Методология Щедровицкого - основа чиновного успеха

Кто бы что бы и как бы не высказывался по сему поводу, но многие политологи со строгой однозначностью уже осознали как объективную данность сегодняшнего дня, казалось бы, невероятный факт закрепления Сергея Кириенко во властной пирамиде России в качестве одного из наиболее влиятельных государственных чиновников. Такой значимости его положения во властной верхушке страны помимо его выдающихся личностных качеств напрямую способствовало углублённое изучение им различных типов корпоративного управления, теоретической и практической основ установления позитивных когнитивных контактов как с отдельными индивидами, так и с массовыми сообществами людей, способов активации креативности  сотрудников властных структур различного уровня, но главное – практическое освоение социально-психологических разработок Московского методологического кружка Г. Щедровицкого.

Ныне Сергей Кириенко – самый яркий и успешный последователь российского философа, психолога, антропотехнолога и методолога Георгия Щедровицкого. В 1954 году Г. П. Щедровицкий при сотрудничестве с А. А. Зиновьевым, Б. А. Грушиным и М. Мамардашвили стал одним из основателей Московского логического кружка, в конце 1960-х годов преобразованного в Московский методологический кружок (ММК), когда  главным авторитетом этой группы философов стал Щедровицкий. Методологи этого кружка,  начав работу в конце 1950-х, продолжали её во время хрущевской оттепели, брежневского застоя и горбачевской перестройки.

Надо сказать, что методологи не только и не столько объясняли реальность бытия – они априори были настроены на изменение мира вокруг себя, в том числе непосредственно и само общество. Обширная практическая деятельность членов кружка в итоге вылилась в появление игр открытого типа, ставших чрезвычайно популярными в среде интеллигенции – организационно-деятельностные игры (ОДИ с 1979 г.) и немного позднее – организационно-мыслительные (ОМИ) и инновационные игры. Организационно-деятельностные игры – особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности. А посему ОДИ – это игры по личностному развитию игроков. В их основе лежит системомыследеятельностный (СМД) подход, то есть наблюдаемое сегодня массовое применение управленцами СМД-подхода в своей практической деятельности свидетельствует о конкретном внедрении в современных условиях  «прорывных» управленческих технологий конца семидесятых годов прошлого века.

После смерти в 1994 году Г.П. Щедровицкого его дело продолжил сын – Пётр Щедровицкий, учредив и возглавив фонд «Институт развития имени Георгия Щедровицкого», со временем став современным гуру методологов. Так, на вопрос о сути методологии Пётр Щедровицкий ответил следующим образом: «Методология – это учение о методах, прежде всего, методах мышления. Именно метод является подлинным содержанием обучения. Почему? Потому что человеку лучше передавать метод развертывания содержания и получения знаний, чем результат использования этого метода. Если он получил результат, но не понимает, как он был получен, то уровень освоения данной области деятельности останется низким. Умение воспользоваться методом – это другой уровень погружения в деятельность, другой уровень самоорганизации. Методология сегодня это самая главная форма организации мышления, а та школа, к которой я принадлежу – Московский методологический кружок – это одна из десятков мировых методологических школ». Далее он добавил: «Мы ведём большую издательскую программу. Я читаю лекции. Проводим широкий методологический «ликбез». Во второй половине ХХ века методология управления, методология науки, методология проектирования вошли в деятельность любой организации – от ТНК до современных вузов. Любого специалиста надо, прежде всего, научить методологии в данной области знания и деятельности. Это и есть «системный» подход, и метод управления проектами, и производственная система компании Toyota, и многие другие методы – как общие, так и специализированные».

При всём при этом, методологи, начиная с шестидесятых годов хрущёвской оттепели, никогда особо не скрывали, что являют собой специфическую научную секту, наподобие некой масонской ложи, которая стремится с помощью когнитивных методов подспудно управлять обществом, соответствующим образом перестраивая властные структуры и прививая чиновникам самые эффективные методы управленческой деятельности. Однако, в отличие от классических масонов, у методологов начисто отсутствует идеология, которую они подменяют инструментарием внедрения методологически подготовленных людей во власть. Данная сентенция однозначно объясняет факт того, что массовое пришествие выпускников  «методологической школы» во власть порождает безыдейное общество с мощной тенденцией к его примитивизации и архаизации.


31.07.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии