Кто мой ближний?

Лука (6:27-38):
« Вам слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас..
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая...
Итак будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы: не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете.»
................

                ЗАПОВЕДЬ О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ.
                КТО ЖЕ "БЛИЖНИЙ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ" ?

    В ВЗ заповедь любви к ближнему называется великiм принципом Торы и основой учения иудаизма : " люби ближнего твоего, как самого себя".(Лев 18:19)

    Человек, согласно Писанию,- образ и подобие Бога , и поскольку Бог любит всё человечество, т.е. КАЖДОГО человека, который для Него - "ближний" ,- так же должен поступать и Его "образ". Итак, согласно ВЗ - "ближний" - это любой человек на твоем пути: это -сосед (Втор.19:14; 27:17; Исх.11:2 (сосед-египтянин); это-близкий человек, родственник  (Пс.37:12); это- «некто», некий человек (Лев.20:10; Исх.21:14); это-"соотечественник"( Лев 19:16-18; 25:14,17). Под «ближним» в ВЗ подразумеваются не только иудеи. Это и пришельцы, рабы , которых следует любить , помня , что "пришелец, поселившийся в вас, да будет для вас то же, что туземец наш; люби его, как себя, ибо и вы были пришельцами в земле Египетской " (Лев 19:33-34). Однако, объять своей любовью  ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО может только Бог.Любовь же реального человека не может являться однородной, можно сказать, она в какой-то мере является "градуированной" или "иерархичной": начиная с любви к себе и своей семье, постепенно расширяясь до других людей вокруг, до народа..Можно представить как бы концентрические круги людей ( "ближних") , расположeнных ближе и дальше от тебя.Иудаизм предписывает любить ближних больше, чем дальних. Следует любить свою семью больше, чем других людей вокруг, а свой народ — больше, чем другие народы. Надо стараться помогать всем, но в первую очередь — тем, кто ближе.
Следует заметить,что  неверно считать, что иудаизм говорит о любви только по отношению к «сынам народа своего». На самом деле, и в Торе, и в Талмуде, и в высказываниях Мудрецов более поздних поколений, неоднократно говорится о единстве человечества, о том, что всякий человек вообще, будучи потомком Адама, создан по образу и подобию Бога, о любви ко всему человечеству.
       Категорическим моральным требованием иудаизма является обязанность человека активными действиями защищать гонимых и обижаемых; Тора (Левит 19:16) формулирует эту заповедь так: «Не стой над кровью брата твоего», — т. е. не будь безучастен, когда проливается кровь ближнего. Защита преследуемых и слабых необходима не только ради них самих, но также и потому, что без такой защиты мир будет деструктивен, придет в состояние хаоса, и добро будет уничтожено.

     Итак,  ВЗ  Требует делать добро всем, от родни до беженцев и рабов, к которым   следует относиться с состраданием и любовью, то есть как к своим ближним.
Таким образом, Ветхий завет дает  ответ на вопрос: «кто мой ближний» :это- «любой человек, оказавшийся рядом».
               
                КТО ЖЕ ЯЛЯЕТСЯ "БЛИЖНИМ" В НОВОМ ЗАВЕТЕ?

    Притчи составляют основу учения Христа. Притча «о добром самаритянине»  является ключевой  в Его учении ,  она дает определение понятию «ближний»

    "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки. 10, 25-37).

    Каждый из героев этой притчи представляет широкий круг людей, или класс, к которому они принадлежат. Человек, на которого напали разбойники, – представляет обычного человека( скорее всего, в притче это был израильтянин) ;священник и левит – представители духовных вождей иудеев;Самарянин – символизирует человека-врага ( самаряне воспринимались евреями как еретики, религиозные предатели и, по сути, как враги).
Эта притча – универсальна, то есть она описывает, как вообще человек должен строить отношения с другими.
    Путник лежал у дороги едва живым и явно нуждался в срочной помощи. Священник или левит могли посчитать его  живым или мертвым, но, в любом случае, они  обязаны были что-то сделать: либо похоронить брошенный труп,либо оказать несчастному посильную помощь. Притча не объясняет, почему   священник и левит прошли мимо .
В притче дается указание конкретного места, на котором произошли драматические события: это дорога из Иерусалима в Иерихон. Дело в том, что, если бы происшествие случилось на дороге в Иерусалим, то священник и левит имели бы некоторое извинение своему равнодушию. Это бы даже в глазах слушателей характеризовало их как благочестивых людей: направляясь  в святой город, они не хотели нарушать закон ритуальной чистоты.  А вот на дороге из Иерусалима в Иерихон они такого оправдания не имеют : никакой чистоты они бы не нарушили. В Иерихоне жило много священников, и приведенные персонажи возвращались домой, отслужив свою череду в храме. Окровавленный человек на дороге не возбудил  у них  потребность остановиться и оказать помощь: они просто прошли мимо (выражение прошел мимо правильнее перевести прошел по противоположной стороне дороги).
Совсем иначе повел себя другой путник- Самарянин.Увидев раненого, он немедленно подошел к нему, возлил масло и вино, и положил его на своего осла, а сам пошел рядом,овезя  его до гостиницы и оплатив  все издержки...
      По логике развития событий, которой могли ожидать слушатели Иисуса, помочь несчастному должен был бы обычный израильтянин. Многие простые люди  были настроены антиклерикально и с иронией относились к храмовому священству. Развитие сюжета, в котором мимо несчастного израненного проходят священник и левит, было, в общем, ожидаемым. Следующим должен был появиться простой человек… То, что появляется отрицательный персонаж-Самаритянин,  для сознания обычного иудея- враг,  шокировало и полностью сбивало слушателей с толку. Но именно в этом и заключается суть  притчи: тот, кого ты воспринимаешь как  врага, тебе протягивает руку…оказывается для тебя «ближним». В то же время , любой человек, оказавшийся в беде и нуждающийся в твоей помощи,  является ближним для того, кто проявляет к нему любовь и милосердие. На вопрос Иисуса :«Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» книжник, вероятно, не решаясь произнести  «самаритянин» ( т.е. -ВРАГ ), отвечает: « оказавший ему милость». Этот ответ вполне отвечает  Ветхому Завету и соответствует  притче о «козлах» и «овцах»  (  Mf 25:31-46  ), где Царь говорит «овцам», что им уготовано Царство Небесное, «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня..»

