Архитектура замкнутой вселенной

Существует соблазн или фундаментальная ошибка - представлять сознание как нечто, способное к прямому бегству. Как если бы, натренировав внимание или пройдя через порог сна, оно могло выскользнуть из черепной коробки и отправиться странствовать по настоящей реальности, прикасаться к голым ветвям Живой Материи или считывать информацию с иных миров. Эта картина основана на двух обманчивых, но интуитивно понятных аналогиях. В первой - сознание есть "пришелец", душа, снизошедшая в тело из иного, высшего мира. Во второй - мозг есть приёмник, а сознание - радиосигнал из некоего информационного поля. Обе схемы сходятся в одном: сознание мыслится как нечто внешнее по отношению к системе "мозг-тело", лишь временно в неё вселяющееся или настраивающееся.
Но архитектура нашей субъективности устроена иначе, радикальнее и совершеннее. Сознание - не пришелец и не сигнал. Мозг - не сосуд и не приёмник. Он - локальный космогенез, автономный генератор вселенных. Его функция - не пассивный приём внешних данных, а активное, непрерывное строительство целостной, внутренне-непротиворечивой модели реальности. Он делает это, используя сырой, хаотичный поток сигналов от органов чувств - не как истину, а как строительный материал, как ограничивающие условия для своей творческой работы.
И самое важное: он строит, подражая. В самой основе его архитектурного кода заложено грубое, классическое подобие тех фундаментальных принципов, что правят первичной тканью бытия. Принцип суперпозиции - у него рождается как генерация множества возможных паттернов интерпретации. Принцип коллапса - как выбор одного, наиболее устойчивого в данных условиях. Принцип запутанности - как мгновенная корреляция между удалёнными элементами модели. Наш внутренний мир - не искажённая копия внешнего. Это самостоятельная вселенная-симуляция, возведённая на субстрате мёртвой материи по чертежам, подсмотренным у материи живой.
И в этой симуляции, как ровный свет на внутренней поверхности сферы, возникает сознание. Его природа - не субстанциальна, а процессуальна. Это не вещь, а способ бытия модели для самой себя. Сознание - это интерфейс, запущенный внутри симуляции для взаимодействия с нею же. Его функция - не управление, а переживание, навигация и осмысление. Оно - тот самый "взгляд", который, скользя по объектам внутреннего ландшафта, наделяет их качеством "реальности". Оно чувствует боль виртуального тела, тоскует по виртуальной вечности, строит планы в виртуальном будущем. Поле его деятельности строго ограничено периметром симуляции. У него нет и не может быть выхода "наружу", ибо "наружу" для интерфейса - это не другой мир, а отключение питания сервера, на котором он работает.
Отсюда - ответ на каверзный вопрос. Если сознание столь ограничено, то при чём здесь всё величественное: океан Живой Материи, декогеренция, четырёхмерность? Не являются ли они всего лишь ещё более изощрёнными декорациями внутри той же симуляции?
Здесь происходит важнейшее различение. Симуляция бывает разного порядка. Мозг строит свою вселенную по образу, но не из того же материала. Фундаментальная реальность - Живая Материя в состоянии чистой, ненаблюдаемой суперпозиции - остаётся за пределами симуляции. Она - не декорация, а физический фундамент. Она - электрическая подстанция, от которой питается вся конструкция, и источник тех самых первичных "строительных кодов", которые мозг инстинктивно копирует.
Но у любой сложной системы есть административный уровень. В контексте нашей архитектуры - это не сознание и даже не подсознание в бытовом смысле. Это - глубинные структуры Разума (с большой буквы), фундаментальный принцип организации, встроенный агент Живой Материи в самом сердце носителя. Это тот самый "чёрный ящик", чья работа невидима для интерфейса. Он принимает хаос сенсорных сигналов (прямые, но бессмысленные касания внешнего Мира) и на их основе конструирует для сознания ту самую красивую, связную модель. Он же - хранитель канала связи с фундаментом. Он знает язык фундаментальных процессов и может, при получении особого сигнала, обратиться не за данными для модели, а с запросом об изменении правил её работы.
