Природа добро помнит...

   ПРИРОДА   ДОБРО  ПОМНИТ…

                ….Юность, наша  светлая  юность,
                Ты  однажды  навсегда  нам  дана!
                Годы, вы, как  чуткие  струны,
                Только  тронешь –запоет  струна!...
                (Из  Песни  от  советских  времен –Годы.
                Слова  С.Галахова).
Признаюсь  читателям , что  у  меня  не  было заранее  намерения   готовить  материал  с  таким  названием и  таким эпиграфом.
Все  получилось  неожиданно, спонтанно. В  поисках  необходимых  мне  данных, далеких  от  настоящей  темы, листая  страницы  Интернета, увидел  небольшой  видеоролик о  поселке «Степное», нашего, Каргалинского  ныне  района. Вначале, не  обратил  на  него (ролик) внимание, так  как  искал  совсем  другое, а  потом  вернулся к  нему  и  убедился, что  это  действительно знакомое  мне  место.
С  удовольствием  просмотрев  короткий  видеоклип, который  шел  без  комментариев, просто  под  песню, я  сделал  то, что  должен  был  сделать именно  я , в  этой  ситуации – непроизвольно  тронул  эти «годы-струны».
Для  человека, который  понятия  не  имеет, о  чем  идет  речь, который  не  знает, где  это  и  что  это за  село  Степное  Каргалинского  района,Актюбинской  области, этот  материал  был  бы  просто чисто  информационным, а  для  меня  он  стал таким  прямым  и  четким  напоминанием о событиях  , произошедших со  мной в прошедшие  времена, которых  набралось  столько, что  я  рискнул  поделиться  ими с  земляками-читателями.
Это  может  быть  интересно, даже  потому, что  они  не  какие-нибудь  официальные  или  неофициальные  исторические  сведения, связанные с поселком и хозяйством, под  названием «Степное». Кроме  меня, вам  такое  никто  не  расскажет и  даже  не  потому, что  нас  таких (возрастных) уже  мало  осталось, а, в  первую  очередь  потому, что никто именно  об  этом  просто  не  знает.
В одной  из  моих  56 –ти  уже  опубликованных  книг, под  названием  «Чтобы что-то  вспомнить –надо  это  пройти», в 1200  страниц, -я  только  подтверждаю, что, если  ничего  не  делать  всю  жизнь –то  и  вспомнить  будет  нечего…
Казалось  бы – я в Степном  не  жил  и  не  работал, а  услужливая  память , после  просмотра  того  ролика, волну  за  волной  подкатывает  событие  за  событием, связанных  именно с  этим  местом  и  именно –со  мной.
 Я  смотрел  на  тот  ролик, где довольно  прилично  смотрелся  поселок, с  жилыми  домами, производственными  помещениями, достаточно  озелененный, а  сквозь  них – видел  голый  желтый  выжженный  склон, в  сторону речки Сазды и  на  нем –больше  ничего. Таким  я  помнил  это  место  раньше.
В 1955  году, мы  с  моим  отцом, перегоняли  самоходную  косилку  КС-10 (Она  имела  пять  двухметровых  режущих  полотен, мотор  от «полуторки») и предназначалась  для  сенокошения. Я  помогал  ему  её  собирать, а  после –перегонять  в  колхоз  им. Розы Люксембург  , в  селе  Романкуль.  Там  отец  косил  на  ней  сено, а  я  вернулся  в Ащелисай, в МТС (машино-тракторную станцию).
В 1956  году, я  работал  на  тракторе  в  колхозе  им.Чапаева (Айтпайка). После  окончания  посевной  кампании, живущих  в Ащелисае  комбайнеров и трактористов, поставили  строить  деревянный  забор  вокруг  МТС. Отец  мой  опять  был  направлен  в  колхоз  , в Романкуль, с  двумя  прицепными  комбайнами, на  уборку  зерновых. Я  тоже  сопровождал  его  и  в  этот  раз.
Это  я  к  тому, что  и в 55, и в 56 годах, мне  довелось  побывать  на  том  месте, где  сегодня  расположен поселок  Степное, но  там  тогда  ничего  не  было.
Более  близкое  знакомство  с  будущим  совхозом «Степной», началось  для  меня  уже в 1957  году. Я  работал  на  тракторе в  колхозе «Красное  поле», мы  уже  слышали, что   рядом   организуется  новый  откормочный  совхоз, но  его  пока  не  видели. Кстати, поля  нашей  колхозной (2-й)  бригады, выходили к  границе  того совхоза  Степной.
После  окончания  посевной  кампании, меня  подозвал  наш  бригадир, Константин Исакович Пономаренко, приказал  прицепить  трех корпусный  плуг  и  выехать  через  урочище Майстренко, в  сторону  села Романкуль. Там, на  границе  наших  полей, он, в  такое-то  время,  меня  встретит.
Бригадир  на  мотоцикле  уехал, а  я  подцепил  плуг  и  двинулся , куда  было  приказано.
