Харьковское метро

 Предпосылки для появления метро.
С 1919 по 1934 год Харьков стал административным центром Украины, Именно в эти годы был небывалый расцвет Харькова . Сюда приезжали инженеры из Германии и до стран строить столицу.До Второй мировой войны Харьков активно расширялся и застраивался. Особенно с 1919 по 1934 годы, когда он был столицей советской Украины. Появилась новая центральная площадь современная площадь Свободы. Построили один из первых советских небоскребов здание Госпрома. В разных районах Харькова выросли новые жилые массивы
Активное развитие города было прервано приходом фашистов, захвативших Харьков в последних числах октября 1941 года. Город освобождался дважды сначала в феврале 1943 года и окончательно в августе 1943 года. После Второй мировой войны один из крупнейших городов Украины , всего СССР,городов Европы остался изуродованным и разрушенным. Из почти миллиона жителей довоенного Харькова в городе на момент освобождения от оккупантов осталось всего около 200 тысяч. В ходе ожесточенных боев было уничтожено только жилого фонда площадью более 1,5 миллиона квадратных метров. Большая часть центра города оставалась разбомбленной.
И в 1946 году был составлен Генеральный проект реконструкции города. Начали с промышленности :(в начале 1947 года уже работало 112 заводов), а потом, перешли к жилой застройке.
Последующие 20 лет ознаменовались поистине строительным бумом, который не мог не привести к коллапсу в сфере городского транспорта. В 1950-х годах в городе насчитывалось более полусотни автобусных маршрутов, 36 троллейбусных и 33 трамвайных линий.
Центральные узкие улочки не могли вместить то количество автомобильного и электрического транспорта, в котором так нуждались горожане. Старые районы активно перестраивались и закладывались новые. Именно тогда появились Холодная гора, Алексеевка, Рогань, Павлово Поле и Салтовка самый большой спальный район не только в Украине, но и в СССР (по численности населения этот жилой район превосходит несколько областных центров нашей страны). Харьков рос на глазах :в начале 1960-х годов он уже занимал площадь более 300 квадратных километров и простирался с востока на запад на целых 35 километров.Население Харькова быстро восстанавливалось, и уже в 1960-х годах в городе проживало более 1 млн человек. В часы пик жители города обычно были вынуждены выстраиваться в очередь на транспортных остановках (особенно в центре и на востоке города, где располагалось большинство промышленных объектов).
Транспортная система работала за пределами собственных возможностей. Регулярное увеличение количества наземного транспорта приводило лишь к ухудшению ситуации. Также было очень сложно проложить удобные транспортные развязки, так как Харьков был построен на глубоких оврагах и нескольких петляющих реках, а в центральной части города улицы для этого к тому же были слишком узкими.
Разговоры о метро, перенос транспорта под землю на высшем партийном уровне начали в декабре 1962 года. Поэтому в 1963 году появились три проекта обновленной транспортной системы для Харькова:
монорельсовая дорога;скоростной трамвай;метро.
Комиссия Госстроительства Советского Союза рассмотрела все три проекта и сразу же отклонила первый. Идею трамвая поддержали Совет Министров и высокие партийные чины в ЦК КПСС. Григорий Ващенко (первый секретарь облисполкома Харькова) через несколько лет все-таки добился, чтобы городу разрешили построить метро. Это было в декабре 1965 года.
В течение двух с половиной лет разрабатывали проект и исследовали геологические особенности местности. Окончательное решение о строительствепервой очередиметрополитена было принято в конце апреля 1968 года, а в мае приступили к разработке всей необходимой документации для строительства. Для этого создали специнститут Харьковметропроект. Дополнительно к работе над проектною документацией привлекались специалисты из Харгипротранса, Гипрозаводтранса, Энергосетьпроекта, Укргипрокомунстроя, Харьковпроекта.
Разрешения на строительство метро в Харькове с большим скрипом добились у партийной верхушки в Москве в то время на подземку могли претендовать только столицы союзных республик.В конце 1950-х в Харькове произошли большие изменения в расположении жилых районов и производственных зон, возникла потребность в быстром транспорте.
