пароме "Анастася") и в Хельсинки ( пару раз на машине).
Поэтому первые три дня путешествия каких- то новых, свежих впечатлений мне не приннсли, но зато позволили поближе познакомиться с богатой историей наших вечных соседей , бытом скандинавских народов и необыкновенно- красивой природой Северо-Запада Европы.
На четвёртый день, ночью, на небольшом пароме наш автобус ( и мы с ним !) переправились в Европу, а точнее в немецкий город- порт Путтгарден.
Потом дорога проходила по небольшим северным немецким городкам, сохранивших средневековую патриархальность, где мы останавливались на ночлег в придорожных отелях.
Вечерами гуляли по тихим узким улочкам, сохранившим средневековую живописность , посещали огромные костёлы, где можно было "вжтвую" и бесплатно послушать настоящий духовой орган.
2.Как-то незаметно мы въхали в "Бельгийское королевство", поскольку нас даже не остановили на грнице.
Его столица Брюссель - обычный небольшой городок с остатками средневековых построек, который ассоциируется с тремя вещами: пивом, шоколадом и "Писающим мальчиком".
Небольшая бронзовая скульптура- фонтан "Писающий мальчик" находится в исторической части города.
Интересны легенды происхождения этой скульптуры и история его "жизни", как символа города, начиная с 1388 года ( по некоторым данным).
Долгие годы этот небольшой фонтан был один из действующих водозаборов для жителей города.
Скульптуру мальчика неоднократно похищали и снова восстанавливали. Современный вид скульптура приобрела в 1619 году, благодаря мастерству придворного скульптора Жерома Дюкенау.
Последняя кража скульптуры произошла в 1960-х годах, после чего оригинал перннесли в городской музеей а на улице поставили её копию.
К празднику города для скульптуры шьют различные костюмы, а воду в бассейне заменяют пивом или вином.
Кстати, в Брюсселе, чтоб не обижать вниманием "прекрасную половину человечества", в 1985 году установили и "коллегу" Мальчика- " Писающую Девочку", правда не столь популярную у туристов.
( По крайней мере, нас к этой скульптуре на экскурсии не подводили. А зря! Искусство же!)
Попрощавшись с артефактами "интимного" города, переночевав и позавтракав в очередной придорожной маленькой гостинице , наш путь, наконец-то, лег на славный город Париж.
И хотя многим уже надоело часами глядеть в окно на пробегающие пейзажи, предпочитая полудрёму, приближение к заветной цели оживило обстановку в автобусе.
Да и наш бессменный гид Марина готовила нас к встрече с Паржем, рассказывая интересные факты из истории города и жизни его известных обитателей.
К вечеру мы въехали в город, проехали по главным его улицам, проехали по набережной Сены , увидели в красивой подсветке башню Эфеля, а затем ...выехали за окружную дорогу в пригород, где нас ждала недорогая, но впоне уютная гостиница и ужин в местном ресторане.
Конечно, всем хотелось немедленно отправиться на пргулку по вечернему Парижу, по ъберугу Сены...., но оказалось, что это невозможно, или почти невозможно, поскольку добраться до города можно только на электричке с местного вокзальчика, находящегося на окраине посёлка в полутора километрах от гостиницы.
Мы подчинились "железным" аргументам Марины и перенесли нашу "официальную" встечу с Парижем на завтра.
Как бонус за наше послушание, она нам пообещала организовать доплнительную экскурсию на нашем автобусе по вечернему городу.
А пока ... мы дружно "отметили" прибытие в славный город Париж, мечту легендарного Д`Артаньяна, достав из нашего багажа "заветные запасы" , приготовленный для этого торжественного случая еще в родном городе.
3. На знакомство с городом нам по программе отводилось трое суток.
После гостиничного "французского" завтрака, больше похожего на лёгкий перекус, мы погрузились в наш автобус и поехали "покорять Париж".
Сначала обзорная экскурсия по городу, потом - свободное время до 18 часов.
На сколько была интересна обзорная экскурсия, которую вела Марина, на столько меня ошарашила и опечалила прогулка по историческому центру города в свободное время.
