Времена года-2. Зима. Записки из повседневности
Экоактивисты бьют тревогу поскольку причиной изменения климата считают деятельность человека (антропогенные факторы). Одно из главных направлений их деятельности - переход к «зелёной экономике», то есть отдавать приоритет не экономическому росту любой ценой, а устойчивости развития!
На 21 декабря 2025 года, приходится период зимнего солнцестояния день, когда Северное полушарие в силу наклонения земной оси к плоскости земной орбиты максимально отклонено (удалено) от Солнца. Название «солнцестояние» связано с тем, что несколько дней до и после этого события высота Солнца над горизонтом в полдень почти не меняется – словно оно «замирает». Для жителей северного полушария - это самый короткий световой день и самая длинная ночь в году. В Центральной России продолжительность светового дня 21 декабря составит всего около 6,5 часов.
За Полярным кругом в период солнцестояния устанавливается полярная ночь: в высоких широтах Солнце не поднимается над горизонтом на протяжении суток. Например, в Мурманске полярная ночь начавшись 1 декабря 2025 года (заход солнца ~ 12:38) завершится 11 января 2026 года (восход ~ 12:54) – около 40 суток полного мрака.
Самый короткий день в году традиционно знаменует начало астрономической зимы и связан с рядом интересных народных традиций и примет. В народе 21 декабря (по старому стилю – 12 декабря) прозвали Спиридон-солнцеворот – считалось, что с этого момента Солнце «поворачивает на лето», а зима на мороз. Этот период считали временем очищения и обновления, поскольку солнце рождается заново, предвещая весну, а сам день считали победой света над тьмой.
В старину, в этот день молодёжь наряжалась в яркие костюмы, ходила по дворам, исполняла обрядовые песни (колядки), в них обязательно должны были звучать пожелания добра и богатства, а хозяева вручали им угощения и подарки. Одним из главных обычаев солнцеворота было разжигание больших костров. Огонь на Руси считали средством очищения от всего плохого. Наши предки символически «помогали» светилу – приветствовали возвращение дня, приближая тепло и весну.
В современной жизни день зимнего солнцестояния не является официальным праздником, но многие люди соблюдают обряды, чтобы сделать самый короткий день особенным.
В день зимнего солнцестояния пора наряжать новогоднюю елку. Процесс обретет больший смысл, если украшения для дерева будут символизировать мечты человека.
В этот день в доме следует сделать, как и наши предки, генеральную уборку: вычистить из всех углов грязь, пыль, паутину, выбросить ненужные вещи.
Одной из лучших традиций считалось проведение тихого уютного вечера в семейном кругу, подвести итоги года и загадать планы на будущее. Считается, что в солнцеворот загаданное обязательно сбудется, если провести обряд правильно.
Один из популярных способов – записать желание на листке бумаги и сжечь его у пламени свечи или костра. Пепел, оставшийся после сожжения, развеять по ветру.
Рекомендуется также:
- простить обиды. Для этого нужно написать их на бумаге, сжечь и произнести слова прощения вслух;
- помириться с теми, с кем были в ссоре. Можно организовать праздничный ужин - в процессе произойдет примирение;
- вернуть все долги, чтобы сбросить негативный груз;
- разрешить все споры;
- постараться не думать о плохом - можно разбудить злых духов.
Считается так же не уместным в этот день, давать или брать в долг и оформлять кредиты.
Приближение праздника Нового года зримо ощущается по появлению в городе бутафорских сооружений отдалённо напоминающих главный новогодний символ – хвойное дерево именуемое елкой. В праздничном убранстве торговые центры, предлагающие весьма разнообразные товары и новогодние подарки со скидками, но ажиотажного спроса характерного в предновогодний период, что-то не заметно. Очевидно, что у людей ещё свежо в памяти прошлогоднее новогоднее празднество в условиях грандиозного скачка цен на предметы первой необходимости, а потому обошедшееся, как говорится, в «копеечку», да вот ещё затянувшаяся война, здесь в прифронтовом регионе, она постоянно даёт о себе знать чуть ли не каждодневными прилётами…
Мои сбывшиеся предсказания о необычности зима 2024-25 годов были основаны на личных воспоминаниях, поскольку я родился и вырос в Центральной полосе России и все прелести настоящей зимы в прошлом испытал на себе.