В июне 1968 года в Харьков прибыли первые метростроевцы из Баку и Киева, горняки из Донецкого и Подмосковного угольных бассейнов, в том же году заложили первый ствол будущего метрополитена. Средняя скорость сооружения метрополитена составила 1,8 км трассы в год. Специалисты Харьковметропроекта предложили принципиально новую конструкцию таких станций, сооружаемых из монолитного железобетона с использованием передвижной опалубки.
30 июля 1975 по трассе прошел первый пробный поезд.
В 19501960-е город активно разрастался. Восстанавливались старые районы и застраивались новые Салтовка, Павлово Поле, Рогань, Алексеевка, Холодная гора. Город вытянулся с запада на восток на 35 километров, его площадь превысила 300 квадратных километров,
А в 1960-х транспортная система работала на пределе своих возможностей в часы пик на основных маршрутах города была постоянная давка. Сильнее всего страдал центр и промышленный восток.
Транспортную проблему прекрасно понимали и в администрации, и в партийной верхушке города нужно было строить метро. Но одобрение на такой крупный проект могла выдать только Москва. Впервые этот вопрос подняли на заседании Верховного Совета СССР в декабре 1962 года. С одной стороны, у Харькова был свой козырь население города недавно перевалило за миллион. С другой в то время на подземку могли претендовать лишь столицы союзных республик.
На рассмотрение комиссии Госстроя СССР в 1963 году представили три варианта новой транспортной системы Харькова монорельсовая дорога, скоростной трамвай и метрополитен. Первый вариант отбросили сразу. Затем к обсуждению подключилась партийная верхушка ЦК КПСС и Совмина и к удивлению многих одобрила строительство скоростного трамвая. Тогда за дело взялся первый секретарь Харьковского обкома Григорий Ващенко. К декабрю 1965 года он сумел добиться разрешения на строительство метро. Еще несколько лет ушло на геологические разведки и проектные работы. Наконец 15 июля 1968 года на улице Славянской, неподалеку от Южного вокзала, после торжественного митинга заложили первый ствол будущего метро.Строительство началось в 1968 году.В результате 15 июля 1968 года был заложен первый ствол метрополитена. Это произошло возле Южного вокзала на улице Славянской. Как и все события того времени, закладка ствола метро сопровождалась торжественным митингомОткрытие:Торжественное открытие первой очереди состоялось 22 августа 1975 года, а для пассажиров метро открылось 23 августа 1975 года.Первая линия:Это был участок Холодногорско-Заводской линии длиной 9,8 км с восемью станциями.Сложности:Строительство велось в сложных гидрогеологических условиях, проходка тоннелей осуществлялась в плывунах и других обводненных грунтах, а также под реками и плотной городской застройкой.
Позднейшие запуски11 августа 1978 года:Открыт второй участок первой линии из пяти станций: Комсомольская (ныне Дворец Спорта), Имени Советской Армии (ныне Армейская), Индустриальная (ныне Имени А. С. Масельского), Тракторный завод и Пролетарская (ныне Индустриальная).
арьковский метрополитен Первойочередью Харьковского метрополитенаявляется современная Холодногорско-Заводская ветка (красная линия), которая в то время состояла из 8 станций:
Улица Свердлова)
Южный вокзал;
Коммунальный рынок);
(тогда Советская);
Проспект Гагарина
;Спортивная;
Завод имени Малышева
;Московский проспект).
Харьковский метрополитен стал шестым в Советском Союзе и вторым (после Киева) в Украине.
Первую линию метро решили строить вдоль самой загруженной магистрали Харькова с запада, через центр и на восток. Южный вокзал изначально должен был стать конечной станцией, именно поэтому там заложили первый ствол. Здесь же планировали построить электродепо для поездов метро. Но инженеры опасались, что грунт может просто не выдержать такого количество подземных работ и провалиться. Поэтому решили продлить линию метрополитена в сторону Холодной горы, сделать конечную станцию первой линии на улице Свердлова (сейчас Полтавский Шлях)В августе 1968 года начались горные работы на станции метро Советская (сейчас Площадь Конституции). В течение двух лет появились стройплощадки еще четырех станций. В августе 1969 года начал работать первый проходческий щит, изготовленный в Харькове. Это ускорило темпы проходки тоннелей, снизило затраты на материалы и повысило качество работ.