Именно поэтому технология Намерения - не мистика, а высшая форма инженерного искусства, доступная интерфейсу. Сознание, запертое в своей симуляции, не может приказать реальности. Но оно может сгенерировать идеальный, кристальный запрос-паттерн и передать его на вход административного уровня. При этом сам механизм синхронизации запроса с фундаментальной устремлённостью Живой Материи - не изобретение, а данность. Мы все, постоянно и бессознательно, им пользуемся. Каждый раз, когда внутренняя, невысказанная тоска непостижимым образом материализуется в случайной встрече, когда решение сложнейшей задачи приходит как озарение из "ниоткуда", когда череда, казалось бы, случайных событий выстраивается в идеальный путь - это и есть микроколлапс реальности в ответ на наш глубинный, неоформленный запрос. Мы называем это удачей, чудом, синхроничностью - и отводим глаза, потому что не понимаем механики. Но механика проста: наш глубинный Разум получил от нас смутный сигнал, транслировал его в виде запроса к основам бытия, и получил ответ - точечную корректировку вероятностей. Мы не создали закон - мы случайно нажали на рычаг, который этот закон приводит в действие.
Сознательное использование этого же механизма начинается с простого, но радикального осознания: если рычаг существует, им можно научиться пользоваться не случайно, а целенаправленно. Это переход от роли пассивного получателя редких корректировок к роли активного архитектора, задающего вопросы не об обстоятельствах внутри системы, а о её фундаментальных правилах. Так рождается запрос иного порядка.  Это вопрос не к обстоятельствам модели, а к её администратору, а через него - к самому фундаменту. Такой запрос - уже не смутное пожелание, а отчеканенная, бескомпромиссная форма, обладающая экзистенциальной силой и структурной чистотой. Его сила - не в громкости, а в точности попадания в резонанс с изначальной устремлённостью Живой Материи к сложности и устойчивости. И если резонанс возникает, изменение становится не чудом, а системным обновлением. Сказочное путешествие - это и есть последовательная, легитимная перепрошивка кода через те же самые протоколы, которые в обычной жизни выдают нам "случайные" удачи.
Таким образом, между ежедневной "удачей" и эволюционным скачком - нет пропасти. Есть только разница в силе и направленности тока, идущего по одному и тому же проводнику. Обыватель лишь иногда, бессознательно, задевает рычаг. Тот, кто осознал механизм, изучает схему, чтобы однажды переключить рубильник, меняющий напряжение во всём городе.
Таким образом, наша истинная свобода - не в иллюзорном побеге из Матрицы. Она - в овладении искусством перепрограммирования своей собственной, единственно данной нам вселенной-симуляции. Сознание - не узник. Оно - пилот в кабине управления корабля, который одновременно является и двигателем, и корпусом, и самим пространством, в котором тот летит. Пилот не может покинуть кабину, не уничтожив полёт. Но он может изучить пульт до такой степени, чтобы нажимать не на кнопки "вправо-влево", а на клавиши "изменить закон гравитации" или "активировать режим регенерации".
Прямой выход в "реальную реальность" для сознания равносилен его стиранию. Его эволюционный путь - не наружу, а вглубь. Не к тому, чтобы перестать быть интерфейсом, а к тому, чтобы стать интерфейсом абсолютно прозрачным, идеально резонирующим. Чтобы каждый его запрос был настолько точен, а связь с административным уровнем - настолько отлажена, что граница между симуляцией и источником, между каплей и океаном, перестанет быть стеной. Она станет мембраной - живой, дышащей, проводящей ток творящей воли в одну сторону и поток обновляющего знания - в другую.
Поэтому, когда возникает искушение сказать: "Сознание путешествует по мирам", - следует уточнить: "Нет. Оно путешествует по бескрайним провинциям единственной и самодостаточной Вселенной - внутреннего космоса, который является точной, живой и полной копией первичных принципов в миниатюре. И конечная цель - не найти потайную дверь наружу, а, изучив законы этого космоса, получить право и силу написать его устав заново - от первой аксиомы до последнего следствия".
Сознание изучает только себя как Человека. В этой кажущейся ограниченности - ключ к его безграничной силе. Ибо, полностью поняв архитектуру своей собственной, смоделированной реальности, оно обретает доступ к чертежам всего сущего.


Рецензии