Когда  к  обеду, подъехал  к  указанному  месту, там  уже  стояла  машина Газ-69  и мотоцикл нашего бригадира. Возле  них –трое   - наш  бригадир, и, как  позже  выяснилось – агроном  нового  совхоза  и  агроном-землеустроитель  из  района.
Бригадир  показал, куда  мне  заходить  с  плугом, а  местный  агроном, с  такой  длинной  палкой –вехой, –выступал  в  роли  ориентира, чтобы  я  мог  отбить  загонку.
Когда  мы  подъехали  к  началу  будущего нового  поля, я  остановился  и  вышел  из  кабины  трактора. Вначале- даже  растерялся.  Такого  я  еще  в  жизни  не  видел. Весь  бугор  и  дальше  по  склону, был  усыпан тысячами низкорослых  цветущих  тюльпанов. Вот  где  надо  было  иметь  кинокамеру  или  хотя бы –фотоаппарат! Это  была цветная Чудо-панорама! Разноцветье- на  любой  вкус.
Я  , семнадцати  летний  парень, смотрел  на  этот,  слегка  шевелившийся  от  ветра, яркий  ковер и  тут  же  представил  себе, как  гусеницы моего  трактора  будут  шлепать по  этим  беззащитным  красивым  головкам.
«Не  буду здесь  пахать!»- возмутилось  внутри  все  мое  существо, о  чем  я  сразу  заявил находящемуся  рядом  агроному  нового  совхоза. Тот  побежал  к  бригадиру, что-то  ему  сказал. Бригадир подъехал на  мотоцикле и, не  слезая  с  него, закричал: « Ты  шо, здурив?! Начинай  пахать!  Влага  уходэ, а воны  ще щось  посиять  тута  хочуть!».
Я  никогда  раньше не  спорил  с  нашим  бригадиром, он  был  старше  моего  отца, но, в  этот  раз, - вылез  из  кабины  трактора и  повторил  бригадиру то, что  сказал  агроному  совхоза, что  пахать  этот  участок  не  буду, просто  не  могу и –все…
Бригадир, бросив  мотоцикл, с  многоэтажным  матом, бросился  ко  мне и, возможно, побил  бы, но, в  это  время, подошел  районный агроном-землеустроитель. Узнав  в  чем  дело, посмотрел  на меня, потом  на  цветущие  тюльпаны и  просто  сказал: «Да  не  мучайте  вы  парня. Работы  здесь  много, скоро другие  трактора  подъедут. Начинайте  пахать следующий  по  плану  участок!».
Бригадир, пообещав  мне  «теплый» прием  по  приезду  в  бригаду, сел  на  мотоцикл  и  уехал, а я  с  агрономами, переехал на  другой  целинный  участок  и  начал  разбивать  его  на  отдельные  загонки, пока  не  подъехали  трактора  из  других  хозяйств.
Тяжело  было  пахать  целину. Мой  трактор (ДТ-54), с  трудом  тянул  на  первой  скорости трех корпусный  плуг. Три  километра  в  час. «Ляп-ляп-ляп – медленно  бьет, как  молотком  по  голове, каждый  гусеничный  башмак. Двигатель  в  напряжении-  ревет. Ночью- из  выхлопной  трубы, вылетает  язык  пламени. Сидишь  за  рычагами  управления  и  сам  напрягаешься, как  бы  пытаясь  помочь  трактору. А  он- ползет  медленнее, чем  идти  пешком, так  и  хочется выпрыгнуть  из кабины  и  идти  рядом. Но  нельзя – трактор  тут же  выйдет  из  борозды.
Земля – веками  не  паханная, очень  плотная, с  песчинкой  и  мелкими  камешками. Лемеха  плугов  быстро  затупляются или  вообще  ломаются, если  на  камень  попадешь. А  пахать  -Надо!. В  тот  год (1957-й), за  время помощи  новому  совхозу, я  вспахал  более  100 гектаров. Вроде  бы  и  не  много, но  это-ЦЕЛИНА. Три  гектара  -сменная  норма  выработки, за 5 трудодней. И  не  каждый  тракторист  регулярно поднимал  эти  три  гектара. Выручало  то, что  рабочие  смены  были по 10-12  часов…
Мы  к  этому «тюльпанному»  месту  еще  вернемся, несколько  позже.
В 1958  году  -ликвидировали Ащелисайскую  МТС (Машино-тракторную станцию), сделали  на  её  базе СРМ (Специализированную рем  мастерскую).
Я  работал  одно  время  водителем  на ГАЗ-93, такой трехтонный самосвал  с деревянным  кузовом (под  зерно). Судьба  снова  связала  меня с  новым  совхозом «Степной».
Так  как  в СРМ,   срочной  работы  не  было, то меня отправили с машиной в  командировку в  тот  совхоз, вместе  с  водителем, Петром Гаркушей, для  помощи  в  строительных  работах. У  него  тоже  был автомобиль-самосвал  ЗИС-585.
