***
Плавбаза - морское судно, предназначенное для приёма и переработки рыбы и других морепродуктов, а также для снабжения и обслуживания промысловых судов.
ПСКР – пограничный сторожевой корабль.
КПЗ – камера предварительного заключения. Это место, где временно содержатся лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, до принятия решения о дальнейших мерах, таких как арест или освобождение.
Рандеву - заранее назначенная встреча (сбор) кораблей или соединений кораблей в определённом районе моря (океана) в установленное время (например, встреча корабля с судном снабжения), с указанием курсов подхода и мероприятий по взаимному опознаванию.
БЧ-4, службы «Р» - боевая часть связи, радиотехническая служба.
ГКП – главный командный пункт корабля. Место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями.
БЧ-5 – электромеханическая боевая часть.
Ют - кормовая надстройка судна, простирающаяся до крайней точки кормовой оконечности.
Шило - это синоним этилового спирта (С2Н5ОН), бесцветной прозрачной жидкости с характерным, таким вожделенным кое для кого запахом, который является неопровержимым индикатором приёма этой жидкости внутрь организма. Спирт на флоте был твёрдой валютой (хотя и в жидкой фазе), с помощью которой можно было решить практически все вопросы.
БМРТ — большой морозильный рыболовный траулер.
Случилось это в далекие 80-е годы, на дальневосточных рубежах нашей великой Родины. Однажды наш пограничный корабль, на котором я курсант военно-морского училища проходил летнюю практику, находился на дальнем участке охраны государственной границы, занимаясь увлекатнейшим делом разгона или ловли всяких браконьерских шхун корейской, японской, китайской и другой принадлежности и всячески осложнял жизнь прочим любителям наших дальневосточных богатств. В этой полубандитской среде наш ПСКР и командир его капитан 3 ранга И-в, пользовались заслуженным авторитетом и такой же заслуженной ненавистью. Доказательством этому служила весьма многочисленная стоянка арестованных браконьерских шхун, располагавшаяся недалеко от дислокации нашей бригады ПСКР, а также КПЗ многих дальневосточных прибрежных городов, переполненная всякими капитанами или владельцами этих лоханок, ну а содержимое этих мест регулярно пополнялось в том числе и нашими стараниями. Служба шла спокойно, даже рутинно, погода на удивление весь месяц была тихой, ну и океан соответствовал своему названию (Тихий), но тут пришла радостная радиограмма, что граница (так мы называли нашу службу в море) продляется еще на месяц и нам следует чапать в точку рандеву для пополнения запасов топлива, воды и продовольствия с ждущего нас там танкера. «Беда не приходит одна» добавил тут же командир БЧ-4 службы «Р» вручая командиру очередную гадостную радиограмму о штормовом предупреждении в нашем районе плавания. Изучив получаемую каждые 4 часа факсимильную карту погоды, командир сказал свое командирское: «Ладно полетели, авось проскочим, дуракам говорят везет. Вахтенный офицер объявляй тревогу, механик давай не подведи». И мы полетели, мех выжал из главных двигателей все и еще немножко, тем более что экономить топлива смысла уже не было, но подлого танкера в точке не было, он сука укрылся от надвигающегося шторма в одной из бухт, а предупредить нас об этом естественно забыл. По этому поводу состоялся очень содержательный и эмоциональный разговор нашего кэпа с их, я же в это время стоявший на вахте на ГКП, занес в свою память несколько новых выражений, чрезвычайно обогативших мою морскую лексику, например: «Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах, как писал Максим который Горький, а ты повелитель своей кастрюли с соляркой, спрятал не только тело, но и пустую голову, и не в утесах а в заднице у краба, которую как известно очень трудно у него обнаружить», или «Радиосвязь многим морякам необходима для организации совместных действий, Александр Степанович Попов изобретая радио как раз об этом и думал, но вот некоторые мореплаватели (плавает вы сами знаете что или как в нашем случае, кто) думают совершенно не об этом, если вообще умеет думать своими просоляренными мозгами». Так мило беседуя, мы на последних стаканах горючего, как сказал наш мех, пробирались к месту трусливой стоянки нашего танкера. Я осторожно спросил у старпома не осложнит ли нам предстоящую заправку этот изумительный виртуозный срач, который ведет в радиоэфире наш командир, на что тот сказал:
- Не боись студент, наш кэп знает, что делает, теперь эта керосинка у нас в долгу, так что помывка в их бане и даже постирушка нам обеспечена (с пресной водой у нас на корабле была напряженка, а мыться забортной уже остопи…., в смысле надоело, мыло не мылится, да и чешешься от нее как вшивый). Дабы загладить свою вину они теперь нас холить и лелеять будут, так что даже шила не понадобится для внеплановых поставок чего-нибудь.
