Лесные очерки
В коротких очерках хочу рассказать о своих впечатлениях и чувствах, которые я получал от пребывания в лесу. Все походы в течение многих лет здесь собраны в одну-две части, во-первых, чтобы не повторяться, а во-вторых передать эмоции, чтобы была экспрессия.
- 1 -
/Конец марта/.
Надо проверить весну за городом. Схожу-ка к роднику около лесника. Дорога местами сухая, но надо часто жаться к обочине, чтобы проезжие машины не обрызгали. Здравствуй, подарок природы! Это сколько же без перерыва столетиями вытекает без счётчиков и кранов?!
Набрав воды, нахожу не затенённое место на краю леса над небольшим обрывчиком и устраиваюсь на обнажённых корнях сосны. Здесь оголённая земля чуть парит и её запах будоражит кровь. Кругом снег, а я на пригреве осматриваюсь, блаженствуя. От сокодвижения начинают чуть краснеть тонкие веточки берёз. Вот ветерок погнал подсохший лист. Ой, да это бабочка капустница отогрелась после зимы! Подложив сзади себя рюкзак на старую траву, откидываюсь на спину. Уже появляются кучевые облака, которых к полудню становится. больше. Из-за вершин сосен движется инверсионный след, а впереди блеснула точка самолёта. Гула не слышно. Пытаюсь угадать, в каком месте он вынырнет из другого края облака. Чуть ниже кружит пара воронов. Закрываю глаза и как в детстве рассматриваю пятна. Дальше бы так лежать, но чувствую непрогретую землю. Подул холодный ветер. Зябко. Надо уходить.
- 2 -
/Начало апреля/
Каждый год на свой день рождения загадываю подарок от природы, увижу ли первую в новом году трясогузку и какую, серую или жёлтую? Хотя в городе, в зависимости от тепла, уже в марте в солнечных местах встречал бабочек крапивниц и лимонниц, а что в лесу?
В это время бывало ещё много снега и в тени от деревьев можно было пройти по насту, не проваливаясь, или же, сняв куртку, проходить по ней, перекидывая, до пенька или кучи хвороста, чтобы на них позагорать. Но в тёплую весну лес раскрашивался летающими красивыми пятнами бабочек павлиний глаз, белянок, траурниц. Уже вовсю цвели жёлтые лютики, медуница с одновременно синими и красными цветочками на мохнатом стебельке, краснокнижное волчье лыко с нежным ароматом розовых цветков, слегка напоминающих сирень на голых прутиках.
Я находил поляну, с северной стороны которой было сухое возвышение, и здесь, на пригреве, делал стоянку. Если рядом была канава с талой водой, то по советам П.Иванова про единение с природой, раздевшись до гола, ложился в купель, отталкивая тонкие льдинки ночных заморозков, или просто в сугроб. После, одевшись, босиком бродил вокруг, осторожно ступая отвыкшими за пол-года от земли ногами, внимательно глядя перед собой. Можно было поискать первые грибы: сморчки и строчки, но для этого надо было "настроить глаз", ведь среди шишек, прошлогодней травы и листьев совсем незаметны их сморщенная шляпки. Только, вырастая, они были хорошо видны по длинным белым пустотелым ножкам, похожим на толстые макароны; и с сыном мы говорили, что идём за макарошками.
Как вкусен чуть сладковатый холодный нектар, когда, обняв молодую белую берёзу, измазавшись её пудрой, припадаешь губами к её коре! А сверху на тебя капает сок из травмированной ветки или раздолбанной недавно дятлом трещины. (В советское время были трёхлитровые банки с соком, но та жидкость была с сахаром и невкусная). Я всегда с собой в лес брал перочинный нож, в котором были ещё и другие инструменты. Штопором делал углубление, вставлял чистую палочку и сок стекал в ёмкость. Пока нагуляешься, то домой приносишь термос живительной влаги. И такие отверстия хорошо забивать колышками не в пример варварам, бросающим открытые раны, вырубленные топором, откуда вытекающий сок превращался позже в ноздреватый студень для массы разнокалиберных насекомых.
Хорошо сидеть в аромате рядом цветущий ветлы, вдыхая горьковатую свежесть раскрывающихся почек, согревающейся земли, лесной подстилки и первоцветов. Приятно слушать хоры прилетевших птиц. Особенно громко выделяются зяблики, застолбившие территорию и сообщающие об этом соперникам. Ещё стыдливо подаёт свой мелодичный голосок снегирь, прячась в чаще. В густой синеве парит ястреб, а чуть в стороне летают три ворона, видимо, соперники обхаживают одну даму.
На земле рассматриваю воинство клопов- солдатиков чёрными пятнами похожих на грустное лицо рыцаря. Уже на разведку вылезли изголодавшиеся муравьи-фуражиры. Ой, а рядом почти в метре греется гадюка, хотя нет, это уж. Наверное я своей неподвижностью его не беспокоил, А вот медленно ползёт клещ, ещё один. Надо уходить. Когда мы с сыном ходили в лес, то часто осматривали друг друга. Теперь же я один. Когда только дома обнаружил на себе впившегося клеща, а позже знакомый на работе был парализован энцефалитным насекомым, то бродить по лесам до середины лета я остерегался.
- 3 -
Остерегаясь насекомых, но я всё же ходил на природу. Здесь "ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют". Почему-то запоздало цветет осина, её длинные серёжки, похожие на серых мохнатых гусениц, источают слабый терпковатый запах. Вокруг буйство жизни: любых расцветок цветы и бабочки, хоры птиц на разные голоса поют, трещат, свистят, тренькают. Или охраняя свою территорию, или приглашая подружку, дробью отстукивает пёстрый дятел, а его видовой конкурент чёрный дятел - желна бьёт громче и реже, добавляя в паузах длинное кью-ю. Особняком стараются соловьи. Я много раз пытался подойти к нему ближе, но он не желал подпускать. Как-то залез в густые кусты и очень-очень медленно без резких движений, не зная слышат ли он во время пения или глохнет как глухарь, я подобрался к певцу метра на два. Маленькая невзрачная серенькая птичка своими руладами прямо оглушала. Я насчитывал 8-9 колен, а говорят, что самые пеучие курские соловьи издают по 15 и более.
Собираю сныть, щавель, побеги кипрея, обгладываю мягкие хвоинки лиственницы, набухшие почки липы - добавь растительное масло и готов настоящий весенний салат. Но прости, весна, на даче много работы.
Свидетельство о публикации №225121800735