Когда  мы туда  прибыли, там  уже  стояли  два  дома, без  крыш. В  одном  из  них –была  контора  совхоза, почта, медпункт и  комната- магазин, другой саманный  дом, был  приспособлен  под  жилье.
Работали  две  большие строительные бригады  наемных  рабочих с  Западной Украины. Одна  строила  животноводческие  помещения, вторая  -жилые  дома, рядом  с  конторой.
Нас  представили  главному  строительному  начальнику  на  тот  период –Прорабу  совхоза, не помню  его  фамилии, но  помню, что  он  был  татарин по  национальности  и  довольно  неплохой  организатор  строительных  работ.
Петра Гаркушу  он  прикрепил к  бригаде, занимавшейся  строительством  жилья, меня- к бригаде,  возводящей  помещения  для  животных.
Позже я  более  подробно  выяснил  ситуацию с  ходом  строительства  животноводческих  помещений. Оказалось, что  еще  с  начала  весны, бригада, которую  я  обслуживал, занималась  изготовлением  самана  для  выкладки  стен.
Необходимое  количество  самана было  выработано и  сложено  в  продуваемые  штабеля  для  просушки. К  моему  появлению, саман  практически  высох  и  был  пригоден  для  кладки  стен.
Бригада начала заготовку  бутового  камня  для  закладки  фундаментов  под  стены  коровников. С  пяти  часов  утра, мы  выезжали в урочище Ильчибек, собирали в  кучи пригодный  для  этих  целей  камень, грузили  его  на  машину, я  отвозил  его (камень) к  месту  будущей  закладки, бригада продолжала  собирать  дальше. Затем – я  приезжал, снова  загружался и  отвозил камень  на  стройку. И  так –целый  световой  день, по 16-17  часов и  - без выходных.
Для  меня  в  этом  цикле, было  мало  приятного. По  статусу- я –водитель и  не  член  бригады. По  нормальному- пока  машина  загружается – мог  бы  просто  сидеть  или  лежать в  кабине.
Но  я же – не  такой, советский  комсомолец, да  еще  и  Добрый…Поэтому – не  только  возил  тот  камень, а  еще и  помогал  грузить  его…И не  только  камень…Ну -чтобы  быстрее  было….Работал  иногда  больше, чем  отдельные  члены  бригады, но только –Бесплатно. Мою  помощь  бригада  воспринимала, как  само  собой  разумеющееся.
Прораб  определил  срок  моей  командировки просто  и  понятно: Как  только  бригада, где  я  был  прикреплен, сдает  оба животноводческих  помещения приемной  комиссии, получает  расчет  и  убывает из  совхоза, тогда  и  я  смогу  вернуться в  Ащелисай. Меня  это  устраивало, поэтому я и  старался  помогать  бригаде, чем  мог….Тем  более –меня  ждала  другая  работа…
И тут  случился  довольно  неприятный  казус.
У  моего  напарника, Петра  Гаркуши, сломалась  машина. Рассыпалась  коробка  перемены  передач. Он  взял  мою  машину  и  повез ту  коробку  в СРМ, чтобы  за  ночь  починить  её и  привезти  обратно. Я  с  ним  не  поехал, очень устал  в  тот  день. Решил  пораньше  лечь  спать, но  не  получилось…
Где-то  к  полуночи, меня  нашел  наш  начальник, прораб. У  него  какие-то  родственники  приехали  из Башкирии, вечером  они  гуляли, а  потом  у  них закончилось  спиртное и  надо было съездить в Романкуль. Там  у  прораба  знакомый  продавец, он -найдет  водки.
Я  объяснил  прорабу, что  ехать  не  на  чем. Машина Гаркуши  сломана, а  он  на  моей, поехал  в  Ащелисай.
Прораб  сказал, что  все  это  знает, но  у  них  возле  конторы, уже  пару  месяцев, стоит  старая  машина  ЗИС-5. Её  с  какого-то  совхоза  сюда  передали. Правда, на  ней  нет  фар  освещения, давно  сел  аккумулятор, даже  сидение  кто-то  забрал  из  кабины, но, в общем – она  раньше  ездила, воду  на  ней  с Ильчибека  возили…Давай  попробуй  её  завести  и  съездим в Романкуль, тут  15  минут  езды.
Был  бы  кто-то  другой –я бы  не  согласился. А  так – мой  начальник  просит…
Завели  мы  того  ЗИСа, рукояткой. Я  сел  за  руль, два  родственника  прораба  сели  в  кабину, а  сам  прораб, пристроился  на  переднем неудобном  бампере  машины. В  руках  у  него – керосиновый  фонарь  «Летучая  мышь». Им  он  освещал  мне  дорогу. Ночь  выдалась  очень  темная, безлунная, да еще  и  пасмурная.
