О крещеных татарах на Дону
В 6 сборнике /Служба донских казаков XVIII век. Отставные казаки Войска Донского 1770 год: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. VI / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2015/, опубликован «Имянной список Войска Данскаго старшинам и протчим чинам и редовым казакам назначенным по осмотрам войсковаго атамана с старшинами з доктором и лекарем к отставке, 1770 года», где среди отставных донских казаков упоминаются и такие:
«Города Черкаского Середней станицы казак ... | Ис каких чинов: из татарских детей | Время вступления в службу: 736 | Когда, где со вступления в службу в походах и у дела был против неприятеля, и в которое время: под Крымом, под Кубаном, под Каргалами, в Кизляре, до Бойволы, в Финляндии, в Прусии, по речке Салу на заставе ...».
«Маноцкой станицы ... из татар | 735 | под Крымом, под Очаковом, до Днестра, для размежевания с турками земель, в Ифляндии, в Вязьме и Доргобуже, по речкам Тузлову, Миюсу и Каменки на заставах | не умеет | не бывал | женат, имеет четырех с[ы]нов из коих двое написаны в казаки ...».
В 7 сборнике /Служба донских казаков XVIII век. Запорожские и донские казаки в Приазовье 1699 – 1705 годы. Отставные казаки Войска Донского 1775 год: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. VII / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2015/, представлен: «Список сочиненной Войска Донскаго в войсковом гражданском правительстве отставленным в 1775-м году от службы казакам с показанием кто и за какою невозможностью», вновь упоминаются донские казаки татарского происхождения:
«Середней станицы ... Бузин ... татарской сын | Время вступления в службу: в службе с 750-го | Кто, где со вступления в службу в походах и у дела против неприятеля был, и в которое время: по Миюсу, на Крымской и Кубанской сторонах, на Морских косах, до Днепра и по речки Маночи | Грамоте читать и писать умеет ли: не умеет | Кто был в фергерах и криксрехтах, штрафах, по каким делам, и что кому учинено: не бывал | Кто женат или холост, и сколько у себе мужеска полу детей, и коликих лет, и где находитца: женат, имеет у себя четырех сынов ...».
«Скарадумовской ... Калмыков ... татарской сын | с 735-го | под Азовом, под Кубаном, под Крымом, до Кальмиюса, до Бойволы, до Обска, в Даргабуже, и в Прусии ...».
«Нижней Рыковской ... Данилов ... | татарской с[ы]н | с 767-го | в ныне окончанной Турецкой войне во Второй армии, в Польше, и в Петербурге ...».
«Арчадинской ... из татарских детей | с 757-го | в Прусии, где при сражении неприятелем ранен саблею в левую руку, и в ныне оконченной Турецкой войне во Второй армии | не умеет | не бывал | женат, имеет одного сына ...».
В 12 выпуске /Служба донских казаков XVIII век. Отставные казаки Войска Донского 1777 год: материалы по истории и генеалогии казачества. Выпуск XII. / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград. 2019./: «Список отставленным от службы Войска Донскаго казакам с 12 апреля 1776 по октябрь 1777 году»:
«Середней Рыковской ... Лиманов ... ис татарских детей | 758 | в Прусии и в Кизляре | не умеет | не бывал | женат имеет одного сына ...»
«Мелеховской ... Ис каких чинов: из кубанских татар | Время вступления в службу: в 752 | Кто, где со вступления в службу в походах и у дела против неприятеля был, и в которое время: на Кагальнике для предосторожности, в годовом карауле, в Прусии, на Волге, по Маноче, по Миюсу, до Днепра, до Ачуева, по речке Кундрючье и на Кубане | ... Кто женат или холост, и сколько у себе мужеска полу детей, и коликих лет, и где находитца: женат имеет у себя одного с[ы]на ... | Зачем по осмотру войскового атамана с присудствующими судьями и лекарями кто в службе быть неспособен: за данною на Кубане неприятелем в спину раною, отчего на коне ему ездить неможно |»
Один из примеров того, как оседали на Донской земле «инородцы», читаем в 10 сборнике / Сыскные дела о донских казаках XVII-XVIII вв.: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. X / Авт.-составитель Гусев В.А. Волгоград. 2017. /: 1700 год «А на дуване нам, Козьме с товарыщи, досталось взятого полону: мужеска полу два ч[е]л[о]в[е]ка робят, да женска полу одна девка. И ту девку продали донскому казаку Юде, которой живет у Познеевых в Черкаском, взяли двенатцать рублев. А дву робят продали казаком: Василью Логинову, одного малого взяли одиннатцать рублев; а другова в Ново Григорьевской городок продали ж казаку Гарасиму, взяли одиннатцать рублев».
