Не сознают, что живут в России

Только 52% студентов ответили, что определяют себя как граждан России. При этом почти треть воспринимают себя "просто как людей". Такие результаты получены в ходе опроса студентов Орловской области, они опубликованы в журнале "Вестник института социологии", в статье, посвященной формированию гражданской идентичности у студенческой молодежи. Эти результаты показывают существенную проблему в самоидентификации российской молодежи, несмотря на формально проводящуюся во всех школах и вузах страны "воспитательную работу". Судя по этим цифрам, эффект от нее невелик.
Итак, было опрошено 652 студентов вузов и колледжей Орла. Вопросы были разбиты на три блока: когнитивный (знание о важнейших вехах истории своей страны, ее героях и достижениях, ощущение собственной принадлежности), ценностно-эмоциональный и поведенческий. И лишь 52% ответили, что определяют себя как граждан России, а почти 30% определили себя просто как "человек". Все прочие варианты оказались очень незначительными. То есть почти треть студентов выбрали обезличенный ответ, этот факт отмечают авторы исследования.

"Это может свидетельствовать о том, что данный вариант ответа в косвенной форме является неприятием себя как части государства с его исторической памятью, героями, богатой культурой и глубокими традициями", — пишут авторы.
В этой связи интересно, как студенты знают историю родной страны. И здесь тоже тревожные результаты: только 17% ответили, что очень хорошо знают историю Великой Отечественной войны. Правда, 69% думают, что знают "скорее хорошо", но повод для сомнений явно есть.

Также любопытно, что студенты колледжей продемонстрировали проявление более позитивного отношения к своей стране, чем студенты вузов, примерно на 15% чаще говоря об уважении, любви, доверии и восхищении. Они чаще гордятся российской армией и реже высказывают недоверие.
Еще одна проблема — оценка положения России в мире. Орловские студенты гордятся историей своей страны (95%), но информационная работа противника приводит к тому, что 23% плохо оценивают положение России на мировой арене. Видимо, они проникаются заявлениями об "изоляции" России и т.п.
Характерно, что сами студенты понимают недостатки политики государства по формированию гражданской идентичности. Патриотическое воспитание считают недостаточным 58%, преподавание и изучение истории — 45%.


Рецензии