Я  ехал  по  полевой  дороге, вдоль  саздинской  балки, как  говорят  весельчаки- «по приборам», то  есть- наугад. Дорогу я  не  видел, только  контуры  фигуры  прораба  со  спины  и  движения  его  рук- влево-вправо…
Ехал  я  на  первой  передаче и в  предельном  напряжении…
Где-то  на  середине  пути, случилось  то, что  и  должно  было  случиться – мы  во  что-то уперлись, послышался  резкий   треск  и  машина  заглохла. Я выскочил  из  кабины, мелькнула  мысль, что  прораб  упал под  колеса , а  я  его  переехал…
Но, к  счастью, прораб  был  цел  и  невредим. Он  поднял  фонарь  -посреди  дороги  лежала  стреноженная  лошадь  и громко ржала. Оказалось, что  мы  сломали  ей  заднюю  ногу.
Пока  продолжалась  немая  сцена –я уже  нарисовал  для  себя более, чем  мрачную  картину: пассажиры  мои  сейчас, с  перепугу  разбегутся, оставив  меня с  машиной  и с полуживой  лошадью… Завтра  меня  арестуют… Ночью, без  разрешения, взять чужую, неисправную государственную  машину, зачем-то (специально что ли?)поехать  в  другое  село и  попутно –убить   государственную  лошадь…То, что  она  государственная –сомнений  не  было. Очень  приличный  набор  обвинений…
Но  нам, и в  первую  очередь  мне, здорово  повезло. Пассажиры  мои  оказались  не  из  пугливых, да  еще и  все  трое - мусульмане…И  это  спасло  ситуацию.
Ту  несчастную  лошадь  оперативно  дорезали, погрузили  на  машину, завезли (без  меня!) к  каким-то  знакомым в Романкуле, там мясо оставили, помыли  кузов и  отправили  меня обратно, на  прежнее  место  стоянки  того  ЗИСа, приказав  при  этом, забыть  о  случившемся  инциденте. Ты, мол,  спал, ничего  не  знаешь, а  ЗИС, машина  не  ходовая. Никто  тебя  нигде  не  видел, поэтому- успокойся, ничего  нет  и  не  было.
Так  я  и  сделал. Пошел-искупался  в  озере , а  потом –смешался  с  просыпающимися  в  нашем  доме- строителями.
Позже-  приехал  на  моей  машине Гаркуша, я  ему  помог  поставить  коробку  перемены  передач, а  потом поехал  к  строителям. Дня  три  из  меня  выходило  напряжение   той пережитой  ночи, потом –все  вошло  в  обычный  рабочий  ритм.
Но  однажды, пообедав, открыл  багажник в  кабине, чтобы  взять  папиросы. Оказалось, что  весь  небольшой  багажный  ящик, забит  пачками  папирос. 7 или 8  пачек, «Прибой», по  1,20. Откуда  они  взялись? Гаркуша  вряд  ли  свои  папиросы  мне  положил  бы, может  кто-то  с  дому  передал?.
Уже  гораздо  позже, от  того  же  прораба, я  узнал  следующее: Когда  я  уехал , они  сумели легко  и  быстро реализовать  конину  в Романкуле, на  общую  сумму около 2000  рублей. Конина!Летом! Дефицит!!!
По  тавровой  метке  на  шкуре, определили, что  лошадь – принадлежала  новому  совхозу  «Степной» и  числилась  на  балансе по  цене 1200  рублей.
Стараниями  прораба  и  ветеринарного  врача  совхоза, был  составлен  акт, что  лошадь  попала  ногой  в  расщелину и  сломала  ногу, её  вынужденно  забили, а  потом  выкупили  мясо, которое  славяне  не  едят, за те 1200 балансовых рублей, остальные  деньги- пошли  на  прием  родственников…прораба.
Те  несколько  пачек  папирос, что   он  подложил  мне – была, наверное, моя  «доля». Но  я  об  этом, повторяю, узнал  гораздо  позже.
Поставленную  прорабом  задачу по  моей  командировке, я –выполнил, обеспечив  транспортное  обслуживание  строительной  бригады, согласно  договора.  Два первых  коровника нового  откормочного  совхоза,  были  приняты  с  оценкой «хорошо». Наемные  строители  поехали  на  работу  в  другое  место, а  я – вернулся  в  свою  организацию, записав  в  свой  личный  актив  два  первых    добрых  дела, по  участию  в  организации  совхоза «Степной»:- подъем (вспашку) целины  и  строительство  животноводческих  помещений.
Довелось  мне  принимать посильное  участие и в  других  сферах  жизни  этого  постепенно  развивающегося  поселка, в  том  числе и в  плане  материального  обеспечения  населения. И  все  это  так, «попутно», но  оно-таки  Было!
В 1959  году, меня  попросил  председатель  Ащелисайского  сельпо, подменить  заболевшего  водителя  единственного  на  тот  момент  сельповского  автомобиля  . В  зону   торгового  обслуживания  сельпо, входил и новый  совхоз  Степной.