Как и предсказывал старпом мы славно и знатно попарились в бане, постирались, заправились всем чем только можно и по успокоившемуся океану прибыли в свой район. Служба пошла снова по прежнему порядку, но тут случилось пакостное:
- Тащкандир (т.е. товарищ командир) хана холодильникам, фреон утек, патрубок прорвало, запаса уже нет - доложил командир БЧ-5 он же механик, и сокрушенно, - Пи…ц продуктам, да и нам похоже, кондишен тоже накрылся.
Жара в море стояла отменная, ветра нет, полный штиль, в каютах и кубриках народ изнывал от зноя, не спасал даже организованный на юте душ забортной конечно водой. Командир созвал экстренный совет, и мы начали думать, что делать, докладывать в бригаду об этом последнее дело, оголять границу все равно не дадут, а вот друндулей получишь по самое не могу, а в конце все равно укажут решать проблему своими силами. Поэтому кэп выдал суровый вердикт «Все скоропортящееся максимально быстро сожрать, что не успеем, выкинуть за борт, а дальше понадеемся на помощь наших рыбачков, благо за долгие годы службы со всеми перезнакомились, даже некоторые породнились (у замполита дочь вышла замуж за одного из капитанов БМРТ)». Боцман сказал, что сделает по старинному рецепту солонину, на ехидный вопрос сумеет ли, тот ответил, что советский моряк способен на все, а если это все касается его желудка, то можно и даже нужно пойти на любые крайности. Этот решительный и оптимистичный ответ понравился всем, особенно замполиту, но как в последствии оказалось, боцман не оправдал наших надежд - трепач, его солонина стухла быстрее чем успела просолиться и от гастрономических опытов он был решительно отстранен. Я вместе с земляком, штурманским электриком Кайратом, познакомил экипаж с блюдом БЕШПАРМАК, что вызвало восторг у всех, так что 2 дня мы пировали, но потом случилось неизбежное, тухлые продукты полетели за борт. Теперь наше меню ежедневно состояло из продуктов, исправно поставляемых нашими друзьями рыбаками:
Первое – уха по-поморски (это без картошки, лука, но с солью), рыба правда в основном красная;
Второе – рыбные котлеты, вареная пареная или жареная рыба;
Третье – балык, красная икра, крабы и т.п., на десерт чашечка пшенки или перловки.
Через пару недель такой экзотической диеты, однажды вечером кэп выдал перл:
- И пшенка казалась нам манной небесной, которую боцман случайно нашел, добавив:
- Пора начать побираться, командирам БЧ - собрать все шило, даже техническое, связисты - срочно связаться с какой-нибудь нашей плавбазой, у них наверняка из продуктов что-нибудь нерыбное есть, а то скоро вырастут жабры и плавники на таких харчах, а это портит внешний вид, да и тельняшку одевать неудобно, браконьеры засмеют.