      На вопрос : «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» отвечает  сам законник словами Заповедей : «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим»  ( Втор 6:4-5)   и « «возлюби ближнего твоего, как самого себя»( Левит 19:18).
В другой притче( Мф22:34-39)Иисус , отвечая богатому юноше  на тот же вопрос о вечной жизни,  объединил в ответе  обе заповеди- о любви к Богу и к ближнему, назвав первую заповедь «наибольшей», а вторую — подобной ей ,и добавил: "на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".
Эти две заповеди о любви лежат в основе Ветхого и Нового Завета , и какими бы ни были разногласия Иисуса  и его современников, они  касались не важности этих двух заповедей, а того, как следует их применять и на кого они распространяются.Идеи Иисуса нисколько не отличаются от того, что этот «книжник» и так думал ,т. е. от того, что этот книжник почерпнул от своих фарисейских учителей.В этой общности главных заповедей выражена общая для иудаизма и христианства центральная формула духовности — объединение любви Богу и любви к ближнему.
     Притча о самаритянине уточняет: путь к «Жизни вечной»  определяется  не  словами , а  действием —реальной  помощью тому, кто оказался в беде и нуждается в ней. Можно знать Закон и не исполнять его, а можно не знать Закона, но в реальности «исполнять его»..Примеры человеческой доброты и милосердия встречаются у людей самых  разных национальностей независимо от их вероисповеданий.
Помощь ближнему должна быть конкретной.

 Итак,  ВЫВОДЫ ИЗ ПРИТЧИ.

     "Ближний"- это не тот, кто одной с тобой крови или веры, а тот, кто нуждается в твоей помощи и кому ты  реально  ее оказал.
Любовь — это не просто слова или вера, а конкретные действия, в которых проявляется милосердие и сострадание. Милосердие определяется не  знанием закона и  не верой , а  исключительно -конкретным бескорыстным поступком -помощью тому, кто в ней нуждается.«Ближний» проявляет милосердие и любовь, бескорыстно помогая тому кто в беде, не рассуждая , «достоин» ли он помощи,«наш» ли он ,или чужой» .
     Смысл притчи — разрушение барьеров между людьми: «ближним» может стать  не только человек той же национальности и веры, а любой, кто нуждается в помощи и участии.
     Основной вывод притчи-слова Иисуса:: «Иди и ты поступай так же, как этот Самаритянин, оказывая бескорыстную активную помощь тому, кто в ней нуждается.

Притча о милосердном самаритянине призывает стать, как ближние, тем, кто нуждается в нашей помощи.


Рецензии
"Притча о милосердном самаритянине призывает стать, как ближние, тем, кто нуждается в нашей помощи."

Притча не о пострадавших, а о тех кто добр от Бога, и этими добрыми Земли многими пользуются за их доброту, в своих интересах. И только любящие Добрых, ни когда не будут пользоваться их добротой, а будут любить их, как себя, ибо тоже не желают чтобы за их доброту, их же делали рабами себе, Используя их дома, их имущество, их средства передвижения, и их жён, и детей.

Ибо заповедь гласит, не возжелай у ближнего твоего ничего чем он владеет. Не утяжеляй жизнь его, от того что он добр к тебе, ибо в минуту твоей нужды помог тебе, и истратил от своего имущества на тебя.

Заповедь остерегает от использования Добрых Земли, в своих интересах, считая добрых за лохов, тратящих своё имущество, если их развести, и разжалобит. Ибо Бог обязательно накажет, если им было сделано благо добрыми Земли, а они отплатили за это расхищением, только потому что их проще всего развести и разжалобить. Но не знают эти люди, что это великое зло, и они будут за это наказаны.

Ныне церкви, призывают добрых Земли, помогать всем кто нуждается, призывают тратить их имущество, дабы остальным было легче, по сути расхищая добрых Земли, делая их рабами, этому миру. Так церкви стали, уничтожать имение ближних, и думать что сим служат Богу. ибо сами в этом направлении и пальцем не пошевелят.

Вот и вы учите Ближних как надо любить нуждающихся, и делаете их виноватыми, что они мало помогают.
Но ваша та задача оградить Ближних от расхищения исполняя заповедь, а не учить их как быть еще добрей.

Виктор Губков   19.12.2025 09:50     Заявить о нарушении