Обслуживая  торговые  точки, расположенные в  селах  вокруг  Ащелисая, всегда  уделял  больше  внимания Степному, и  не  только  потому, что  считал  его  «своим», а, в  первую  очередь, по  причине  его  удаленности от более  оживленных  мест  общения.
Именно  в  то  время у  меня  произошел такой  мелкий  курьезный  случай, запомнившийся  навсегда  и  оставивший  знаковый  след в  моей  дальнейшей  жизни.
Шесть  дней  в  неделю, мы, с  завторготделом  сельпо, развозили  товары  по  торговым  точкам, заранее  планируя  объемы поставок и  маршруты  движения.
В  один  из  дней, по  программе –было  обеспечение  торговых  точек  Бородиновского  и  Степновского  кустов. Товар- весь  в  мешках – сахар, мука, крупы  и  т.п.
Сгрузив  положеное в Кайракте, Бородиновке  и Кайрактысае, собрались  двигаться  в  «Степновскую»  зону и  тут  к  завторгу подошла  продавец магазина  в  Кайрактысае  и  предложила  ему  задержаться и  пообедать у неё. Она  как  раз  бешбармак заканчивала  готовить, ну  и  решила  использовать  момент. Завторг  сельпо  - фигура  все-таки, может  пригодиться….
Завторг, чтобы исключить  лишнего  свидетеля, решил  отправить  меня дальше  одного – что, мол, там осталось  несколько  мешков – сам завезешь  в Мамыт и Степной, а  на  обратном  пути, заедешь  сюда, заберешь  меня. Я  с  радостью –согласился, так  как  чувствовал  себя  лишним  в  данной  ситуации…
Завез, что  было  положено  в  Мамытский  магазин. Продавец  сказала, что  утром  у  неё  была  коллега из Степного, жаловалась, что  уже  неделю в  их  магазине  нет  сахара, ни  рафинада, ни  песка. Народ  недоволен. А  все остальное  необходимое, у  неё –есть. Надо  только  сахар.
На  улице  в  это  время  начал  капать  дождик. Полога  у  меня  не  было, поэтому  я  взял  мешок  сахара   для Степновского  магазина и  поставил  его в  кабину автомобиля. Сахар  в  то  время   был  в таких  грубых стокилограммовых  т.н. «кубинских»  мешках. Больше  в  кузове  ничего  не  было, можно  было  ехать  дальше.
Мамытский  продавец  не  рекомендовала  мне  ехать  по  такой  погоде  и по такой  дороге. Дождь  перешел  в  ливень и, судя по  нависшим  тучам, скоро  заканчиваться  не  собирался.
Я  хорошо  знал  местные  дороги   и  решил  все-таки  ехать. До  Степного чуть  больше 10  километров, надо  успеть  добраться. Иначе  потом  полевую  дорогу  так  разведет, что  можно  застрять  здесь  надолго…. А  мне  еще  завторга  в Кайрактысае  забрать  надо….
Двинулся  я  в  сторону  Степного. Ливень  стеной  шел  навстречу. Стеклоочиститель  не  успевал смахивать  потоки  воды  с  лобового  стекла. Дорога  была  не  идеальная, но ехать  было  можно.
И  вот, где-то посредине  пути  к  Степному, мне  вдруг захотелось  курить…
Не  могу и  сегодня  объяснить, что  тогда  на  меня  нашло. Как  наваждение  какое-то –хочу  курить  и  все.
В  карманах –курева –нет, в  ящике-багажнике кабины –тоже  нет, нигде  нет. Насобирал  в  ящике  табачную  россыпь  вместе  с  разными  крошками, держу  в  ладони, как  драгоценность…. Решил  сделать цыгарку-самокрутку, так  бумаги- тоже  нет. Оторвать  кусок  от  путевого  листа - стыдно- люди  не  поймут.
Лежала  под  сидением  старая  рубашка –вырвал  из  неё  прямоугольник , высыпал  в  него  все, что  насобирал  в  багажнике, кое-как  слепил  тряпочную  самокрутку. Она  разваливается, рассыпается и  тут  оказывается, что  и  спичек у  меня  тоже  нет, прикурить  не  от  чего….
Машина  стоит, двигатель  работает. Решил  поставить  свечу  на разрыв и  с  помощью  искры, - поджечь  смоченную  бензином  тряпицу.
Вышел  из  кабины, поднял  капот  над  двигателем, теперь  надо  снять  провод со  свечи  зажигания. В  это  время- порывом  ветра, на  мою  руку  с  самокруткой, обрушивается  поток  воды. Самокрутка  в  руке  разваливается, а  дверь  в  кабину - захлопывается…
У  машин  ГАЗ-51  первых  выпусков – кабины  были  деревянными, позже  их  стали  делать  металлическими (штампованными). Замков у  дверей  не  было, они  открывались  такими  приятными  никелированными  ручками, но  так  как  их  часто  воровали, то  водители, выходя  из  кабины, чаще  всего  вынимали  те  ручки и  брали  с  собой, чтобы  потом  можно  было  бы  открыть  дверь  в  кабину.