В апреле 1970 года состоялась первая сбойка встречных тоннелей в районе Подольского моста через реку Харьков между станцией Советская и стволом 6 будущей станции проспект Гагарина. Точно состыковать встречные тоннели было непросто линия метро проходила по холмистой местности с большим перепадом высот.Благодаря соцсоревнованиям между бригадами годовой план строители каждый год выполняли досрочно. К концу 1974 года прибыли первые вагоны будущего метро. А 30 июля 1975 года по рельсам харьковского метро прошел первый пробный поезд.
Электромеханик службы сигнализации и связи Рамазан Аджиев который проверил
Двадцать второго августа 1975 года для городских и партийных чиновников устроили торжественное открытие участка Свердловско-Заводской линии (сейчас Холодногорско-Заводская) длиной 9,8 километра с восемью станциями: Улица Свердлова (сейчас Холодная гора), Южный вокзал, Коммунальный рынок (сейчас Центральный рынок), Советская (сейчас Площадь Конституции), Проспект Гагарина, Спортивная, Завод имени Малышева, Московский проспект (сейчас Турбоатом). А на следующий день, 23 августа, в Харьковский метрополитен пустили обычных горожан. Только за первый день в метро проехали 413 тысяч пассажиров.
Первые Машинисты были Харьковского метрополитена Николай Иванченко ) и Геннадий Алферов на линию, .
Что касается архитектурного и художественного оформления станций метро, то здесь действовала жесткая цензура. Партийные чиновники не могли допустить, чтобы архитектура станций харьковского метро соперничала со столичной. Поэтому на конкурсах они обычно выбирали самые скромные проекты, а любые оригинальные решения по оформлению браковали. Декоративные элементы станций сократили до минимума.
Метро в Украине строили азербайджанцы
Второй в Украине метрополитен в Харькове открыли23 августа 1975 года.Решение о строительстве приняли за восемь лет до того.
22 августа 1975 года на станции Московский проспект состоялся многолюдный митинг, на котором рабочие передали символический ключ от подземной магистрали начальнику Харьковского метрополитена. 23 августа, в день 32-летия освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков, заработали 8 станций: Ул. Свердлова (ныне Холодная гора), Южный вокзал, Центральный рынок, Советская, Проспект Гагарина,Спортивная, Завод им. Малышева, Московский проспект, расположенные на тpacсе длиной 9,8 км. В этот день метрополитен перевез 413 тыс. пассажиров.
В то же время вдоль заводов-гигантов сооружалась второй участок первой очереди - длиной 7,5 км с пятью станциями.
23 августа 1975 года.Метро 23 августа 1975 года в Харькове запустили первую очередь метро современной Холодногорско-Заводской ветки из восьми станций: .
Параллельно шли работы над вторым участком первой линии из пяти станций Комсомольская (сейчас Дворец Спорта), Имени Советской Армии (сейчас Армейская), Индустриальная (сейчас Имени А. С. Масельского), Тракторный завод и Пролетарская (сейчас Индустриальная). По ним поезда поехали 11 августа 1978 года
Сейчас в харьковском метрополитене 30 станций с тремя подземными пересадочными узлами в центре города. Харьковский метрополитен в 2009 году занял 33-е место в рейтинге 53 метрополитенов мира, пассажиропоток которых превышает 50 млн человек в год.
ЛевадаПрежнее название:Проспект Гагарина
Современное название:
ЗаводскаяПрежнее название:Завод имени Малышева
Современное название:
СалтовскаяПрежнее название:Героев Труда
Современное название:
ТурбоатомПрежнее название:Московский проспект (до 2019 года)
Современное название:
ИндустриальнаяПрежнее название:Пролетарская (до 2016 года)
Современное название:
Дворец СпортаПрежнее название:Маршала Жукова (до 2016 года)
Современное название:
Площадь КонституцииПрежнее название:Советская (с 1975 по 2015 год)
Современное название:
Защитников УкраиныПрежнее название:Площадь Восстания (до 2016 года)
Современное название:
АрмейскаяПрежнее название:Советской Армии (до 2016 года)
Современное название:
Центральный рынокПрежнее название:Коммунальный рынок (до 1975 года)
Современное название:
МетростроителейПрежнее название:Метростроителей имени Ващенко (с 2000 по 2016 год)
На станции Пушкинская впервые были применены железобетонные тюбинги вместо чугунных.На этой же станции был расширен центральный зал, а при укладке путей впервые использованы бесстыковые рельсовые цепи для повышения прочности пути и снижения шума.Конструкция односводчатой станции Киевская была переработана: нижняя часть свода была выполнена из сборных железобетонных элементов, что позволило сократить время строительства.Колонная станция Барабашова получила индивидуальность благодаря Y-образным колоннам с 9-метровым шагом, а перекрытие было выполнено сборно-монолитным, что сократило время и объем отделочных работ.
