Как стать писателем

   Как стать писателем




     Сначала хотелось бы напомнить читателю историю написания рассказа «На полустанке».  Написал этот рассказ не очень известный, но талантливый и, по всей видимости, недооцененный советской властью писатель Юрий Казаков. Сам рассказ прогремел, как гром среди ясного неба, завоевал какую-то престижную по тем временам премию, а для кого-то даже стал эталоном советской прозы. Но не менее интересны и подробности написания этого рассказа, они прекрасны и поучительны, поэтому каждый начинающий писатель должен знать и сам рассказ, и историю появления его в литературе.
     А теперь другая история. Не помню, откуда она пришла, кем была рассказана, а возможно, я прочитал ее где-то, не помню. Тем не менее, эта история тоже может о многом рассказать начинающему писателю.
     Молодой человек любил писать разные истории, но не считал себя писателем. Чтобы проверить качество своих рассказов, он дал их почитать своей сестре. Сестра почитала и вынесла неутешительный вердикт. Обыденно, скучно, не современно и банально. Таков был приговор сестры. Молодой человек не расстроился и не обиделся, потому что ничего другого и не ожидал. Но писать он не перестал. Как сказал поэт, руки сами просились. Прошло много лет. Сестра уже не была такой молодой, как прежде, да и брата она давно похоронила. И вот как-то раз она совершала долгий перелет на самолете и чтобы убить время, слушала аудио рассказы в исполнении известных артистов. Один рассказ, который читал Василий Лановой, ей очень понравился. Фамилия автора бала незнакома, но ей показалось, что она где-то уже слышала этот рассказ. Она так и не вспомнила, что это был тот самый рассказ, который давным-давно для прочтения дал ей ее брат.
     Так что, пишите, и никого не слушайте, особенно родственников. Время – самый лучший судья, оно и прославит, и закопает, если посчитает нужным. Есть много примет настоящего писателя, и одну из них вы сами можете легко определить. Если вам не нравятся ваши сочинения, если вам хочется их сжечь, значит вы на правильном пути. Помните, рукописи не горят, но их сжигают. И чем больше писатель сожжет своих рукописей, тем плодовитей будет его следующее произведение. И это не просто красивые слова.
     А если вас часто называют философом, не надо спорить и огорчаться. Не огорчайтесь, даже если слово философ прозвучало в насмешливом тоне, будто вы выдумщик какой-то, или того хуже, демагог. И уж конечно, обижаться не стоит. Никогда не обижайтесь, никогда не прибегайте к этой излюбленной женской хитрости. Будьте выше этого. И не только этого. Будьте выше всего, что вас окружает. Представьте себя талантливым, но не понятым и пока не признанным писателем. Это поможет вам увидеть то, что скрыто от глаз обывателя, при условии, если у вас есть такая способность. И если вы можете это сделать, значит вы на пути к превращению в настоящего писателя, если, конечно, вы психически здоровый человек. Хотя, как по мне, так психически здоровые люди встречаются редко, и писатель обязан увидеть симптомы такого психического расстройства быстрее, чем психиатр.
     Если вы убеждены, что ваш писательский труд не сможет прокормить вас и вашу семью, не сможет обеспечить ваше признание и известность, вы почти настоящий писатель. Здесь уместно вспомнить историю И. Бродского, который был осужден судом СССР только за то, что думал по-другому. Думал так, как не должен думать писатель. Этот талантливый поэт был молод и горяч и, видно, поэтому решил, что поэт такая же профессия, как продавец в винном магазине. Думал, что на стихи можно прожить, считал работу поэта ничем не отличавшийся от работы токаря. И вины его никакой не было. Виноват был государственный порядок, в который Бродский не вписывался. А вот Евтушенко, например, очень даже хорошо вписывался. Он тоже не стоял у станка. Все, что он делал, писал стихи. И писал так же, как писал Бродский, но его не судили и не считали тунеядцем. Он жил безбедно, получал приличные гонорары, только вот заработком это назвать все же нельзя. Скорее, это была благодарность власти, за участие в создании морального кодекса коммунизма. Было такое понятие.
     В последствии, когда Бродского выгнали из СССР, я полагаю, он многое понял. Не думаю, что решение суда, обвинение его в тунеядстве, каким-то образом помогли ему понять свои ошибки. Будучи уже вдали от родины он понял, что работа писателя намного тяжелее работы токаря, а вот платят за нее копейки, на которые прожить, тем более в Америке, невозможно. Думаю, именно по этой причине он устроился в университет преподавать русскую литературу. Вот за эту работу он получал неплохие деньги. Да и нобелевскую премию, я думаю, он получил не только за свои стихи, но и за вклад в мировую литературу благодаря преподаванию. Так, как читал лекции Бродский, никто не читал. Многие мечтали попасть на его лекции. Не зря говорят, если есть талант, он проявляется во всем.