У  меня  в  тот  день, ручка  лежала  в  кармане  пиджака, висящего  в  кабине,  и, когда  дверь  захлопнулась- я  остался  на обочине, не  имея  возможности  попасть  в  кабину.
Картина  не  очень  веселая: -двигатель  работает, я  в  рубашке  стою  под  ливнем  и  не  знаю, что  дальше  делать. Идти  вперед-назад  -далеко  и  нет  смысла, машину  с  работающим  двигателем- оставлять  нельзя. Ждать  кого-то –бесполезно –никто по  такой  погоде на  дороге  не  появится. Там  даже  в  сухую  погоду, редко  кто  ездит. Что делать?! И  откуда  у  меня  вдруг  такое  желание  закурить  появилось?!!!
Попробовал  спрятаться  под  кузовом- там  еще  хуже, снизу  грязь  и  грязные  ручейки  стекают  с  кузова  со  всех  сторон.
Начал  пробовать  опустить  боковое  стекло –не  вышло. Машина  новая, все  пока  плотно  подогнано –не  идет. Была  в  кармане  расческа, сломал  её  несколько  раз, но  именно  с  помощью  её, все-таки  сумел  опустить  стекло  сантиметра  на  два, а  потом – так ожесточенно  дернул вниз то  стекло  обеими  руками, что  оно  чуть  не  упало  вовнутрь….После  двухчасового  нахождения  вне  кабины, под  таким  ливнем –открытие  двери – показалось  мне   Чудом.
Вот  именно  тогда я  дал  себе  слово  бросить  курить, навсегда. Слово  это  сдержал, правда  не  сразу, но  уже 65  лет- не  курю. И  тот  беспечный  случай –стал  мне  настоящим  жизненным  уроком.
А  жизнь  продолжалась….Волны  памяти  подгоняют  новые  воспоминания. Опять  текущие  мелочи, но  такое  было  возможно  только  в  нашей  стране. Зима  с  1965  на 1966  год, была  довольно  суровая  и  снежная.
Я в  то  время –главный  экономист и  секретарь  партийной  организации  колхоза «Передовик» в Ащелисае. Звонит  председатель  колхоза  «Новый  путь», Падалко- говорит  что  у  них   на  днях  будет  итоговое  колхозное  собрание, а  из-за  буранов не  смогли  даже  кино  привезти, чтобы  показать  после  собрания. Телевизоров  у  людей  тогда  еще  не  было, все  шли  в  клуб, а  там  тоже  ничего  нет. У  вас  , говорит  сосед, есть  неплохой  коллектив художественной  самодеятельности – сделайте  нашим  людям  подарок – концерт  после  собрания, я  с  Каструбиным (нашим  председателем) договорюсь.
Ну –что  тут  поделаешь!  Свои, соседи!
Собрал  я  кого  смог  из  наших «артистов». Гусеничный  трактор, фанерная  будка  на  полозьях  с  железной  печкой, пять  часов  езды – и  мы в Бородиновке. После  собрания  -двухчасовой  концерт. Довольно  теплый  зрительский  прием.
Среди  приглашенных  гостей   на  собрании  и  концерте, присутствовал  директор  соседнего  совхоза «Степной». Он  подошел  ко  мне и  сказал, что  у  них  тоже должно  быть  аналогичное  собрание, но- послезавтра и  попросил  провести  концерт  и  у  них.
Я  не  мог  ему  и  отказать, и  согласится, по  той  причине, что  мы  еще  даже  домой  не  доехали, а  на  улице – буран  сильнейший, да  и  мы –на  гусеничном  тракторе….
Директор  сказал- раз  вы  уже  на  полдороге  к  нам, мы  перенесем  собрание с  послезавтра – на  завтра, а  вы  переночуйте  здесь, в Бородиновке, а –завтра, к  собранию- к  нам  приедете. У  меня  большая  машина-вездеход, я утром  пораньше  поеду  домой ,   все  приготовлю  и к  собранию, и  к  вашему  приезду.
На  том  и  согласились. Всем  коллективом  переночевали в  доме  председателя  колхоза, к  вечеру –были  в «Степном», а  после  собрания и  концерта, почти  до  утра в  новом  совхозном  клубе, впервые  со  дня  его  постройки- шли  танцы. Мы  тогда  с  трудом  «вырвались»  от  благодарных  «степновских»  зрителей. Все  это  по-хорошему  и, естественно-бесплатно….
В  60-е, 70-е  годы, я, работая  в Ащелисае, часто  бывал  в Степном  и  не  только  по  работе.  Так  случилось, что  там  образовалась родственная  нам  семья, Заверталюк. Родная  старшая  сестра  моей  жены, вышла  замуж за  Петра Заверталюка, потом  у  них  пошли  дети, мы, естественно,  общались  и  я  всегда  был  в  курсе основных  событий, происходивших  в  совхозе  и  поселке.