На следующее утро плавбаза была обнаружена, и командир приступил к бартерным радиопереговорам, естественно на высшем уровне. Он вежливо поинтересовался не выделит ли славный капитан плавбазы за скромное вознаграждение каких-нибудь съестных припасов доблестным морякам-пограничникам. Тот с готовностью подтвердил, что трюма забиты и рыбой, и всякими консервами, и даже крабы есть и другие деликатесы, а вознаграждения никакого не нужно, моряк моряка выручит всегда, если только есть у нас на обмен какие-нибудь фильмы, а то они за полгода все свои уже по десятку раз пересмотрели. Тут наш невозмутимый кэп возопил:
- Какая рыба, какие консервы, мясо есть, картошка и капуста есть? - Последовало непродолжительное молчание, потом прозвучал озадаченный вопрос:
- Ребята, а что у вас случилось?
Короче все решилось к взаимному удовольствию, и мы начали готовится к спасательной продовольственной экспедиции на щедрую плавбазу. Командир решил корабль не гонять, а отправить катер под командованием замполита со стопкой обменных кинофильмов и 2-я литрами шила, я естественно напросился тоже, объяснив, что эта плавбаза Владивостокской приписки, и мне как их земляку проще будет наладить флотское взаимодействие. Кэп иронично на это хмыкнул, но добро дал, сказав правда:
- Смотри студент, не посрами флот и меня лично, а лучше вообще пореже открывай рот.
Я в ответ заверил его, что всё мероприятие проведу строго по стойке «Смирно», на все вопросы отвечать буду исключительно «Есть и так точно» в соответствии с Корабельным уставом, а также приказами и наставлениями вышестоящего командования.
- Ню-ню - сказал кэп, и мы в составе замполита, меня и 4-х матросов отправились достойно выправлять нашу нелегкую миссию. Через час наш катер пришвартовался к борту плавбазы, и мы дружной компанией поднялись на борт.
Сказать, что мы там мгновенно охренели, это ничего не сказать, нас встречала блистательная делегация в составе не менее 100 прекрасных женщин в красивых вечерних платьях во главе с седым капитаном и не менее седым боцманом, который виновато взглянул на замполита и скорбно произнес:
- Ничего не поделаешь, полгода в море, соскучились девочки по свежему мяс… в смысле человеку, пошли ко мне в каюту обговорим все детали нашего дела.
Капитан плавбазы повел нас оставшихся на экскурсию, а там было на что посмотреть. Плавбаза – это город-завод на море, там есть все и огромные цеха по обработке рыбы и морозильные камеры, куда можно засунуть, наверное, весь наш корабль, два кинозала, спортзал, классная баня с бассейном, даже парикмахерская и ателье. Капитан был прекрасным экскурсоводом и мы, разинув рты внимали ему и восхищенно крутили головами, правда все время нас отвлекали кокетливые взоры многочисленных дам, встречающихся на нашем пути, даже по несколько раз, причем в разных одеяниях. Наша экскурсионная группа выглядела следующим образом: во главе не замолкающий седой капитан, следом разинувшие рты я с тремя матросами (четвертый остался в катере и дико нам завидовал) и замыкал нашу колонну звероватого вида дедок огромного роста и с не менее огромными кулаками. Улучив момент, я тихонько спросил капитана чего это он за нами прётся и не отстает, а вот девицы от него как-то дружно отскакивают и шипят что-то вслед. Тот сказал мне, что клятвенно пообещал нашему командиру сохранить наши тела и души в исправном состоянии, пригодными к дальнейшему использованию на военно-морской службе, поэтому и предприняты эти беспрецедентные охранные мероприятия, а дедок служит гарантом вашей безопасности. Я тут же стал уверять капитана, что мы чувствуем себя в этом цветнике в полной безопасности и даже готовы исследовать его прекрасное судно в индивидуальном так сказать порядке, тем более что такие предложения на нашем пути уже неоднократно поступали. На что капитан похлопал меня по плечу и сказал:
- Ты матросик еще слишком молод, поймешь меня и вашего командира лет так через 20, а пока пошли грузить харчи, а то ваш замполит, наверное, уже икру мечет.
