Школа бальных танцев Соломона Пляра, вам говорят
«К числу старейших фирм относится и танцевальная школа А. Цорна, основанная в 1839 г.», – писал Сергей Плаксин в книге «Коммерческо-промышленная Одесса...». В книге приводится история танцевальной семьи Цорнов, в том числе Альберта Цорна и его сына Александра. В 1898 г. в Одессе открылась танцевальная школа Эраста Густавовича Цорна – вне сомнения, сына нашего Цорна.
Известная песня «Школа бальных танцев» («Школа танцев Соломона Пляра») — это фокстрот, популярный с 1910-х годов. Песня стала известна благодаря исполнению и записи в Киеве в 1914 году, но ее популярность возросла во второй половине XX века и сохраняется до сих пор. Среди исполнителей, которые сделали песню популярной, —, братья Жемчужные, а также современные артисты, такие как Хор Турецкого и Ефим Александров, Аркадий Северный.
Утверждается, что песня в 1910-е годы входила в репертуар актёра и певеац Владимира Яковлевича Хенкина. Встречаются предположения, что он был и автором. Владимир Яковлевич Хенкин — российский и советский актёр, мастер разговорного жанра. Брат известного актёра и певца Виктора Яковлевича Хенкина.
Владимир Хенкин родился в Харькове (по другим данным — в селе Ивановка Екатеринославской губернии), На сцену вышел в 1902, сначала – как провинциальный комик, затем играл в театрах Баку, Феодосии, Ташкента, Ростова-на-Дону, Киева.
С 1911 много работал на эстраде, одним из первых освоил жанр пародии, исполнял куплеты и сатирические рассказы, имитировал известных актёров.
Блестяще владея искусством импровизации, легко находил тон общения со зрителем, пользовался огромной популярностью.
Одесса десятых годов - место, где взошла своеобразная звезда Владимира Хенкина.
Более чем узнаваемое изображение одесских евреев, их говора, манеры поведения, характера и даже мировоззрения в виде уморительных сценок, анекдотов и песенок обеспечивало успех и сделало его знаменитым во всей стране.
Одесское происхождение песни «Школа бальных танцев..» доказывается использованием характерных выражений одесского языка, так слова «Адик Рабинович, я имею выйти,…» подтверждают это. Киевские евреи так не говорили..
Наиболее ранняя известная запись относится к 1914 году: это выпущенная в Киеве пластинка с комической сценой «Школа танцев Соломона Пляра» в исполнении и за авторством Ивана Семёновича Руденкова (мелодия и слова песни, входившей в сценку, несколько отличаются от популяризированного позже варианта).
По одной из версий, прототипом персонажа Соломона Пляра был киевский парикмахер Соломон Исаакович Шкляр, открывший школу танцев.
Это школа Соломона Пляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.
Кавалеры приглашают дамов!
Там, где брошка, там перед.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и поворот.
Дамы, не сморкайтесь в занавески!
Это неприлично, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично
И несимпатично, вам говорят.
Кавалеры, не держите дамов
Ниже талии, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично
И несимпатично, вам говорят.
Дамы, приглашайте кавалеров!
Там, где галстук, там перед.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и поворот.
Дамы, дамы, помогите Боре!
Помогите Боре, вам говорят.
Он наделал лужу прямо в коридоре -
Шаг вперед и две назад.
Дамы, дамы, не вертите задом!
Это не пропеллер, а вы не самолет.
Это неприлично, негигиенично
Шаг вперед и поворот.
Адик Рабинович, я имею выйти,
Я имею выйти, вам говорят.
Адик Рабинович, вы мне замените,
Шаг вперед и две назад.
Это школа Соломона Пляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.
Но в постоянном споре одесситов и киевлян существует версия одесситов.
В особой рекламе Школы танцев не нуждались. Ну, могло появиться в «Одесском листке» объявление: «Танцкласс мадам Шмуэльсон на Пантелеймоновской (выйти с »Привоза« сразу видно) — интеллигентно и недорого». То есть дешевле, чем на «Привозе», хотя не так интеллигентно.
....Так вот, та воспетая Школа танцев не вымысел. Первые поэтические строчки песни просто документальны — «Это школа Соломона Пляра». В Одессе действительно был такой Соломон Пляр, который трудился парикмахером. Вот господин Пляр и придумал новацию: с утра он стриг бороды, а вечером стриг червонцы, превращая свою парикмахерскую в танцкласс.
Тапёром у Пляра был некий Адик Таллис, бывший виолончелист из ресторана «Неаполь», что процветал на Спиридоновской улице. ( в песне-Адик Рабинович, я имею выйти, Я имею выйти, вам говорят. Адик Рабинович, вы мне замените,).