Сельская средняя школа, где я продолжил обучение начиная с пятого по десятый классы, находилась в соседнем селе и отстояла от моей деревни на расстояние не менее трёх километров. Вот это расстояние (туда и обратно, всего 6км) мне приходилось преодолевать в каждодневном режиме начиная с начала учебного года и до его конца, то есть, все осенние и зимние месяцы и до конца весны уже следующего года. При этом дороги, с каким либо твёрдым покрытием, из нашей деревни в направлении школы не было вовсе, а та грунтовка по которой дети ходили в школу была проходима ещё только для гужевого транспорта. Так вот, в 60-е годы зимы в здешних местах были суровые и хотя минусовые температуры были не такими, как в отдельных местах Сибири и северных регионах, но наша местность, как говорится, - «открыта всем ветрам», недаром у этой деревни наряду с официальным названием было и другое – Ветренка. Особенностью зим было обилие снега, что в конечном итоге, в сочетании с ветрами, морозами, повышенной влажностью воздушных масс и составило неизгладимое представление о зимах того периода на всю оставшуюся жизнь. Случались ли зимой в тот период времени оттепели? Да случались, причём иногда вплоть до масштабов весенних паводков, но это на короткий период, зима же, в представленном выше варианте, фактически продолжалась не менее пяти месяцев - с ноября по март включительно. Новый год запомнился елкой и подарком – конфетами в бумажном пакете и длинными зимними каникулами.
Нам, живущим уже за первой четвертью XXI века, любопытно было бы узнать, всегда ли была Русская зима такой снежной и морозной, какой её описывают писатели и поэты XIX века? Обратимся к А.Пушкину, поэма «Евгений Онегин» (1832г.):
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь…
В стародавней Руси звался январь-месяц «просинцем», «сеченем» - прозывался; народ приговаривал в ту пору: «Январь - году начало, зиме середка!», «Январь два часа дня прибавит!», «Январь на пороге - прибыло дня на куриный шаг!», «Январь трещит - лед на реке в просинь красит!», «Январю-батюшке - морозы, февралю - метелица!» … .
Зима на Руси, всегда воспринималась как непременный естественный период времени года, достаточно сложный, требующий основательной подготовки, а потому, зима была частью самой жизни.
Особенности зимнего периода времени года отражены во многих произведениях известных поэтов и писателей России.
П. Вяземский, «Первый снег» (в 1817г.):
«Природа бледная, с унылостью в чертах,
Поражена была томлением кончины.
Сегодня новый вид окрестность приняла,
Как быстрым манием чудесного жезла;
Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подернулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля
И нас приветствует живительной улыбкой.
Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой;
Там, темный изумруд посыпав серебром,
На мрачной сосне он разрисовал узоры.
Рассеялись пары, и засверкали горы,
И солнца шар вспылал на своде голубом.
Волшебницей зимой весь мир преобразован;
Цепями льдистыми покорный пруд окован
И синим зеркалом сравнялся в берегах.
Забавы ожили; пренебрегая страх,
Сбежались смельчаки с брегов толпой игривой
И, празднуя зимы ожиданный возврат,
По льду свистящему кружатся и скользят.»
С первой порошей начиналась зимняя охота со стаями гончих собак:
«Там ловчих полк готов; их взор нетерпеливый
Допрашивает след добычи торопливой, …»
В старину, катание на санях было одним из главных развлечений:
«Покинем, милый друг, темницы мрачный кров!
Красивый выходец кипящих табунов,
Ревнуя на бегу с крылатоногой ланью,
Топоча хрупкий снег, нас по полю помчит.
Украшен твой наряд лесов сибирских данью,
И соболь на тебе чернеет и блестит.
Презрев мороза гнев и тщетные угрозы,
Румяных щек твоих свежей алеют розы,
И лилия свежей белеет на челе.
Как лучшая весна, как лучшей жизни младость,
Ты улыбаешься утешенной земле,
О, пламенный восторг! В душе блеснула радость,
Как искры яркие на снежном хрустале.