Для будущей 15 книги разбираю текст документа 1742 года «Список имянной восприявших добровольно веру християнскую из татарских пленных». Среди «новокрещенов» встречаются и взрослые «полоняники». Так при доме «господина войскового атамана» жил крещеный татарин по крестному отцу носивший теперь фамилию ДАНИЛОВ «а по бусурмански Иннан, взят в Крыму в Карасу в 1737-м, а крещен в Черкаском в 738-м году». Но более всего при старшинах и казаках жили и крестились татарские дети:
При доме «господина брегадира Ивана Фролова»: «мальчик Василей, а бусурманского имени не помнит, родился в городе Ачакове, ис которого и в полон господином брегадиром Фроловым в 738-м году взят, а крещен в Черкаском в 739-м году». У старшины Воронина: «мальчик Михайла, а по бусурмански Емтик, родился за Кубаном, мурзы и аулу не помнит, откуль и в полон в 738-м году ханскими калмыками взят, у которых куплен за 20 рублев, крещен в Черкаском в 740-м году». У старшины Емельянова «девка Ефимия, а по бусурмански Эльмес, родилась за Кубаном в ауле Минтанах, ис которого за Кубаном и в полон ханскими калмыками в 733-м году взята, у которых куплена за 20 рублев, а крещена в Черкаском в 741-м году». У старшины «Грекова: мальчик Петр, а по бусурмански Топчара, родился за Кубаном, а в каком ауле, не помнит, откуль и в полон ханскими калмыками в 738-м году взят, у которых куплен за 7 рублев, а крещен в 739-м году». И МНОГИЕ ДРУГИЕ.
«Возрастая» на Дону при казачьих семьях, крещенные девчата-татарочки нередко выходили замуж за казаков, а «робята» становились казаками. Вспомним хотя бы отставного донского казака Мелеховской станицы 1777 года, по происхождению кубанского татарина, после вступления в «донскую казачью службу» храбро воевавшего на Родине предков против «вчерашних соплеменников» и получившего ранение!
ВОТ УЖ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, СТОИТ КАЖДОМУ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОТОМКОВ ТЩАТЕЛЬНЕЕ ПОКОПАТЬСЯ В КАЗАЧЬИХ КОРНЯХ, опираясь в первую очередь не на нарративы-предания, а на рукописные источники, и будет почти как из слов известной песни, мол «только русские в родне», пращур «мой – самарин, если кто и влез ко мне так и тот татарин»! И даже тот самый «самарин» вполне может подтвердиться, как из челобитной донского казака 1703 г.: «лет з дватцать с лишком жил я по крепостям в Темниковском уезде в д[е]р[е]вне оброчно за Обрамом Ивановым с[ы]ном Хитровым и из той д[е]р[е]вни сошел в низовые городы на Самару в дворцовую д[е]р[е]вню в Сосновой Соленец … а служить на городе на Кашпуре пехотную салдацкую службу, и тою пехотную службу служил я лет с семь, ис Кашпира города сошел на реку Медведицу в Бурлуцкую станицу и служил в той Бурлуцкой станице с Первого Азовского походу …» / Сказочные казаки на Дону. Переселение на Терек сказочных и волгских казаков XVIII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. IV / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2014/.
Подробности читатель найдет в 15 выпусках "Материалы по истории и генеалогии казачества"
#архиввиталиягусева
Всем, кому интересно далекое прошлое предков-казаков, обращайтесь: guseffv@mail.ru Гусев Виталий Александрович
Свидетельство о публикации №225121800767