Но лучше всего завлекала на танцпол такая приписка: «Самые престижные танцы. Первым стоял венский вальс. Он родился в Германии, был усовершенствован в Англии, поэтому и получил название «венский». Многие такой парадокс видят в том, что уроженец Вены Иоганн Штраус, король вальсов, щёлкал их, как семечки, и также бойко ими торговал. Вы, конечно, поняли, что торговал Штраус вальсами (не семечками же ему торговать в императорской Вене — это было монополией императора).
Вальс сразу полюбился, потому что имел ряд привлекающих особенностей. Например, партнёр держал партнёршу за талию. Талию мужчина искал, как Колумб Америку, не пропуская ни одного притягательного островка по пути следования руки. В это время дама клала правую руку на плечо джентльмену, то ли чтобы подчеркнуть интимность момента, но скорее, чтобы он не сбежал.
Вслед за вальсом по популярности шёл фокстрот, подаренный миру неким Гарри Фоксом. Это был абсолютно революционный танец. В фокстроте появилась комбинация шагов, когда левая нога танцора могла двигаться в противоположном направлении от правой, что было неожиданно эффектно. Вернее, приводило к неожиданному эффекту, для чего на танцевальных мероприятиях обязательно присутствовал врач-травматолог, не без труда распутывавший ноги партнёров.
Но в учебной программе Школы танцев был ещё один, который грех не упомянуть, — это танго. Слово «грех» здесь уместно хотя бы потому, что церковь сразу назвала танго «греховным танцем». Она осудила чувственный характер этого танца, ибо «чрезмерное прижимание партнёров, лишает человека святого причастия». И действительно, танцующие так тесно прижимались друг к другу, что священнику было не протиснуться между ними для причастия.
Танго придумали в Аргентине, но в своё время оно было завезено в Европу из Америки, как картошка и табак, хотя по эмоциональности танго сильно превосходит картошку, а по воздействию на женщин — табак. Танго любили и осуждали одновременно. Особо старались его очернить политики. В 1915 г. газеты пестрели такими заголовками: «Обнажённые женские ноги в танго опаснее, чем немецкий милитаризм». Вы представляете, какие надо было иметь ноги, чтобы немецкий милитаризм отдыхал?!
Но, ясное дело, коронкой учебной программы танцевальных школ был фрейлехс. И хотя у фрейлехса есть свои каноны, в Одессе, благодаря дару одесситов чувствовать дыхание времени, фрейлехс максимально был приближен к реалиям времени. Так появился фирменный фрейлехс одесских налётчиков с простым и, главное, понятным названием «Стой! Ни с места! Руки вверх!». Полагают, что таково было любимое выражение грозы Молдаванки Лёвки Гробовщика. Причём, вскоре Лёвку стали цитировать все одесские авторитеты, хотя Гробовцик был мелким, даже не общегородским, а молдаванским, то есть региональным, лидером с убогими слоганами, которые по примеру нынешней кинорекламы можно отнести к категории «ужасы, мистика, триллер, криминал».
Вы скажете: жаль, что ушли те времена, и нет уже тех танцклассов, куда можно было пойти и хоть чему-то полезному поучиться, например, жизни.
По материалам: http // rebeka-r.livejournal.com/157570.html
На Шансон - Портале опубликовано: 10 декабря 2017 года.
Немного о Цорнах...
«К числу старейших фирм относится и танцевальная школа А. Цорна, основанная в 1839 г.», – писал Сергей Плаксин в книге «Коммерческо-промышленная Одесса...». В книге приводится история танцевальной семьи Цорнов, в том числе Альберта Цорна и его сына Александра. В 1898 г. в Одессе открылась танцевальная школа Эраста Густавовича Цорна – вне сомнения, сына нашего Цорна. Взято отсюда.
Дело Цорнов продолжил учитель танцев и музыки Сергей Яковлевич Холачев. Ранее С.Я. Холачев давал уроки танцев на улице Коблевской.
Кажется, это случилось как раз в 1905году.
Картинка взята отсюда: http://obodesse.at.ua/publ/bunina_ulica/1-1-0-124
Свидетельство о публикации №225121801640
Спасибо Вам большое за подробную историю создания этой песни, которую мы слышали с детства! Конечно же она родилась в Одессе, а поют её во всех уголках планеты. где живут одесситы. Однажды я крутилась на тренажёре в парке Ашдода в Израиле, и проходящий пожилой незнакомый мужчина пропел мне: "Тётя Сара, не крутите задом..."!
Здоровья Вам, удачи и новых замечательных рассказов до 120-ти!
С улыбкой и теплом души, Рита
Рита Аксельруд 19.12.2025 07:53 Заявить о нарушении