Десятки плохо одетых чёрно- смуглых мальчишек настоятельно требовали денежное подаяние, а их более взрослые братья постянно ходили рядом, настырно предлагая купить дешёвы сувениры.
Отвязаться от них было невозможно.
Было такое ощущение, что благопристойный Париж переместился из Европы в голодную Африку.
Чтобы поддержать свой моральный дух и силы, я купил у уличного продавца два булочки с горячими сосиськами, и одновременно рядом обнаружил, (и весьма кстати !), необходимое в жизни заведение, - так назывемый "кабинет задумчивости".
Он представлял из себя солидное круглое сооружение зелёного цвета, с входами на его пртивоположных сторонах.
Распологалось оно прямо на тротуаре, на одной из главных улиц города, рядом с различными ларьками и напротив большого ресторана или варьете.
Такое соседство общественного туалета с кипящей жизнью центральной улицей города мне показалось несколько... смелым для местной администрации.
Однако, удовлетворивь естественную потребность, моё мнение к этой проблеме в корне изменилось.
Я оценил исинную заботу "отцов города" о тысячах иностранных туристов, которые попадают в чужой город, покупают пиво и напитки в сотнях уличных кафешек и ларьках, а вот..... куда деть "отходы производства"?
Вот Вам, пожалуйста!
Будьте любезны!
Практически не отрываясь от знакомства с Парижем , правда за небольшую мзду в бюджет города.
(Со временем и наши городские власти переняли хороший пример с "городупарижу", за что им от меня и приезжающих к нам иногородних туристов, чистосердечное "Mersi!")
5. Испытывая жгучее желание вечерком одному погулять по набережным Сены, подняться на Эйфелеву башню, побродить по Елисейским полям, я отпросился у Марины, пообещав вернуться в гостиницу до 23 часов.
У меня была подробная схема города и я довольно свободно в ней ориентировался.
Вечером улицы и набережные опустели от надоедливых торговцев и попрошаек, и я с большим удоволствием провел время, прогуливаясь и любуясь вечерним Парижем.
Около восьми часов вечера я уже был на ж\д вокзале, чтобы ехать в гостиницу.
4Зайдя в вагон электрички, я опять был неприятно поражён- среди сотни пассажиров было только трое "белых". Я был четвёртым.
"На всякий случай" я подсел поближе к "своим".
(Прокатившись один раз на парижском метро, я увидел там похожую картину).
Минут через двадцать я приехал на свою станцию, и с сотнями вышедших вместе со мной, в плотной , постепенно редеющей толпе, прошёл через весь посёлок к нашей гостинице.
Признаюсь, что пока шёл в толпе в сильном моральном напряжении, я не раз поругал себя за свою глупую самонадеянность.
Как оказалось, в это же время возвращается в свои жилища " парижский рабочий люд", живущий за чертой города в более дешёвом жилье.
После этого случая, я "самодеятельностью" больше не занимался.
5. На следкющий день у нас была экскурсия на "речном трамвайчике" по Сене. Мне она очень понравилась - с борта парахода Париж был намного красивее и величественее.
В третий, последний день нашего пребывания в Париже, была долгожданная зкскурсия в самое известное место города- музей Лувра, более известный, как просто "Лувр."
Я не буду углубляться в его богатую истию, не стану "охать и ахать" о его богатейших коллекциях уникальных экспонатов со всего мира, не буду критиковать за стеклянную пирамиду, идентичную пирамиде Хеопса, выросшую в 1989 году и нарушевшую архитектурный стиль комплекса Королевского дворца.
Если честно, то наш Эрмитаж не намного отстал по значимости и богатству экспонатов от Лувра.
( Как же при удобном случае "лягушке не похвалить своё любимое "болото"?!).
Моя главная цель в музее -"Монна Лиза".
Слишком много я слышал и читал о невероятном и чудесном воздействии её загадочной улыбки на зрителей.
Поэтому я специально отстал от нашей группы и пустился искать по многоисленным залам музея мою "Монну".
