С чего начинался русский флот

Владимир Жестков - http://proza.ru/avtor/vlad43

Хочется вспомнить, с чего же военно-морской флот России начинался.
Разумеется, наши предки умели прекрасно передвигаться по рекам, которые в совсем недавние времена были основными транспортными артериями на просторах нашей Родины. И до Царьграда добирались, и по русскому северу успешно передвигались, но делали они это, в основном, на гребных судах, где могли один или пару парусов поставить, чтобы ветер попутный гребцам помочь мог, но не более.  Нужды в многомачтовых судах с полным парусным оснащением не было.  Страна-то сухопутной была. Вот и отстали от тех стран, которые выход к морям имели, казалось, почти навсегда.
Первое военное парусное судно европейского типа было построено в России в 1636 году в царствование первого монарха семьи Романовых Михаила Фёдоровича.  Корабль строили в Нижнем Новгороде нижегородские плотники, по просьбе голштинского* герцога Фредерика III. Только это и было в судне русским, все остальное: и чертежи, и руководители строительства (шкипер, корабельный плотник, пушкарь и прочие) были голштинцами. Да и предназначен он был для голштинских купцов, которые на нём должны были ходить по торговым делам в Персию. «Фредерик», так назывался корабль в честь заказчика, должен был быть первым из десяти подобных судов. «Фредерик» строили для пробы. 30 июля 1636 года корабль, на котором находилось 126 человек, под голштинским флагом отправился вниз по Волге в Персию. Плыли долго, только через три месяца судно вышло в Каспийское море, а ещё через две недели попало в жестокий шторм, и шкипер был вынужден посадить его на мель, чтобы спасти людей и груз. Люди судно покинули и отправились домой, а «Фредерик» местные жители вытащили на берег и разграбили. Опыт оказался неудачным, и остальные корабли строить не стали.
Конечно, «Фредерик» впрямую нельзя отнести к русским военным парусникам, но в истории он считается именно таковым, поэтому заслужил право быть упомянутым.
Первым царём России, которому понадобились военные корабли, оказался Алексей Михайлович, отец Петра I. В то время купцам, отправляющимся вниз по Волге в Персию, сильно досаждали разбойники. Грабили они купеческие караваны нещадно. Было решено построить для охраны купеческих караванов военный корабль. Глава Посольского приказа боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин для строительства выбрал село Дединово на Оке. Государь поручил ему наблюдать за строительством, вести которое стали голландские корабелы по своему проекту. В их числе был и Бранд Карштен, ставший потом наставником Петра I по морскому делу и его учителем голландского языка, а также – строителем потешной флотилии.
Первый русский военный парусник назвали «Орлом», в честь русского герба. Он имел приличное по тем временам вооружение: 22 пищали, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты. Это был двухпалубный, трёхмачтовый с бушпритом парусный корабль длиной 24,5 метра, шириной 6,5 метра с осадкой до 1,5 метра. Строительство было завершено в апреле 1669 года, на корабельные флаги, которые, по одной из версий, были трёхцветные – бело-сине-красные, нашили изображение государственного герба России. Однако капитаном назначили голландца Давида Бутлера, да и вся остальная команда состояла из иностранцев. Глава Посольского приказа боярин Ордин-Нащокин разработал первый Морской устав, утверждённый царём и названный «письмом корабельного строя». Этот документ состоял из 34 уставных статей, содержащих основные правила корабельной службы. Кроме того, Ордин-Нащокин назначил команду «солдат-корабельных», также состоящую из иностранцев, которая стала прообразом морской пехоты.
7 мая 1669 года «Орёл» поднял паруса и отправился в путь, завершившийся в Астрахани через три с половиной месяца. Вместе с «Орлом» шли построенные на той же верфи яхта, вооружённый струг и две шлюпки. Судьба всех этих судов неожиданно оказалась весьма печальной. В Астрахани их захватили казаки из войска Степана Разина. Атаман, уверенный, что военный корабль будет использован царскими войсками против восставших, приказал загнать судно в глухую протоку Кутум, где его сгнившие останки были найдены через много лет. Вероятнее всего, восставшие казаки не могли сами использовать корабль для борьбы с властью из-за сложностей управления, вот и решили убрать его подальше.
«Орлу» не суждено было выполнить поставленную перед ним задачу – обеспечить безопасный проход торговым судам на Каспии, в то же время его создание оказало немалое влияние на развитие отечественного кораблестроения. Петр I отметил: «Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от доброго Семёне, произошло нынешнее дело морское».
Сегодня любой человек, прогуливаясь по Санкт-Петербургу в прямой видимости здания Адмиралтейства, может, подняв голову, рассмотреть профиль маленького трёхпарусного кораблика, который в 1719 году рукой мастера Хармана ван Болоса вознёсся к небесам и прикрепился к золотой игле величественного здания Главного командования ВМФ России.
Наступила эпоха Петра I.
Морской историк Феодосий Веселаго в 1875 году писал: «Первоначальный путь к заветной цели юноше Петру указало сердце, а мысль о серьёзном значении моря для государства явилась только впоследствии…»
Давайте вкратце вспомним основные вехи в истории России, которая смогла за четверть века пройти путь, на который другим странам потребовались века, и встать в ряд крупнейших морских держав.
В июне 1689 года на Плещеевом озере были построены первые военные корабли: бот «Фортуна», два небольших фрегата и яхты.
В июле 1696 года русская эскадра, построенная на Воронежских верфях, в составе 4-х линейных кораблей с флагманом 36-пушечным парусным кораблём «Апостол Пётр»,  4-х брандеров, 23-х гребных галер и более 1300 стругов** совместно с сухопутной армией осадили турецкую крепость Азов, вынудив гарнизон сдаться.
20 октября 1696 года Боярская Дума одобрила царский указ «Морским судам быть» о выделении средств на новые суда.
В 1700 году Пётр I учреждает Андреевский флаг***, а через год принимает военно-морской устав, вводит флотские звания, открывает школу математических и навигационных наук – первое военно-морское учебное заведение.

* Голштиния — историческая область в Германии. Голштиния расположена в южной части федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн. До 1945 года — южная часть провинции Шлезвиг-Гольштейн Свободного государства Пруссия и Республики Пруссия.

** - Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка) XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.

*** - Андреевским флагом называют любой флаг, среди элементов которого находится Андреевский крест.  Узнаваемый флаг Великобритании, флаг Шотландии и многие другие флаги, в том числе гюйс ВМС РФ, также имеют этот крест в качестве основы для всего рисунка. Классический Андреевский флаг представляет собой стандартное прямоугольное полотно, от центра до углов располагается Андреевский крест. Цвет фона полотнища, как правило, синий, а сам крест, как уже было сказано, диагональный, белого цвета. Возможна инверсия цветов. Организации, использующие Андреевский крест на своих флагах, имеют отношение к морю и воде в принципе. Такая особенность объясняется тем, что Андрей Первозванный считается покровителем морской деятельности. (из Википедии)

Изображение -
Изображение - https://niyso-dag.ru/novosti/ – убрать один пробел из ссылки.


Рецензии