Как умирал Тан и другие частные команды

А вместе с ним «Русский вариант» и «Русские пингвины»
32 года назад в Москве произошли события, которые мы знаем из истории, как «расстрел парламента России». Одновременно с ними в Казани закатилась компания «Тан», чей руководитель Сергей Шашурин принял сторону мятежных депутатов.
Спортивная империя «Тан»
В 1993 году сразу три спортивные команды Татарстана были связаны с фирмами Сергея Шашурина «Тан», которые сам предприниматель характеризовал как Ассоциацией социально-экономического развития Казани. Это и футбольный «Рубин-Тан», и хоккейный «
В этом плане нужно сказать огромное спасибо тем, кто сохранил травяной хоккей в Казани. Там «УНИКС-Тан» переродился в «Идель» (1993-2000 годы). В разные годы команду поддерживали многопрофильная фирма «Тан» бизнесмена Сергея Шашурина, затем фирма ICL-КПО ВС. С ее помощью команда совершила первую международную поездку в Англию, по приглашению местной мусульманской общины, затем в город Тебриз, в Иране, представляя там сборную Татарстана. Спасибо тем, кто играл: Радик Гатауллин, Линар Губайдуллин, Анатолий Кузнецов, Игорь Павелкин, Сергей Романов, Сергей Чернов, из молодых Ильшат Гарифзянов, Игорь Иванов, Дмитрий Кулебянов, Егор Марнаутов, Дмитрий Старков...
«Рубин» и нынешняя команда «Динамо-Ак Барс» носили название «Тан» только в один 1993 год, поскольку фирма Сергея Шашурина просто спонсировала их, а вот хоккейный клуб «Тан» был его детищем, созданным в последние годы существования Советского Союза. В 1990 году «Тан» вошел в число участников чемпионата Советского Союза среди коллективов физкультуры, во времена, когда в стране было все меньше физкультурников, и все больше кооператоров. Кстати, так и называлась одна из участниц соревнований — «Кооператор» из Донецка, где начинал известный в будущем защитник Олег Твердовский, правда, не сыграв за мужскую команду ни одного матча. Зато Донецк воспитал Сергея Витера, в будущем игрока сборной Беларуси, в активе которого был и сезон в Лениногорске.
В целом, подходить снисходительно к четвертой по ранжиру лиге советского хоккея, это в корне неправильно. Олимпийские чемпионы Геннадий Цыганков из «Водника», Ванино, Хабаровского края, Сергей Капустин из «Нефтяника», Ухта, Республика Коми, Сергей Бабинов из Челябинска, чемпионы мира Юрий Федоров из ульяновского «Труда» и рижанин Хельмут Балдерис, известные тренеры Валерий Белоусов, Анатолий Богданов, Сергей Герсонский, Альберт Федоров, будущий наставник СК им. Урицкого Олег Галямин...  А «Текстильщик» из Павловского Посада, который только в одном выпуске 1953 года рождения вырастил армейца Лобанова, динамовца Семенова, воскресенца Крутова, был достоин такой же участи, как ижевская «Ижсталь», выросшая из коллектива четвертой лиги до дебютанта советской вышки, или «Магнитка», являющаяся законодателем мод российского хоккея. Хоккейные Татария и Башкирия благодарны четвертой лиге за «урицких» Александра Соколова и Равиля Шавалеева, «юлаевцев» Александра Антипина и Рашита Гимаева.