Не зная языка, даже с многочисленными буклетами музея, я долго бродил по музейному комплексу, пока, наконец, не увидел "Её" издали спрятанную за пуленепробиваемым стеклом, окруженной огромной толпой туристов, жаждущих лицезреть её загадочныц облик.
Какое-то предчувствие быть обманутым в своих мечтах и надежде почувствовать незримые струны обаяния от лицезрения этой картины великого Леонардо, удерживали меня от приближения к ней.
А что, если я не почувствую через пуленепробиваемое толстое стекло на себе её "особого", следящего магического взгляда?
Не поймаю "флюидов" от её загадочной улыбки, за которыми я , собстенно, и стремился в Лувр?
Что тогда?
И кто будет в этом виноват: моя эмоциональная "толстокожесть", толстое бронированное защитное стекло, отгородившее живописное полотно от прямого контакта со зрителем, или Леонардо, которому "заинтересованные люди" не заслуженно приписывают мистическую гениальность и необыкновенный талант в написании этой картины, похожий на известную афёру с "Черным квадратом"?
Ответы на вопросы для меня были очевидны:
1. Уважаемый мной гениальный учёный, изобретатель и исслелователь, опередивший своими открытиями своё время, символ эпохи Возрождения не мог написать " просто картину".
Это, несомненно, должен был быть художественный шедевр, со скрытым смыслом или подтекстом, психологической загадкой.
Это и отличало все 205 живописных работ Леонардо да Винчи
Кто- то из умных заметил: "Если человек гениален, то он гениален во всём!"
С этим трудно спорить.
Что касается меня, то я не замечал за собой "унылого безразличия" к достойным и известным произведениям классического искусства различных жанров.
Даже "новаторы-импрессионисты" нашли в моей душе благодарный отклик.
Тут, как бы тоже, с эмоциональным восприятием "Монны" должен быть "революционный порядок".
Осталось последнее препятствие- стекло.
К сожалению, я заметил ,что и в наших музеях появились живописные полотна с защитным стеклом, как бы по причине разрушения их красочного слоя от "дыхания зрителей".
Да, конечно, красочные пигменты не вечны, они постепенно разрушаются, меняют цвет.
Связующие компоненты красок высыхают, трескаются. Это тоже неизбежный процесс.
И ,конечно, защитное стекло замедлит процесс разрушения красочного слоя, продлит " жизнь" картины, но...
Но и получить удовольствие от её просмотра,ощутить её ауру вряд ли удасться.
Посторонние блики на стекле, невозможность увидеть техническую сторону работы автора, делают такую встречу, даже с насточщим шедевром, бесцельной.
(ВЯедь то же самое можно посмотреть по телевизору, сидя на диване в своей квартире.)
Вот такие "крамольные мысли" бродили в моей голове, пока я стоял "в хвосте" многочасовой очереди к "лику Монны Лизы".
Ещё раз, окинув взглядом, окружающую меня многоликую толпу страждущих чуда, я подумал...
А не пойти ли мне к другому, не менее известному шедевру искусства- к "нашей родной" Венерочке, родом из Милосса.
Уж там-то, глядя на этот чудесный образец женской красоты всех времён и народов, трудно удержаться от естественных человеческих эмоций и желаний, заложенных в нас самой матушкой-природой.
Я покинул зал с "шедевром великого Леонардо", посчитав , что он и не заметит моего предательства.
Я ещё долго бродил по залам музея, почти до закрытия, любуясь многочисленными и замечательными работами талантлтвых скульпторов, художников и архитекторов разных времён и народов.
На этом я посчитал свою миссию по "окультуриванию" себя "европейскими ценностями" завершённой, и с лёгим сердцем , но "без ног", покинул замечательный Лувр .
Наш обратный путь домой был намного быстрее, - ведь даже "механические кони" бегут домой значительно резвее.
Вот и огни родного города .
Мы встретили возвращение дружными аплодисментами.
Не даром говрорят: " В гостях хорошо, а дома лучше".
Кто ж с этим поспорит?
12.2025
Свидетельство о публикации №225121801250