     И так, вы настоящий писатель и работаете токарем. Нет, подождите. Почему токарем? Не помню ни одного писателя у станка. Дайте подумать. Ну, конечно. Вы настоящий писатель и работаете адвокатом. Да, юристом. Если хотите стать настоящим писателем, вы должны стать юристом. Нет-нет, не обязательно иметь юридическое образование, но вы вы должны хорошо понимать принципы права и действие закона в обществе. Кроме того, вы должны иметь прочность.  Высокую интеллектуальную прочность. Другими словами, все, что вы знаете, должно соответствовать истине. Изучая политические учения, вы поймете, что философия – это стремление к знаниям, к познанию мудрости жизни. Ничего же плохого в этом нет. Изучая юридические науки, вы поймете, что объективно воспринимать действительность не просто, не каждому это под силу, а кому это под силу, тот должен многое знать. Писатель должен уметь различать объективную реальность от субъективного восприятия. Научиться этому тоже не каждый может. Писатель должен иметь способность мыслить и не поддаваться эмоциональным вспышкам. Юридические науки помогают научиться быть объективным. С другой стороны, если вас уже природа наградила талантом, и вы уже пишите, все придет само собой. Литературный труд воспитывает человека, делает его и юристом, и психологом, и философом, и историком,  да мало ли еще кем.
     По всему этому у вас нет выбора, если вы хотите стать писателем. Не обращайте внимание, что вас называют философом, пусть называют. Вы должны знать, что это неплохо, а изучать право не только престижно, но и полезно. Кстати, может сложиться впечатление, что стать писателем, не разбираясь в юридических тонкостях, невозможно, потому что практически все классики литературы имели юридическое образование. Даже Лев Толстой был юристом. Вот только Чехов с Булгаковым, почему-то решили стать медиками. Не огорчайтесь, как известно, между медициной и юриспруденцией много общего. Особенно, когда речь заходит о причинных связях. Преступление, как и болезнь, имеет свои симптомы (признаки), причины и способы лечение. Особенно это заметно в психиатрии. Те же решетки на окнах. Кроме того, у медиков и юристов один принцип деятельности и одна заповедь – не навредить.
     Думаю, у писателя от рождения (я делю людей на образованных и тех, которые рождены быть писателем) тоже есть этот принцип. Конечно есть! Только у писателя этот принцип не на виду, он искусно спрятан за красивыми фразами и словами, сравнениями и эпитетами. Настоящий писатель (это тот, кто рожден писателем) приносит в мир что-то новое, невидимое никем ранее, или же ему не дает покоя то, что людьми не понято, или он не согласен с общепринятым пониманием какого-то явления. Даже если он вскрывает негативные качества человека, делает он это открытие не для популяризации, а для осуждения, как бы подсказывает, мол, знайте, будьте осторожны, есть в человеческом обществе и такое отвратительное явление. Если медики порой решают вопрос жить или не жить человеку, то у юристов одна запятая в «казнить нельзя помиловать» решает тот же вопрос. Шутка. Но в этой шутке и смысл, и трудности юриспруденции. А писателю намного труднее. Врачи пишут рецепты, а юристы пишут законы. Особого различия между этими понятиями разглядеть достаточно сложно. Ошибка в рецепте или в законе искажает, а то и убивает возможность избавиться от недуга, калечит жизнь человеческую.
     Но, конечно, чтобы писать, описывать жизненные ситуации и явления, не обязательно быть медиком или юристом. Это может сделать совершенно неграмотный человек. Тот же Маяковский, который не признавал пунктуацию, высмеивал ее правила. А Христиан Андерсен? Этот сказочник вообще не обращал внимания на орфографию и языкознание. Неплохо, конечно, когда писатель грамотно пишет, но это не может считаться обязательным условием писательства. С другой стороны, неграмотное изложение своих мыслей на бумаге, порождает трудности понимания того, о чем хотел сказать автор. И наоборот, если  кому-то из вас удалось овладеть словом, умением подобрать его к мысли, не дающей вам покоя,  значит вы литератор. Значит вам надо писать. Писать много, не жалея ни себя, ни бумаги. Но если вы не поняли, что я пытался здесь донести до вас, бросьте писать и займитесь делом. Однако, не менее очевидны и те последствия, если вы не бросите писать. Ничего плохого не произойдет. Может даже так случиться, что и в ваших пробах настоящая литература найдет что-то ценное. Ведь никто не знает, как на свет появляются литературные шедевры. Да и грамоту выдумали люди неграмотные. Возможно, где-то в неизвестном пространстве, существует накопитель безумных идей и строк, никуда негодных стихов, авторы которых, сами того не зная, приближали гениальные строки Шекспира и Пушкина.
     А в конце, хочется каждому пожелать не жалеть себя  и стать настоящим писателем.   


Рецензии