Строительство началось в 1968 году.Открытие:Торжественное открытие первой очереди состоялось 22 августа 1975 года, а для пассажиров метро открылось 23 августа 1975 года.Первая линия:Это был участок Холодногорско-Заводской линии длиной 9,8 км с восемью станциями.Сложности:Строительство велось в сложных гидрогеологических условиях, проходка тоннелей осуществлялась в плывунах и других обводненных грунтах, а также под реками и плотной городской застройкой.
Позднейшие запуски11 августа 1978 года:Открыт второй участок первой линии из пяти станций: Комсомольская (ныне Дворец Спорта), Имени Советской Армии (ныне Армейская), Индустриальная (ныне Имени А. С. Масельского), Тракторный завод и Пролетарская (ныне Индустриальная).
арьковский метрополитен Первойочередью Харьковского метрополитенаявляется современная Холодногорско-Заводская ветка (красная линия), которая в то время состояла из 8 станций:
Улица Свердлова)
Южный вокзал;
Коммунальный рынок);
(тогда Советская);
Проспект Гагарина
;Спортивная;
Завод имени Малышева
;Московский проспект).
Харьковский метрополитен стал шестым в Советском Союзе и вторым (после Киева) в Украине.
Строительство харьковского метрополитенаначалось в 1968 году, а первая очередь была запущена 23 августа 1975 года. Это была Холодногорско-Заводская линия, состоящая из восьми станций от Улицы Свердлова (ныне Холодная гора) до Московского проспекта (ныне Турбоатом). Первая очередь строилась в сложных гидрогеологических условиях, в том числе под двумя реками и густонаселёнными районами.
Первая линия метро в Харькове
Самой оживленной транспортной артерией Харькова в то время было направление, пролегавшее с востока через центральную часть города на запад. Поэтому конечной станцией метро в начале было решено сделать Южный вокзал. Это и объясняло, почему первый ствол был заложен в данном районе. Первое депо для поездов метро также должно было находиться где-то неподалеку.
Но инженерные расчеты показали, что грунт в этой части города недостаточно прочный, а потому он может просто обвалиться при таких серьезных подземных работах. Именно поэтому конечной станцией стала Холодная гора (Улица Свердлова).
Горные работы на станции метро Площадь Конституции (бывшая Советская) начались в конце лета 1968 года. Через год, чтобы ускорить проходку тоннелей, улучшить качество работ и снизить затраты, стали использовать проходческий щит, изготовленный в Харькове.
Еще через год одновременно строились уже 4 станции метро. А весной 1970 года впервые были сбиты встречные тоннели между будущей станцией Проспект Гагарина (которая тогда называлась ствол 6) и Советской. Место встречи район Подольского моста, проложенного через реку Харьков. Это была сверхсложная задача, потому что район, где проходили туннели , был очень неровным и имел большие перепады высот.
Первые электропоезда были доставлены в Харьков в конце 1974 года, а первый пробный состав прошел по рельсам метро 30 июля 1970 года.
Первый участок Холодногорско-Заводской линии открылся 22 августа 1975 года с большой помпой. Протяженность линии составляла 9800 метров и состояла из 8 станций. А 23 августа Харьковское метро открыло двери для всех желающих. В первый день электропоезда перевезли 413 тысячи пассажиров.
Станции метро были оформлены в соответствии с главным правилом Харьковский метрополитен в архитектурно-художественном оформлении не может конкурировать со столичными станциями. Любые оригинальные ходы подвергались строгой цензуре и отклонялись, поэтому декор на станциях использовался минимально.
Почти одновременно в рамках проекта второго участка первой линии метро были построены следующие станции первой линии:
( Комсомольская);
(тогда Имени Советской Армии); Индустриальная);
Тракторный завод;
Пролетарская).
На этом участке поезда метро отправились в свой первый рейс 11 августа 1978 года


Рецензии