«Миллион на льду»
Вспомнив донецкий «Кооператор», отметим, что среди его соперников была такая нашумевшая команда, как «Алиса», принадлежавшая эксцентричным миллионерам братьям Стерлиговым. Поскольку текст о «Тане», мы не будем вдаваться во все подробности хоккейной жизни 90-х, но сам факт приобретения одной структурой чужих спортивных команд был поначалу испытан на футбольной «Красной пресне» превратившейся в «Асмарал», затем на взаимоотношениях «Аргуса» с «Алисой». «Аргус» тренировал такой важный для казанского хоккея наставник, как Юрий Моисеев, который за одно межсезонье лишился 13 хоккеистов, перешедших в «Алису» в 1991 году. Той же осенью ее хозяева провели нашумевший турнир «Миллион на льду», привлекли в состав ряд звездных ветеранов, но настоящей благодарности заслуживают только за Александра Хаванова, которому на какой-то момент помогли с игровой карьерой. Что касается «Аргуса», то и там были заметные фигуры — Станислав Романов, в будущем зять Зинэтулы Билялетдинова, известный хоккеист, а ныне агент, а также будущий игрок и тренер сборной Хорватии Геннадий Горбачев.
Глядя на шалящих «алисят», в Орске также был проведен первый в СССР коммерческий турнир по хоккею для команд второй лиги с призовым фондом в семь тысяч рублей. Скажете мало? Так в Альметьевске местный «Нефтяник», нижнекамский «Нефтехимик» и и еще четыре команды вообще играли «за бесплатно».   
Но Москва и Донецк играли в своей подгруппе, а соперниками «Тана» на начальном периоде стали команды Саранска, Чебоксар, Ульяновска, где решили возродить хоккей с шайбой, вслед за возрожденным в 1986 году футболом. Понятно, что до уровня воспитанного в Ульяновске игрока сборной СССР Юрия Федорова, созданный «Старт» уже не поднимался, зато дал возможность поиграть там казанскому воспитаннику Марселю Гарипову, который в 1995 году стал автором первой исторической шайбы «Нефтехимика» на уровне чемпионата МХЛ. Он, кстати, и за «Тан» успел поиграть, но уже во втором сезоне команды. А среди первопроходцев можно отметить опытнейшую защиту и несбалансированное по возрасту нападение, где рядом с 37-летним Владимиром Бокаревым играли 17-летние Алексей Зуев и Павел Терентьев. В целом это был сплав звезд СК им. Урицкого (Рустем Абдулхаев, Сергей Закамский, Андрей Писарев, Равиль Фазлеев, Равиль Шавалеев) и будущих звездочек «Ак Барса» (Дмитрий Балмин, Михаил Сарматин). Плюс отец Александра Бурмистрова — Олег, будущий тренер Анвар Валиахметов, плюс нынешний наставник спортшколы «Ак Барса» Роберт Гайнуллин. Тренировал дружину Всеволод Елфимов, который выводил «Урицких» в высшую лигу, где его поменяли на Юрия Очнева.

Почему биржевики не смогли распродать команду? 
Понятно, что «Тан» легко выиграл свою Зону, поскольку на всех соперников только в пензенской «Юности» была пара человек с опытом выступления за местный «Дизелист», но и в этом отношении предыдущая команда хоккейных «физкультурников» из Пензы с Ерховым и Серняевым, Косоуровым и Слепышевым, выглядела более мастеровитой. Остальные сопернки «Тана» были реально «физкультурниками», оправдывая статус турнира КФК, коллективов физкультуры. Одна ничья, в остальном победы — 20:0, 19:1, 18:0, никогда Казань так не доминировала в советском хоккее. Да и в финальном турнире в Твери сложной выдалась только одна игра — с местной «Эгидой ЛТД», созданной местным татарином Равилем Урманчеевым на базе расформированного СКА МВО.
Выход во вторую лигу чемпионата СССР совпал с развалом Союза. Под его развалинами был погребен вопрос: почему «Алиса» также прекратила существование, хотя выиграла свой микротурнир КФК параллельно с «Таном»? Товарно-сырьевая биржа «Алиса» существовала еще некоторое время, и братья Стерлиговы могли бы продать свою команду, но нет. В итоге олимпийский чемпион Борис Александров поехал на малую родину в Казахстан. Дылевский и Хаванов улетели в Америку, вратарь со странным именем Светлан Никитин оказался в Альметьевске.
(Окончание следует)


Рецензии