Счастлив, кто испытал прогулки зимней сладость!
Кто в тесноте саней с красавицей младой,
Ревнивых не боясь, сидел нога с ногой,
Жал руку, нежную в самом сопротивленье,
И в сердце девственном впервой любви смятенья,
И думу первую, и первый вздох зажег,
В победе сей других побед прияв залог…»
А вот, как о том же написал А.Пушкин, «Зимнее утро»:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
И ещё, «Зима» (1829 г.):
«Что делать нам в деревне?
……………………………………….
Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня;
Арапники в руках, собаки вслед за нами;
Глядим на бледный снег прилежными глазами;
Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,
Двух зайцев протравив, являемся домой.
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд.
……………………………………………
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), —
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становится полна!
Сначала косвенно-внимательные взоры,
Потом слов несколько, потом и разговоры,
А там и дружный смех, и песни вечерком,
И вальсы резвые, и шепот за столом,
И взоры томные, и ветреные речи,
На узкой лестнице замедленные встречи;
И дева в сумерки выходит на крыльцо:
Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!
Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!»
«Зимний вечер» (1825):
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
А это уже написано поэтом А.Фетом в 1820 году:
Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День - коньки, снежки, салазки,
Вечер - бабушкины сказки, -
Вот она - зима!..
Очевидно, что Афанасий Фет любил зиму. Читаешь это краткое, но емкое стихотворение и по настоящему ощущаешь зиму и хочется схватить санки и скатиться с горы.
О величие и красоте русской зимы написано поэтом Н.Некрасовым в стихотворении «Мороз-воевода» (1864г.):
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит -хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Традиция отмечать Новый год сама по себе издавна существовала в России и была прочно связана с чередой зимних праздников, в первую очередь с Рождеством. При Петре I в России, начиная с 1700 года Новый год стали праздновать ежегодно 1 января по юлианскому календарю.
Следует отметить, что до октябрьского переворота 1917 года главным семейным праздником было Рождество, а Новый год - скорее, приятным продолжением этого торжества.
Выдающийся русский писатель Николай Васильевич Гоголь благодаря своей повести «Ночь перед Рождеством» стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета.
По старинному преданию, пишет русский поэт и писатель А.Коринфский, «накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. «Пресветлый рай» во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебной силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые-богатые. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет - все исполнится-сбудется, как по писаному, говорит народ».
Так, обычай ждать волшебных чудес под Рождество, вышел из народных обычаев и впоследствии укоренился в литературе.
Из сохранившихся традиций, ещё кое где исполняемых и в наше время, встречается колядование - это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. Кстати, в наших краях и в некоторых других местах, например в смоленских землях, «колядовать» будет означать «побираться». «Колядовали по всей Руси. Молодежь после всенощной или заутрени шла целой толпой, устраивала «хождения», или колядования», -пишет русский поэт и писатель Аполлон Коринфский в своем труде «Народная Русь»
Период же между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января), назывался Святками и считался на Руси самым подходящим временем для гадания. Самым же удачным временем считалась ночь накануне Рождества, Нового года (с 13 на 14 января по новому стилю) и Крещения. Святочные гадания делились на три типа: об урожае, о судьбе членов семьи, о замужестве или женитьбе.
Огромный пласт фольклора, посвященного предсказанию погоды и урожая, составляли приметы. Синее небо в крещенский полдень обещало богатый урожай. Хорошей приметой считалась морозная погода на Новый год. Теплый и бесснежный Новый год - к неурожаю.
В балладе поэта В.Жуковского «Светлана» перечисляются самые известные способы гадания на женихов:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Жуковский описал и гадание с зеркалом: на накрытый стол ставили зеркало, зажигали свечу и пытались увидеть в зеркале суженого, которого «приглашали на ужин». Зеркал могло быть два: тогда их ставили друг напротив друга, девушка садилась между ними и всматривалась в бесконечный коридор из отражений. В темноте, при свете одной лишь свечи, воображение могло завести далеко, так что гадать на зеркале отваживались немногие.
Характеризуя героиню своей поэмы «Евгений Онегин» Пушкин говорил о ней следующее:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости. Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела.