Судьба  этой  семьи  сложилась  довольно  трагичной, но  остатки  её (семьи), проживают  в Степном  и  сегодня….Однако,  тема  у  нас несколько  другая….
Вот  мы  и  пришли  к  кульминационной  точке  моих  воспоминаний, связанных с  поселком  Степное, к  тому, что  меня  подвигло предаться  этим  воспоминаниям  и  даже  написать  об  этом….
 С  этого  можно  смеяться, но  для  меня   та памятная  вспышка  об  инциденте  с    полем  тюльпанов, которые  я  отказался  пахать, почти  70  лет  назад, приобрела  в   сознании совсем  другое  значение. Я  соединил  два  случая, произошедших  со  мной, на  одном  месте, но  в  разное  время и  просто  почувствовал, что  все  это  не  так  просто, что  это  подарок  Природы  за  Добро, а  не  просто  случайность….
Пахать  по  тюльпанам  я  отказался  летом 1957  года, а  зимой 1973  года –случилось  следующее: - я, главный  бухгалтер  колхоза Передовик, поехал  на  сверку  взаиморасчетов в  совхоз  Степной. Машина  -ГАЗ-51 бортовая, водитель – Владимир  Анохин. Погода –тихая, умеренно  холодная, снег –лежал сантиметров на 10.  Дорога  ровная – ни  мостов, ни  кюветов, чистая  степь. Небольшая  скорость –около 50  километров в  час.
И  вдруг – машина  резко  пошла  вправо  и  начала  крутиться  вокруг  своей  оси. Водитель  вначале нажал  на  тормоза –ножной, ручной -, я  выключил  зажигание – все  бесполезно. Машина  крутилась, мы  бились  то  друг  о  друга, то  о  кабину. Наконец  она наклонилась  на  правую  сторону и  остановилась. Мы  выскочили на  дорогу, ничего  не  понимая, а  потом –увидели  то, что  увидели. И  это  было  страшно…
Шаровой  палец продольной  тяги  рулевого  управления –был  срезан, как  ножом. Связанные  поперечной  тягой передние  колеса, внешне- не  управлялись. …Случись  это  на  трассе  или  на  большой  скорости – это  был  бы  конец.
Так  как  мы  оба  были  водителями, то  пришлось  по  очереди одному  ехать  в  кабине, а  второму –бежать  сбоку  машины  и  ногой  направлять  колеса  по  дороге…Доехали, слава  Богу, до  Степного, заменили  тот  палец  и 
со  страхом  -приехали  домой. 
Я  тогда  не  придал особого  значения случившемуся, а  уже  сегодня, через  столько  лет, вдруг  вспомнил  про  то  «тюльпанное»  невспаханное  место, (которое, кстати, так  и  осталось  невспаханным). Как  будто пришло  какое-то  озарение. Я  его  просто  почувствовал, возможно,  это  было  и  не  так, но  для  меня это  стало  открытием: палец  на  рулевой  тяге, срезало именно  на  том  холме, где  я  когда-то  пожалел  цветущие тюльпаны. Ни  раньше, в  горах, ни  позже, в  селе, а  именно  там, в  наиболее  безопасном  для  нас  месте….
Сознание  тут же  выдало  объяснение:- ПРИРОДА  ДОБРО  ПОМНИТ. Возможно,  оно  так  и  есть. Будем  и  мы  об  этом  помнить….
Должен  сказать, что  на  этом  мои  воспоминания, связанные с поселком «Степное», не  закончились….И  все  последующие  события  в этом  направлении, лишь  подтверждали  мои  предположения, что  ничего  в  жизни  случайного  не  бывает, а  имеет  свои  причины, нам  не  подвластные.
Взять  даже  для  примера  нынешнего  руководителя  производственно-социального  комплекса «Степное» - Амангоса Тулеуова. Мы  впервые  встретились  с  ним  где-то  в 1974  году, в Ащелисае, когда он, молодой специалист –зоотехник, прибыл  к  нам  в  село. Я  тогда  работал  главным  бухгалтером  колхоза «Передовик» и, проезжая по  улице, во  дворе  моего  друга,  Смаилова  Серика, СЛУЧАЙНО  увидел  незнакомого  молодого  человека, остановился и познакомился  с  ним.
Не  мог же  я тогда    знать, что  Природа (Судьба)- показала  мне  человека, которому  суждено  будет  сделать  невообразимо  много, по  улучшению  всех  основных  направлений  жизни в  нашем  районе.
Она (Судьба), скорее  всего, уже  тогда подбирала  достойных  кандидатов и в  итоге – преподнесла   району  такой  подарок, как  Амангос…
Поверь  уважаемый  читатель, в  мои  85  лет, я  не  пою  дифирамбы этому  человеку, а  просто  констатирую  факт:- Это  действительно  Подарок  Судьбы. Не  было  бы  Тулеуова – не  было  бы (давно) и хозяйства  Степное, по  крайней  мере –в  нынешнем  его состоянии.