Я не унимался, и спросил капитана, а чего это нам встречаются на судне мужики все пред пенсионного возраста, в этой оранжерее сам бог велел служить молодым и сильным ребятам, ведь надо же оказывать помощь столь многочисленному слабому полу. Опять-таки, во исполнение мудрых решений партии и правительства крайне необходимо решать, так сказать, демографическую проблему нашего передового во всех смыслах общества. Тот усмехнулся и прочитал мне целую лекцию, которую привожу практически дословно:
- Сынок, я хожу в море уже 45 лет и за это славное время навидался всякого, кое в чём и даже непосредственно участвовал, поэтому уже давно не именую женский пол слабым. У меня в экипаже 4 десятка мужиков, как ты говоришь старых перд..пенсионеров и 5 сотен женщин от 18 до 50 лет, производственных проблем у меня выше крыши, план он и в Африке план, а ты хочешь, чтобы тут еще кипели и шекспировские страсти, поэтому всяким Ателлам и Рамевам тут не место, пусть лучше местные Дизьдимоны и Жульеты рыбу консервируют и неплохие деньги зарабатывают, а не соперницам глазки выцарапывают и локоны выдирают. Ты, наверное, думаешь, прояви я слабость и малодушие, тебя ожидает расслабляющая сауна с девочками, веселый отдых и всяческие удовольствия? Нет салага, тебя ждет тяжелый и изнуряющий труд, девочки ведь уже полгода в море, так что здоровья может и не хватить. Мой предшественник на этом посту так и погорел, сам молодой был и экипаж подобрал такой-же, допустил сопляк, разнузданное ****ство на борту, теперь сидит на берегу и пишет слезливые рапорта в пароходство, чтобы его выпустили в море хоть кем и хоть на чём. А, мои старички свои кобелячьи настроения уже давным-давно позабыли и вечерами спокойненько мажут друг другу радикулитные поясницы новомодным змеиным ядом, втихаря пьют шило и треплются о своих былых похождениях, хотя конечно и с ними бывают некоторые прецеденты. Об этом даже ходят по судну легенды, да и о чем гласит народная мудрость: старый конь борозды не испортит,
- Так глубоко и не вспашет, - тут же сумничал я,
- Зато борозда ровнее, - добавил мудрый капитан и добавил:
- У меня по штату на судне три врача: хирург, стоматолог и гинеколог, акушера по счастью нет, так что демографическую ситуацию в стране, морячок, выправлять я здесь не позволю. И привел нас под прежним конвоем в судовые продовольственные закрома где уже нервно подпрыгивал замполит.
Загрузившись самыми разными харчами под завязку, мы потихоньку, чуть не черпая бортами, пошли домой на родной корабль, весь переход на катере раздавались восторженные отзывы о плавбазе и ее обитателях вернее обитательницах. Зураб, наш трюмный машинист, мамой клялся, что после дембеля не поедет в свою солнечную Грузию (что там делать хорошему механику, да?), а сразу наймется на эту плавбазу мотористом (он не слышал наш разговор с капитаном, я саркастически ухмылялся, но полученной информацией решил пока с Зурабом не делиться, пусть помечтает болезный). Замполит, в благостном настроении после удачного набега, развалился на носу катера, лениво слушал матросскую трепотню и грыз семечки, мешочек которых выклянчил у плавбазовского боцмана. Короче наша спасательная миссия завершилась крайне удачно и вечером нас ждал густой наваристый борщ, по 2 тарелки которого мы жадно и употребили. После сытного ужина командир, нежно почесывая округлившееся пузико, развалившись на диване в кают-компании, спросил у меня:
- Что дуешься студент, экскурсия оказалась несколько иной как ты это себе представлял?