Когда ж падучая звезда
По небу темному летела
И рассыпалася, - тогда
В смятенье Таня торопилась,
Пока звезда еще катилась,
Желанье сердца ей шепнуть.
Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.
………………………………….
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Пушкинская Татьяна готовилась к этому так:
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне...
Рассказал А.Пушкин и о том, что значит «топить воск» и как гадали с помощью подблюдных песен:
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!»...
Про склонность нашего народа верить в приметы и разного рода поверья, а также всевозможным предсказателям и просто слухам, Пушкин написал не зря, поскольку это наша национальная особенность. Если вспомнить нашу историю, то примеров тому множество и этим умело пользовались, как разного рода авантюристы, так и откровенные враги нашего государства.
Состояние постоянной готовности к превратностям судьбы, обусловленное прежде всего суровыми климатическими условиями, вырабатывает особый тип характера у живущих в России людей, позволяющий радоваться жизни в экстремальных условиях и одновременно быть готовым вынести любые испытания.
На рубеже XVIII-XIX французский император Наполеон Бонапарт силой оружия насаждает свои порядки в Европе, реальной силой, противостоящей диктатору на тот момент, являлась Российская Империя, русский воин. Русская армия, под командованием А.Суворова сражаясь за интересы Австрийской империи, после серии блистательных побед одержанных в Италии, вынуждена вырываться из окружения пройдя через Альпийские горы покрыв себя неувядаемой славой.
Сражаясь за свободу уже всей Европы, но испытав горечь поражения, заключив в какой то степени унизительный для себя Тильзитский мир с наполеоновской Францией, Российская Империя, решает покончить вековые споры со Шведами, чтобы не довольствоваться «прорубленным окном» в Европу, а стать полноправной владычицей Балтийского моря.
Война со Швецией 1808-1809 гг. стала последняя в серии русско-шведских войн, закончившаяся заключением победного для России Фридрихсгамского мирного договора, согласно которому Финляндия и Аландские острова вошли в вечное владение России.
В ходе боевых действий, впервые в истории войн Ботнический залив Балтийского моря был пересечён войсками по льду.
В феврале (по новому стилю в марте) 1809 армейский корпус численностью около 15 тыс. человек под командованием Петра Ивановича Багратиона совершил героический марш-бросок по льду Ботнического залива. Эта военная операция получила название «Ледовый поход» и фактически положила конец Русско-шведской войне 1808 – 1809 годов, итогом которой стала полная капитуляция Швеции и переход Финляндии под скипетр Александра I.
План был решительным и дерзким. Огромный Ботнический залив между Финляндией и Швецией временами покрывался льдом. Но в любой момент могла наступить оттепель. На Балтике бывали зимние шторма, которые легко бы взломали лёд и погубили войска. Надо было пройти около 100 вёрст по ненадёжному морскому льду навстречу сильному врагу. При этом это не был ровный лёд замерзших рек и озёр. Морские штормы часто ломали ледяной панцирь, затем мороз снова сковывал обломки. Получались целые ледяные горы, непроходимые торосы, в которых нужно было искать новый путь. Во льдах встречались огромные полыньи и трещины, они могли быть прикрыты снегом. Кроме того, была опасность, что шторма или оттепель разрушат лёд сразу же после успешного перехода, и наша армия окажется отрезанной от подкреплений и без снабжения. Флот же в такой ситуации ещё не мог оказать помощь сухопутным войска. Пять дней длился поход. Шли практически без остановок. Сначала взяли в заливе шведские укрепления на Аландском архипелаге, а 7 (19) марта вышли к берегам Швеции и быстрым ударом захватили город расположенный в 80 км к северу от шведской столицы. Известие о появлении русских («Русские идут!») вызвала панику в Швеции.
Е.Баратынский, «ЭДА» (1824г.):
Ты покорился, край гранитный,
России мочь изведал ты,
И не столкнешь ее пяты,
Хоть дышешь к ней враждою скрытной!
Срок плена вечного настал,
Но слава падшему народу!
Бесстрашно он оборонял
Угрюмых скал своих свободу.
