Не туркам назло, а себе на погибель

Не туркам назло, а себе на погибель
(I - II - III)
I
Турки любят снимать исторические сериалы. Сериалы эти преисполнены гордости за великое прошлое турецкой нации во временных и территориальных границах Османской империи. Процентное соотношение имперской гордости и реальной истории в таких сериалах 90 к 10, поэтому особенно любимы сценаристами и режиссерами герои легендарные, о которых до наших дней сохранилось больше мифов, чем фактологических сведений. Так что просмотр таких телепродуктов рекомендую не столько для изучения истории турецкого мира, сколько для понимания турецкого духа, тюркского менталитета.
И это совсем не лишнее понимание, если учитывать, что немалая часть наших земель прежде была завоевана турками – земли от Херсона и Очакова до самого Приднестровья включительно, не говоря уже о полуострове Крым. Одесса, как мы знаем, построена на месте турецкой крепости Хаджибей, а город Измаил до сих пор сохранил турецкое название. Наши предки возвращали себе право на выход к Черному морю во многовековой чреде нескончаемых войн. Тысячи и тысячи славян были пленены турками и угнаны в рабство с раздольных диких приднестровских, придунайских и приднепровских степей.
Смешно предполагать, что притязания османов на эти земли, а, значит, и войны за них закончились навсегда. В современной Турции все громче звучат призывы к возрождению Великой Османской империи, политики зарабатывают баллы на имперском реваншизме, с этим нельзя не считаться и нам. Пора прекращать наши внутренние разборки и возвращаться к укреплению внешнего периметра – наращивать мощь, увеличивать число союзников и, что самое важное, попытаться не провоцировать потомков янычар, не показывать им нашу разобщенность (а значит – слабость) и суметь найти с ними взаимопонимание. Турецкие исторические сериалы, где участвуют легендарные тюркские герои, весьма полезны с этой точки зрения.
II
Один из таких героев – Эртугрул, полулегендарный тюрок из племени кайи, живший в XIII веке, отец основателя имперской династии – Османа I Гази. Известно об Эртугруле крайне мало, сведения обрывочные, ненадежные, поэтому сериал можно снять о нем весьма «достоверный», что и было сделано в 2014-19 гг. - сериал «Воскресший Эртугрул» объемом всего-навсего в 448 серий.
В турецком сериале много от индийской кинематографической традиции: драки-поддавки по принципу «одним махом семерых побивахом», щедрая липовая кровь во все стороны, рамочные персонажи, четко поделенные на кривляющихся негодяев с противной внешностью и гордых отважных сынов ислама и степей с внешностью героической, много нудных диалогов, преисполненных восточной витиеватости и метафорической бессодержательности, долгие поиски предателя, у которого на лбу написано, что он предатель, коварство и любовь, невнятная мистика, месть, смерть и преисподняя. Протагонисты, естественно, сам Эртугрул, его отец Сулейман-шах, его возлюбленная султанша Халиме, его алты (непобедимое ополчение кайи) и многие другие. Антагонисты – дядя Курдоглу-бей, жена брата Сельджан, визирь Назир, крестоносец Титус, магистр Петруччио, кардинал Томас и многие другие.
Любопытна сюжетная линия Сельджан. Эта коварная женщина затаила злость на все семя Сулейманово, потому что некогда Сулейман-шах убил ее отца, который, подстрекаемый Курдоглу-беем, хотел устроить в племени «государственный переворот». При этом Сельджан винит в смерти отца не подстрекателя Курдоглу, а вождя племени Сулеймана.
И вот все у нее так, через не тот выход получается. Коварная Сельджан постоянно строит козни – подстрекает, сеет рознь между братьями, шпионит в пользу крестоносцев, подсылает убийц к Сулейману, Эртугрулу, Халиме и прочим, входит в многочисленные заговоры с Курдоглу-беем, не брезгует ядами, наговорами, лжесвидетельством – в общем, все грехи мира находят воплощение в этой женщине. И всегда Сельджан отгребает по полной, всегда прилетает ей по закону кармы. Но винит она во всех своих бедах не себя, а других.
III
Даже в потере нерожденного ребенка, которого сама вытравила из себя, случайно приняв яд, думая, что принимает противочумное лекарство, Сельджан исхитряется обвинить ни в чем не повинную Айкыз, девушку из племени кайи. Убийца, подосланный Сельджан и Курдоглу-беем, дабы убить главного героя, наносит тяжелое ранение Гёкчан, сестре Сельджан, из-за чего бедная девушка теряет возможность стать матерью, но Сельджан снова винит в произошедшем не себя, а все того же Эртугрула. То есть логика такая: я послала к тебе убийцу, убийца промахнулся, попал в мою сестру – виновата не я, не убийца, а тот, кто не подставился. По принципу «А нас-то за что?».
Если человек недалекого ума проникается неоправданными амбициями, то его неизбежно ждет разочарование. Испытав разочарование, глупец назначает виновными тех, кто умнее, успешнее его, и проникается к ним ненавистью. Ненависть – плохой проводник, она увлекает в такие лабиринты, путь через которые ведет к непременному краху. Эта закономерность (глупость – амбиции – ненависть – ж*па) применима не только к личности, она справедлива и в масштабе народов, наций, государств. История знает немало примеров, когда недальновидная политика и непомерные амбиции приводили к краху целые цивилизации, причем даже на краю гибели глупцы возлагали многие вины на кого угодно – на врагов, на союзников, на собственных подданных, на придворных фаворитов и военачальников, на систему, на время, на погоду – но только не на себя.
Так что включаем «обратный инжиниринг», только не технический, а логический, и получаем «путь из темного туннеля в светлое будущее»: чтобы выбраться из ж*пы, надо, в первую очередь, погасить в себе ненависть, затем умерить амбиции, после чего постараться поумнеть – читать как можно больше и глубже, не бестселлеры и прочую популярную муть, а книги-раздумья, книги-собеседники, книги-наставники. Подскажу: книга тем глубже, чем больше в ней скрытых вопросов, и тем примитивнее, чем больше в ней готовых ответов. И если путь в бездну лежит через глупость, амбиции, ненависть, то путь к покою и благоденствию лежит в обратном направлении: через уважение, смирение, интеллект.


Рецензии