За  70 лет  моей  официальной  трудовой  деятельности  на  разных  уровнях, мне  пришлось  общаться с многими тысячами  людей, от  руководителей  бригад  и  до  министров  союзного  уровня. Научился  отличать  зерно  от  половы и понимать –кто  есть  кто, поэтому искренне  говорю , что  Судьба  действительно  сделала  правильный  выбор  и я  доволен, что  не  стал  препятствием  на  её  пути.
Дело  в  том, что  лично  у  меня, когда  был  помоложе, было  необычное  страстное  увлечение – комбайновая  уборка  хлебов. 10  сезонов я  отработал  на  комбайне, причем  только 4  из  них, как  рабочий –комбайнер, а  еще 6 уже  гораздо  позже, в  периоды  отпусков, причем  последние  три  таких «отпуска», пришлись  на 1979, 81-й и 83 годы, когда  я  возглавлял экономические  службы  моего  родного  Слободзейского  района, равного  которому  по  экономической  мощи, в  то  время  в Советском  Союзе – не  было.
Было  так :  мне    присылал  письмо мой  бывший  председатель  колхоза из Ащелисая (Каструбин Г.И.),  просил  подобрать  сколько  возможно  комбайнеров и  приехать  с  ними  на уборку  в Ащелисай. Некому  стало  на  комбайнах  работать…
Я  находил  ребят, шел  в  райком  партии, выпрашивал  отпуск  для  себя, а  потом –ехал вместе с  теми  комбайнерами, не  в  Сочи  на  пляж, а в Ащелисай –на  комбайн. Должен  заметить, что  менять  кресло районного  начальника –на  штурвал  зернового  комбайна – не  так  просто. Но –раз  просят- значит –Надо!.
В 1983  году, все  было, как  обычно, но, пока  мы  ехали – не  стало  Каструбина Г.И., замечательного  руководителя  и  Человека. Я  не  смог  в  тот  год  работать  в  Ащелисае  и  весь  отпуск  работал  на  комбайне в  совхозе «Степной». Перед  уездом, -зашел в  кабинет Амангоса Сансызбаевича, попрощаться. У  него  в  кабинете  сидел хорошо  мне  знакомый Н.И. Демиденко, он  тогда  работал  заведующим оргпартотделом райкома  партии. Мы  с  ним  переговорили, а  через  время  он  мне  прислал  письмо, где  от  имени Карюка Г.Г.( Первого  секретаря райкома  партии), приглашал  вернуться  в Ащелисай и возглавить  колхоз «Передовик»…Это  было  уже  не  актуально, поэтому – я вежливо  поблагодарил  за  доверие, но  отказался.
И  это  было  хорошо, даже  по  тому, что  не  стал  потенциальным  конкурентом Амангоса С.
А  Природа  продолжала  свои  благодарные  действия  и  дальше. Когда  я , находясь  далеко  от  нашего  района, написал  книгу «Сладкая  жизнь  соленой  балки», о поселке Ащелисай, где  проработал 22 года, спонсором  издания  книги, явился  именно  Амангос Тулеуов, за  что  я  ему  очень  благодарен.
Этим  он  показал, что  не  только  отличный  производственник  - организатор, но  и  пропагандист- воспитатель  и  заботливый  хозяин, который не  только   помнит  и  ценит  хорошее  прошлое, но  и  думает  о  будущем….
Вот  такие (далеко  не  все)  памятные  моменты, вспомнились   мне, после  просмотра  небольшого  видео  ролика о  хозяйстве  и  поселке  «Степное». Вроде  бы –все  Случайно, а  сколько  всего  произошло, тем  более- хорошего….

Вынужден  добавить  для  внимательных  читателей: - с  поселком  «Степное», связаны и вроде  бы  не  совместимые  с  моим  характером  действия  в  роли…СВАТА.
В  рассказе  «Сватовство  по  случаю», который  можно  прочесть здесь  же,  на  моей  странице  –Василий Гурковский Проза.ру,  описываются  три  случая, когда  я  выступал  в  роли СВАТА. Причем  все  три –связаны  с  нашим(ныне Каргалинским)  районом  Казахстана, а  два  из  них –непосредственно с  поселком Степное…. Кто захочет-  может  посмотреть.
А  жителей  поселка  Степное  - поздравляю  с  наступающим  70-летним  Юбилеем хозяйства!  Это  вам –Подарок  от  Природы,  за  ваш  добросовестный  труд, благодаря  которому, на  пустынном, полудиком  месте, - появилось  и  развивается  такое  замечательное  хозяйство. Спасибо  вам! И –знайте – не  только  Природа добро  помнит, но  и  люди  -тоже!

И  еще: В  песне  «Годы», из  которой я взял  эпиграф  для  вступления, в  самом  конце  есть  такие  слова :... «.Счастье –это  город  зеленый,
                Кто  построил –тот  и  будет  жить!»…
Вот  и  живите –на здоровье!

                Василий  Гурковский
               


Рецензии