Из-за утесистых громад
На нас летел свинцовый град;
Вкусить не смела краткой неги
Рать, утомленная от ран:
Нож исступленный поселян
Окровавлял ее ночлеги!
И всё напрасно! Чудный хлад
Сковал Ботнические воды;
Каким был ужасом объят
Пучины бог седо-брадат,
Как изумилися народы,
Когда хребет его льдяной,
Звеня под русскими полками,
Явил внезапною стеной
Их перед шведскими брегами!
И как Стокгольм оцепенел,
Когда над ним, шумя крылами,
Орел наш грозный возлетел!
В последствии, наш народ отразил нашествие двунадесяти языков и стал победителем в двух Отечественных войнах!
Все эти подвиги могли свершить только люди с нордическим типом характера!
После 1917 года большевики празднование наступления Нового года старались «отмечать» собраниями для подведения политических итогов. «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются „милой“ елочкой и „добрым“ Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», - говорится в «Материалах к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни» от 1927 года. За ХХ век изменилось все. Праздники поменялись местами, в стране приняли новый календарь, но традиция проводить это время в семейном кругу никуда не делась.
В СССР Новый год стали торжественно отмечать начиная с 1 января 1936 года. За 20 лет большевистской власти успело появиться несколько поколений детей, не знавших подобного праздника, а потому, празднование Нового года предстояло обставить по новому, в соответствии с господствующей идеологией, и прежде всего, отделив его в сознании граждан от Рождества. На помощь в сотворении новогоднего мифа пришла литература, стали появляться праздничные сценарии и стихи, посвященные советскому Новому году. Зимой 1943-го, в самый разгар Великой Отечественной войны, когда шла битва за Сталинград советским поэтом, драматургом и сценаристом Самуилом Маршаком была написана добрая сказка «12 месяцев», любимая несколькими поколениями читателей и зрителей написанная советским поэтом, драматургом и сценаристом Самуилом Маршаком, уже давно стали классикой.
В этот жесточайший период времени, он хотел создать сказку не только для детей, но и для взрослых, которая рассказывала бы о добре - о том, что оно всегда будет вознаграждено. Один из самых интересных персонажей, введенных Маршаком, — юная королева. Государством, в котором живут мачеха, падчерица и дочка, управляет совсем молодой монарх - в списке действующих лиц значится: «Королева, девочка лет 14». Королева не по годам инфантильна - учиться не хочет, профессора не слушает - и деспотична. Когда требуется подписать ходатайство о помиловании, она пишет «казнить», потому что это короче, чем «помиловать». И зря профессор пытается заставить ее задуматься - он ведь и сам соглашается с неверными ответами ученицы на уроке арифметики, потому что боится ее крутого нрава. Что говорить - зарвавшаяся правительница грозит издать «новый закон природы»!
Трое отрицательных персонажей закручивают весь сюжет. Королева, которой вдруг захотелось подснежников, обещает щедро наградить золотом и роскошными шубами того, кто достанет ей их зимой, а мачеха и ее дочка, услышав об этом, отправляют падчерицу в лес. Замерзшая девочка долго бродит по лесу, а потом выходит на поляну, где у костра греются 12 братьев-месяцев. Апрель, которому она приходится по сердцу, соглашается помочь ей, и вскоре мачеха и дочка мчатся во дворец. Приятно удивленная королева желает сама видеть чудесное место, где подснежников «невидимо-видимо», и злодейкам ничего не остается, кроме как позвать падчерицу с собой. Разгневанные месяцы устраивают гостям череду испытаний, в конце которых все получают по заслугам: Мачеха и ее дочь превращаются в собак, а королева, заметно присмиревшая, получившая урок на всю жизнь, и падчерица отправляются по домам. Задуманное по сюжету торжество справедливости, в которой зло наказано, а добро торжествует, происходит как раз к Новому году.
Сказка учит быть добрыми, смелыми, отзывчивыми и трудолюбивыми, несмотря на жизненные невзгоды и как, мне кажется, это актуально на все времена.