- Ну да - скорбно ответил я, - этот престарелый фашист, который капитан плавбазы, как оказалось, по Вашему подлому, коварному и жестокому наущению, обложил нас там со всех сторон как врагов народа, хотя местный народ, наоборот, встретил как родных и всячески желал скрасить наши нелегкие матросские будни. Чувствуешь себя последней сволочью и полным идиотом, это, как если бы тебе пообещали литр коньяка, а вместо этого просто и незатейливо насухо набили морду, обидно да?
Кэп усмехнулся и сказал:
- Ты салага не понимаешь, от какой ужасной участи я тебя уберег, психиатрическую или не дай Аллах и Морской царь венерологическую помощь, не смотря на твой бравый вид, тебе тут оказывать некому, да и некогда. А вот послушай какая со мной история приключилась лет так 20 назад с такой же плавбазой и примерно с такой же ситуацией.
Рассказ командира.
Служил я тогда штурманом на одном из ПСКР, были мы на границе где-то в этом районе или может еще дальше и случилась однажды у нас беда. У одного из матросов разболелся зуб, бедолага 2 дня не ел, не пил и не спал, и когда симметричность его морды лица нарушилась из-за огромного флюса, наш командир принял решение попросить одну из плавбаз, где есть и врач, и стоматологический кабинет, помочь нам (у нас по штату, естественно, своего медика не было). Те с готовностью согласились, и меня, как самого молодого, на катере отправили доставить больного на плавбазу и дождавшись его излечения привезти обратно. Сдав бедолагу на руки симпатичной врачихе, я по приглашению капитана, пошел к нему в каюту попить чаю, приказав сопровождавших матросов ждать меня и излеченного больного на борту катера. Попивая адмиральский чай (это когда пол стакана чая, а пол коньяка, и по мере убывания добавляется уже только коньяк) мы с капитаном плавбазы спокойно беседовали о превратностях морской службы и дождавшись доклада о завершении всех неотложных медицинских процедур, подхватив пошатывающегося излеченного матроса (наркоза в стоматологии тогда еще не было, сомлел бедолага в процессе лечения), поспешили на катер. Там меня ожидал неприятный сюрприз: катер мирно качался у борта плавбазы, но в нем никого не было, экипаж в составе 3-х матросов бесследно исчез. Я озадаченно посмотрел на капитана, тот понимающе хмыкнул и куда-то убежал, через некоторое время по внутрисудовой трансляции прозвучало: «Гостям морякам-пограничникам срочно прибыть на верхнюю палубу» и «Гостеприимным хозяевам, не отпускающим своих гостей, я лично обещаю списание на берег с волчьим билетом». Напрасно прождав полчаса, я с капитаном и боцманом плавбазы пошли на увлекательные поиски непутевых. Не буду рассказывать о всех веселых событиях, происходящих в процессе этого мероприятия, но мне удалось через 2 часа собрать весь наш экипаж и отчалить от слишком гостеприимного судна. Я даже не стал проводить никакой воспитательной работы с подлыми дезертирами, перебежчиками и самострелами, достаточно было посмотреть на их ошарашенные и изнуренные лица. Мое же лицо украшал великолепный бланш, полученный от одной полуодетой дамочки после жесткого выцарапывания одного из моих матросов из ее каюты. Так я приобрел бесценный опыт взаимодействия с плавбазами рыболовецкого флота СССР и даже удостоился тихого «спасибо» от одного из спасенных матросов, которое тот прошептал, шмыгая расквашенным (досталось не только мне) носом и виновато пряча глаза. Поэтому, студент, тебе как будущему вскоре офицеру военно-морского флота, такой опыт и знание жизни стоит постигать через рассказы своих мудрых старших товарищей, а не лично, с разбега вляпавших в какое-нибудь гуано, к коему ты, я смотрю, сильно стремишься.
Так, я вживую постигал военно-морскую науку и стал лучше понимать старинную морскую примету: «Женщина на корабле - к несчастью», но правда есть еще одна: «не было бы счастья, да несчастье помогло» и какая из них правильная похоже не знает никто, даже капитан 3 ранга И-в.
Свидетельство о публикации №225121801459