Перед нами притча-легенда о трёх любимых на Руси угодниках: Николае Чудотворце, Сергии Радонежском и Серафиме Саровском – «Заутреня святителей» написанная русским писателем начала ХХ века Василием Акимовичем Никифоровым-Волгиным.
«Стелется поземка, звенит от мороза сугробное поле. Завевает вьюжина. Мороз леденит одинокую снежную землю.
Никола Угодник в старом овчинном тулупе, в больших дырявых валенках. За плечами котомка, в руках посох.
Сергий Радонежский в монашеской ряске. На голове скуфейка, белая от снега, на ногах лапти.
Серафим Саровский в белой ватной свитке, идет сгорбившись, в русских сапогах, опираясь на палочку…
Развеваются от ветра седые бороды. Снег глаза слепит. Холодно святым старцам в одинокой морозной тьме.
— Ай да мороз, греховодник, ай да шутник старый! — весело приговаривает Никола Угодник и, чтобы согреться, бьет мужицкими рукавицами по захолодевшему от мороза полушубку, а сам поспешает резвой стариковской походкой, только знай шуршат валенки.
— Угодил нам, старикам, морозец, нечего сказать… Такой неугомонный, утиши его. Господи, такой неугомонный! — смеется Серафим и тоже бежит вприпрыжку, не отставая от резвого Николы, гулко только стучат сапоги его по звонкой морозной дорожке.
— Это что еще! — тихо улыбается Сергий. — А вот в лето 1347, вот морозно было. Ужасти…
— Вьюжит. Не заблудиться бы в поле, — говорит Серафим.
— Не заблудимся, отцы! — добро отвечает Никола. — Я все дороги русские знаю. Скоро дойдем до леса Китежского, а там в церковке Господь сподобит и заутреню отслужить. Подбавьте шагу, отцы!…
— Резвый угодник! — тихо улыбаясь, говорит Сергий, придерживая его за рукав. — Старательный! Сам из чужих краев, а возлюбил землю русскую превыше всех. За что, Никола, полюбил народ наш, грехами затемненный, ходишь по дорогам его скорбным и молишься за него неустанно?
— За что полюбил? — отвечает Никола, глядя в очи Сергия. — Дитя она — Русь!… Цвет тихий, благоуханный… Кроткая дума Господня… дитя Его любимое… Неразумное, но любимое. А кто не возлюбит дитя, кто не умилится цветикам? Русь — это кроткая дума Господня.
— Хорошо ты сказал, Никола, про Русь, — тихо прошептал Серафим. — На колени, радости мои, стать хочется перед нею и молиться, как честному образу!
— А как же, отцы святые, — робко спросил Сергий, — годы крови 1917, 1918 и 1919? Почто русский народ кровью себя обагрил?
— Покается! — убежденно ответил Никола Угодник.
— Спасется! — твердо сказал Серафим.
— Будем молиться! — прошептал Сергий.
Дошли до маленькой, покрытой снегом лесной церковки. Затеплили перед темными образами свечи и стали служить заутреню. За стенами церкви гудел снежный Китежский лес. Пела вьюга. Молились святители русской земли в заброшенной лесной церковке о Руси — любови Спасовой, кроткой думе Господней. А после заутрени вышли из церковки три заступника на паперть и благословили на все четыре конца снежную землю, вьюгу и ночь».
А пока отметим, что упоминается Китежский лес. Китеж - особый символ русской православной культуры. Неслучайно святители благословляют Русь в этом лесу. «Спасётся и покается Русь» - уверены угодники. Даже после того как омылась кровью, пролила невинную кровь в революцию (называются 1917, 1918, 1919 года). Но очистится, так как это дитя любимое у Господа.
Хочется верить, что и в наше время эта надежда у нас остаётся, и три святителя не оставят Русь святую.
Д. Веневитинов (1823):
Друзья! Настал и новый год!
Забудьте старые печали,
И скорби дни, и дни забот,
И все, чем радость убивали;
Но не забудьте ясных дней,
Забав, веселий легкокрылых,
Златых часов, для сердца милых,
И старых, искренних друзей.
Живите новым в новый год,
Покиньте старые мечтанья
И все, что счастья не дает,
А лишь одни родит желанья!
Свидетельство о публикации №225121800935